Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
О пиджаках и людях
Текст: Ольга Дубровина Фото: фотобанк

Одинаковые коллекции стали мейнстримом российской моды. Дизайнеры пытаются завоевать аудиторию, предпочитая простоту приспособленчества 
и забывая, что успех любого модного дома - в его неповторимости.

Дизайнеры не дают себе право быть дизайнерами, то есть теми людьми, которые формируют моду и создают пласт культуры, в которой мы живем

Просматривая коллекции российских дизайнеров, постоянно думаю: «Господи, да за что же нам всем такое наказание?!» Стройные ряды одинаковых оверсайз-пиджаков, платьев-комбинаций, спортивных костюмов, огромных кроссовок и тренчей повергнут в панику любого, кто пытается хоть как-то выделиться при помощи одежды. Создается стойкое ощущение, что у всех этих брендов, старательно претендующих на причастность к моде, один и тот же дизайнер. И он пребывает в глубоком творческом кризисе.

Возможно, я утрирую, но факт остается фактом — российский модный рынок находится в плачевном состоянии. Кто, в их представлении, покупает эти вещи? Наши бренды запрашивают у покупателей космические суммы за одинаковые силуэты и некачественные ткани. Это какое-то биполярное расстройство, выраженное в позиционировании. Почему вы равняетесь на масс-маркет, где процветает надоевший всем минимализм, если хотите быть «в топе»? На лондонской и миланской неделе моды нам показывают гиперболизированные формы, огромные рукава, романтичные платья. А на рейлах наших брендов висят милитари и спорт, не особо актуальные уже несколько сезонов, и базовая одежда, которую все закупили на десять лет вперед. И поскольку здоровому больного не понять, адекватный любитель моды пойдет и купит итальянский или французский бренд, совершенно не задумываясь о каком-то там патриотизме. 

Кстати, у западных брендов есть еще одно преимущество. Надев эти вещи, чувствуешь себя по-человечески. В одежде российских брендов некомфортно, потому что дизайнерам, по всей видимости, не хватает знаний в области построения правильных лекал, конструкции изделий и свойств ткани. Разработкой лекал, конечно же, занимается модельер-конструктор, но хороший дизайнер должен хотя бы иметь представление о технологических процессах. Если вы умеете только красиво рисовать, но совершенно не можете конструировать и шить, то и одежда, которую вы выпускаете, получится как будто бы недоделанной. Заметьте, все великие зарубежные деятели моды, вроде Сен-Лорана, Лагерфельда, Шанель, были именно модельерами. Мы не говорим по отношению к ним «величайший дизайнер». Конечно, времена изменились, сейчас нужно использовать иной подход в разработке и продаже одежды, но брать пример с великих — явно не зазорно. Если нет возможности научиться конструировать и шить, подберите нормальных специалистов, которые вам помогут. Это стоит затраченных средств. 

Глобальная проблема российской моды — излишняя ориентированность на потребителя, как бы странно это ни звучало. Дизайнеры не дают себе право быть дизайнерами — людьми, формирующими моду, создающими пласт культуры, в которой мы живем. Понятное дело, пиджаки и «треники» с лампасами хорошо продаются: покупателям вбили в голову, что это круто. Но все это, как уже было сказано выше, можно купить в более доступном сегменте или же, если человек хочет долго носить одежду, наоборот, в более дорогом. Дизайнерская одежда — это, в первую очередь, искусство, и человек, который хочет назвать себя дизайнером, должен понимать, что он занимается разработкой произведения искусства, имеющего при этом функционал. Дизайнер — это художник, хоть и коммерческий. Не нужно упрощать свою жизнь, выпуская коллекции, ориентированные только на продажи: наверное, каждый уважающий себя художник заботится об эстетической составляющей произведения. У наших молодых дизайнеров собственной эстетики нет. Почему грузинские дизайнеры покорили мир моды? Да потому, что они все разные! Такое простое объяснение, не правда ли? И при этом каждый из дизайнеров гармонично вписывается в общую модную картину: ориентируется на стритстайл, вдохновляется разнообразием мира, для него человек не только покупатель, но личность, которой нужно помочь раскрыться. Они вступают в диалог со своей аудиторией, в их коллекциях мы видим ответы на какие-то фундаментальные вопросы. Аналогично и с известнейшим Алессандро Микеле, который часто говорит, что его коллекции — творческий взрыв. Именно он, кстати, наравне с еще несколькими модельерами, формирует современную моду. Его продукцию покупают, потому что она отличается от всего остального на рынке. 

Поверьте, такой подход выгоднее повального увлечения пиджаками. Любой человек, вне зависимости от того, чем он занимается, тяготеет к какой-то определенной эстетике. Представьте, есть абстрактная девушка, далекая от мира моды. Вы видите ее в магазине, и она покупает ярко-розовые сапоги. Не черные, не зеленые, а именно ярко-розовые. Она хочет выделиться среди своих коллег или подруг, запомниться чем-то, и яркая вещь не как у всех — это ее видение оригинальности. Что и говорить о людях, которые разбираются в моде и могут покупать вещи российских дизайнеров? Творец, создающий нечто необычное, формирующий особый стиль, обязательно найдет свою аудиторию. 

Так стоит ли продолжать штамповать одинаковые коллекции, которые уже никому не нужны? В наше время каждый хочет быть уникальным, и мир моды должен жить будущим, служить проводником в новую реальность. Я сомневаюсь, что дизайнеры, творческие люди по определению, не в силах сдвинуться с мертвой точки и начать показывать миру свои умения.

Поделиться