Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Искусство в массы
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Платон Шульц

Вика Чума Вечеринка – историк искусств и моды, шоураннер и телеведущая. Она говорит простым языком о сложных вещах как в своих проектах, так и в нашем интервью. Наш разговор – о собственной идентичности, смене вектора деятельности и индустрии моды.



Image_00_690x900.jpg

На мировой уровень вышли новые имена и стали люксом

Вика, расскажи, пожалуйста, что сейчас происходит в твоей жизни?

Новые форматы в интернет-проектах и на телевидении, сотрудничество с новыми платформами, больше развития в сторону искусства. Скорее всего, пойду получать ещё дополнительное образование. Языки, жизнь, семья, завершенный ремонт.

Ты отошла от контента только про моду, но как это случилось? Сфера интересов поменялась?    
Изначально я училась на историка искусств. Потом захотела делать интернет-контент связаный с модой, да и в целом тогда в стране сильно вырос интерес к шмоту. Но чисто для себя я продолжала изучать искусство, бродить по музеям и изучать работы, получать дополнительные образования и путешествовать. Так что, когда одежда перестала быть мне интересна с точки зрения контента, я ушла в сторону, в которую всегда развивалась внутри себя, но не показывала публично.

Тебе не было жалко оставлять популярный YouTube-канал и начинать новую главу?

Я легко расстаюсь с проектами, потому что всегда могут прийти новые. Но я делаю это легко, потому что сохраняю свою идентичность. То есть всегда есть постоянные, на базе которых можно анонсировать свои новые начинания. Я не пропаду как ведущая, потому что умею продюсировать проекты. Я ещё не состоявшийся профессионал и только лет через десять смогу говорить, что я как-то состоялась в профессии. Но мне кажется, я ощущаю, что будет интересно аудитории. То есть я не закрываю проекты, потому что мне так захотелось, а иду за новыми веяниями и своими интересами.

Например, искусство становится интересно людям, потому что сегодня стало меньше путешествий за границу и больше по стране. Люди начали интересоваться и изучать, что и кто есть у нас. И в то же время, искусство – это терапия, в рамках которой можно пройтись по галерее и получить свой антистресс. Задуматься о чём-то или поразиться изделием современного художника и, вдохновившись, купить себе домой интересную мыльницу, условно. Люди стали больше уходить в искусство как в антистресс, как способ путешествовать в малом круге.

Людям хочется отойти от инфополя.

Да, я думаю это им и нужно. Есть часть искусства, где серьезные люди стоят и объясняют, что же значит цветогамма этого мазка. А есть веселое кураторство, где ты можешь объяснить, что создавал художник, параллельно оборачивая это в юмор, чтобы людям было забавно тебя послушать.

Расскажи, пожалуйста, видишь ли ты какое-то противоречие между работой в развлекательных шоу и миссией нести искусство в массы?

Это интересный вопрос. Я сама часто осознаю разноликость своей работы. Условно есть большая корпорация, где ты работаешь и шьёшь, например, прекрасные платья, соответствуя требованиям. А потом ты приходишь домой и вяжешь крючком красивый шарф. Я не вижу здесь противоречия, просто есть разные задачи и амбиции.

Плюс мне кажется, что если я сделаю что-то удачное в плане популяризации искусства в интернете, то и телевидение захочет поработать со мной в этом направлении. Ведь какие программы про искусство нам известны? Я думаю, те, что по телеканалу «Культура».

Кажется, что в этих программах не особо интересная подача материала.

В такой телепередаче идёт женщина по осеннему лесу и так поэтично рассказывает про судьбу Валерия Брюсова. Всё очень возвышенно и неспешно. И это прекрасно работает в своём формате. Но я бы хотела, чтобы подростку тоже было интересно посмотреть про искусство, и верю, что на телевидении можно делать современные и понятные широкой аудитории проекты про это.

Есть мнение, что российская мода всегда была ориентирована на запад и в сложившейся ситуации вряд ли кто-то стрельнет. Что ты об этом думаешь? И что, на твой взгляд, мешает или чего не хватает русской индустрии моды?

Я не думаю, что мы смотрим на запад. В целом, что значит запад? Модные тенденции не зависят от полушария. В истории российской моды было много самобытного, в том числе прекрасные дома мод на Кузнецком мосту. У нас точно есть собственная история.

Просто в России долгие годы мода развивалась по пути социальных перипетий в том числе. А сейчас у нас пора, когда мы начинаем замечать марки, которых раньше не было в поле зрения, а делают и делали они классные вещи. Я думаю, что внимание, направленное на собственный внутренний рынок, наоборот, поможет индустрии.

То есть твой прогноз таков позитивный.

Имена звучат. Ещё когда я делала блог на YouTube в 2019 году, мы рассказывали про российские стритвирные марки. У нас был и есть классный бренд «Кружок», бренд Liars Collective, который был представлен на выставке Sole DXB в Дубае. Я всегда радела за развитие российской моды.

Но если критиковать, то разумно. Если поддерживать, то тоже по пунктам. Так мы с помощью критики и похвалы будем развиваться дальше. Я вообще очень переживаю за общество, которое не верит. Это нехорошая тенденция. Популяризация локальных брендов — это супер.

Как ты думаешь, можно ли абстрагироваться от трендов сегодня?

А зачем? Тебе может понравиться что угодно вне зависимости тренд это или нет. Сейчас общество стало довольно устойчиво к маркетингу, и многие сами считывают эти рекламные уловки. Да и в трендах нет ничего дурного.


Image_01.jpg

Бывают же быстрые и медленные тренды, и все постоянно пытаются предугадать их продолжительность.

А это невозможно. Практически 95% прогнозов, мне кажется, не сбываются, потому что общество ведет себя иначе. Допустим, один мужчина любит ходить в длинных шортах, а другой обожает шаровары, третий постоянно носит джинсы, а четвертый не может без брюк со стрелками. И они будут смотреть на тренды исходя из своих устоявшихся предпочтений. Тот, кому нравятся джинсы, будет следить за тем, носят ли их с потертостями или уже нет, узкие выбрать или широкие. В таком случае тренды не могут быть навязаны той или иной категории. Все перерабатывают их под свои предпочтения, и это отлично.

Как ты думаешь, за что мы платим, покупая люкс?

Я думаю, в современным мире любой, у кого вы спросите сие, расскажет долгую тираду, что талантливые дизайнеры долго к этому шли и у них большая команда, которой нужно платить зарплаты. Но, покупая люкс, помимо материала мы платим за статус.
 
Сейчас такое количество новых брендов, что куда интереснее иметь сумку от какой-нибудь ещё набирающей популярность дизайнерши. На мировой уровень вышли новые имена и стали люксом.

А как тебе кажется, что в глобальном смысле индустрия моды немного изжила себя? Как будто все устали от погони за ней.

От индустрии можно уставать хоть каждый год, но с ней никогда ничего не произойдет. Люди любят перемены, а одежда и аксессуары дарят нам их. Это как с едой: «Вам не кажется, что все устали от рыбы запеченной? Да, да, подустали, вот бы сейчас пельмени бахнуть, конечно, они лучше». А потом через неделю: «Почему мы рыбу запеченную не едим? Давайте!».

Расскажи о своих планах на будущее.

Я хочу делать проекты на стыке развлечений и искусства. Хочу, чтобы искусство становилось увлекательным для широкой аудитории и не воспринималось, как что-то занудное.
 

Поделиться