Редакция «Стольника» попыталась найти разницу между цитированием и плагиатом и разобраться, что из этого хорошо, а что плохо.
Цитирование или плагиат? Казалось бы, в ситуации, в которой мы оказались, российский модный рынок должен взлететь, ведь брендам выдалась уникальная возможность заполучить клиента и продемонстрировать весь свой потенциал. Но, к сожалению, листая ленту, попадаются примерно одни и те же фасоны в веренице повторяющих друг друга брендов.
Давно известно, что масс-маркет готов быстро адаптировать тренды с подиумов, а это дает шанс не имеющим доступа к люксу приобрести модную вещь. Разумеется, качество частенько оставляет желать лучшего, но у нас хотя бы появилась возможность выглядеть актуально и находиться в модной повестке. Уже понятно, что туфли Bratz от Versace ну очень хочется многим, но купить не у всех получится. Здесь масс-маркет вступает в игру, и у желающих быть на пике моды появляется возможность выложить публикацию в сети в трендовой обуви, не тратя на нее сотни тысяч рублей. То есть винить за копипаст тех же Zara уже нельзя, они давно всем все доказали.
Как же дела обстоят сейчас? Zara больше нет и остальных тоже, все внимание потребителей обращено на отечественную индустрию, но индустрия не радует. Дизайнеры не стесняются прямого плагиата с подиумов, да и без прямого плагиата локальных брендов друг у друга тоже не обходится, при этом практически по цене люкса. Без цитирования уже не обойтись и «все уже придумано», но кто-то грамотно вписывает тренд в свое индивидуальное видение моды, а кто-то просто напросто ворует. Модное сообщество уже договорилось, что сетевым магазинам мы такое прощаем, но что делать, когда воровство поощряется брендами, претендующими на новаторство и уникальность? Когда, к примеру, философия обезличенности или четыре культовых стежка от Мaison Мargiela подается как собственная идея, а в комментариях сплошь оды гениальности авторам, то в пору задаваться вопросом, где предел? Безусловно, не все обязаны быть fashion-экспертами и мгновенно считывать, кто у кого украл, здесь все вопросы к добросовестности дизайнеров. Если отойти от высокого, нельзя забывать и про прошлогодний бум брендов, специализирующихся на худи и джоггерах, некоторые из которых подавали свою задумку как эксклюзивное предложение.
Кстати, речь идет не только про локальные бренды, но и про гигантов индустрии. Gucci, презентовавшие точную копию куртки с объемными рукавами от менее известного Дэппера Дэна, не стали говорить о «вдохновении», а признали вину и предложили Дэпперу сотрудничество. Другим, менее положительным примером, стала Ким Кардашьян, выпустившая линию детской одежды, скопированную с Comme des Garçons и Vetements. Ким в ответ попыталась убедить аудиторию, что это дань уважения, а не воровство. Творческий кризис может случиться у каждого, но и выходить из него, как оказалось, можно по-разному.
В таком случае интересно взглянуть на ситуацию со стороны права. В российском законодательстве под плагиатом подразумевается присвоение авторства чужого произведения. К сожалению, на данный момент точное толкование термина «дизайн» по отношению к модной индустрии в законе не определено. Внесение даже незначительных изменений в творчество оригинального автора уже может стать основанием для признания «дизайна» принципиально новым. Получается, что факт копирования сложно доказуем, потому что судебная практика пока не часто сталкивалась с подобными прецедентами. Будем надеяться, что со временем дизайнеры получат возможность честно отстаивать свой интеллектуальный труд.
У России есть отличный шанс развивать моду не только как бизнес, но и как искусство, и теплится надежда, что так оно и будет. За плеядой одинаковых брендов стоит много одаренных дизайнеров, которые, к счастью, тоже дают о себе знать, и, если и цитируют, то талантливо. Как-никак есть большая разница между оммажем великому кутюрье и воровству, между вдохновением и копированием, между желанием делать уникальный продукт и желанием больше продать. Благодаря глобализации мы уже не подсматриваем, что там за рубежом, мы умеем делать также и даже лучше и давно не отстаем от Европы. Очень надеемся, что перспективные бренды, цитирующие, а не копирующие, смогут воспользоваться шансом стать замеченными.