Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Бизнес по правилам. Артем Сушко
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Мария Мережникова

Как сделать бизнес успешным, «Стольник» узнал из первых уст.

Артем Сушко. Учредитель Группы компаний «СОМ»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы развить бизнес до больших масштабов?
Не бояться рисковать – это первое. Практика показывает, что невозможно находиться в состоянии комфорта и при этом переходить на новые уровни в бизнесе. Второе – внимательность к деталям. В начале реализации того или иного проекта всегда возникает соблазн сосредоточиться на глобальном, а детали отдать на проработку своей команде. Однако здесь всегда кроются подводные камни и риски. Чем внимательней вы будете на старте, тем быстрей и успешнее – на финише. А третье – лидерство и умение заразить команду своей идеей. Безусловно, альтруистов в наше время нет, все работают за деньги. Но если команда не горит общей идеей, не верит в лидера, то вряд ли стоит ждать больших прорывов.

Как выстоять в жесткой конкуренции? Ваши правила поведения?
Необходимо всегда быть в диалоге с клиентом. Спрашивать, что еще ему будет нужно завтра, через месяц, через полгода. Анализировать рынок и предугадывать, какие потребности возникнут в ближайшем обозримом будущем. Умение предвидеть и быть на шаг впереди конкурентов позволило нам за 16 лет из маленькой екатеринбургской компании стать лидером российского рынка в своем сегменте. Что касается взаимоотношений с конкурентами, тут все просто – никаких сантиментов. Если бить, то точно в цель.

Продолжается ли стагнация на рынке в условиях кризиса, и какие перспективы нас ждут?
Общая стагнация рынка, безусловно, продолжается. Но при этом как население, так и бизнес адаптировались к текущим условиям. Так было во все времена: после любого потрясения бизнес восстанавливается. Ему даже не нужно помогать. Главное – не мешать, что, к сожалению, происходит постоянно. Перспективы рынка напрямую зависят от большой политики. 

Как вы считаете, в чем особенности и отличия русского бизнеса? 
Русский бизнес до сих пор больше строится на отношениях. Важны репутация руководителя компании и его манера вести бизнес. Даже несмотря на стагнацию рынка и жесткую конкуренцию, он остается более рентабельным, чем такой же бизнес в Европе.

От чего вам пришлось отказаться ради той жизни, которая у вас сейчас?
Я не считаю, что для получения чего-то одного, надо отказаться от другого. Баланс – да, он может быть временно смещен в пользу более важного на текущий момент. Но, повторюсь, лишь на время. Жизнь должна быть максимально гармоничной и сбалансированной, тогда она будет радовать. 

Как же тогда удержать баланс между бизнесом и личным пространством? Какое сейчас процентное соотношение этих сфер в вашей жизни?
Очень хороший вопрос. Мне кажется именно в поиске этой золотой середины и лежит ключ к счастливой и гармоничной жизни каждого человека. Причем в течение жизни золотая середина постоянно меняется, и это нормально. Для меня сейчас баланс выглядит примерно так: 40% – бизнес, 40% – семья и 20% – спорт.

Существуют ли у вас табу в личной жизни и бизнесе, которые вы не нарушите абсолютно никогда?
Не «кидать» своих поставщиков/кредиторов, не играть в игры с законом, не идти в политику. 

Что изменилось с момента основания вашего бизнеса? В чем стало проще, в чем – сложнее?
Я был одним из первых в стране, кто рассказывал клиентам о том, как устроены системы защиты от краж в магазинах, в чем плюсы и минусы этих систем. Тогда спрос был небольшой, но и конкуренции практически не наблюдалось. Рентабельность бизнеса была достаточно высокой. За 16 лет ситуация кардинально изменилась: клиенты потребляют гигантские объемы, конкуренция стала предельно жесткой. Если раньше компании нос воротили от наценки 80%, то сейчас готовы биться друг с другом в тендерах за 8–10%.

Поделиться