Как сделать бизнес успешным, «Стольник» узнал из первых уст.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы развить бизнес до больших масштабов?
Не бояться рисковать – это первое. Практика показывает, что невозможно находиться в состоянии комфорта и при этом переходить на новые уровни в бизнесе. Второе – внимательность к деталям. В начале реализации того или иного проекта всегда возникает соблазн сосредоточиться на глобальном, а детали отдать на проработку своей команде. Однако здесь всегда кроются подводные камни и риски. Чем внимательней вы будете на старте, тем быстрей и успешнее – на финише. А третье – лидерство и умение заразить команду своей идеей. Безусловно, альтруистов в наше время нет, все работают за деньги. Но если команда не горит общей идеей, не верит в лидера, то вряд ли стоит ждать больших прорывов.
Как выстоять в жесткой конкуренции? Ваши правила поведения?
Необходимо всегда быть в диалоге с клиентом. Спрашивать, что еще ему будет нужно завтра, через месяц, через полгода. Анализировать рынок и предугадывать, какие потребности возникнут в ближайшем обозримом будущем. Умение предвидеть и быть на шаг впереди конкурентов позволило нам за 16 лет из маленькой екатеринбургской компании стать лидером российского рынка в своем сегменте. Что касается взаимоотношений с конкурентами, тут все просто – никаких сантиментов. Если бить, то точно в цель.
Продолжается ли стагнация на рынке в условиях кризиса, и какие перспективы нас ждут?
Общая стагнация рынка, безусловно, продолжается. Но при этом как население, так и бизнес адаптировались к текущим условиям. Так было во все времена: после любого потрясения бизнес восстанавливается. Ему даже не нужно помогать. Главное – не мешать, что, к сожалению, происходит постоянно. Перспективы рынка напрямую зависят от большой политики.
Как вы считаете, в чем особенности и отличия русского бизнеса?
Русский бизнес до сих пор больше строится на отношениях. Важны репутация руководителя компании и его манера вести бизнес. Даже несмотря на стагнацию рынка и жесткую конкуренцию, он остается более рентабельным, чем такой же бизнес в Европе.
От чего вам пришлось отказаться ради той жизни, которая у вас сейчас?
Я не считаю, что для получения чего-то одного, надо отказаться от другого. Баланс – да, он может быть временно смещен в пользу более важного на текущий момент. Но, повторюсь, лишь на время. Жизнь должна быть максимально гармоничной и сбалансированной, тогда она будет радовать.
Как же тогда удержать баланс между бизнесом и личным пространством? Какое сейчас процентное соотношение этих сфер в вашей жизни?
Очень хороший вопрос. Мне кажется именно в поиске этой золотой середины и лежит ключ к счастливой и гармоничной жизни каждого человека. Причем в течение жизни золотая середина постоянно меняется, и это нормально. Для меня сейчас баланс выглядит примерно так: 40% – бизнес, 40% – семья и 20% – спорт.
Существуют ли у вас табу в личной жизни и бизнесе, которые вы не нарушите абсолютно никогда?
Не «кидать» своих поставщиков/кредиторов, не играть в игры с законом, не идти в политику.
Что изменилось с момента основания вашего бизнеса? В чем стало проще, в чем – сложнее?
Я был одним из первых в стране, кто рассказывал клиентам о том, как устроены системы защиты от краж в магазинах, в чем плюсы и минусы этих систем. Тогда спрос был небольшой, но и конкуренции практически не наблюдалось. Рентабельность бизнеса была достаточно высокой. За 16 лет ситуация кардинально изменилась: клиенты потребляют гигантские объемы, конкуренция стала предельно жесткой. Если раньше компании нос воротили от наценки 80%, то сейчас готовы биться друг с другом в тендерах за 8–10%.