Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Fashion and future
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Фотобанк

Новый номер «Стольника» посвящен будущему и технологиям. В разговоре о моде в этом контексте, сразу вспоминается футуризм и его главные представители. Футуризм расширил сознание общественности и взгляды на моду, но благодарны мы ему не только за это.



Image_00_690x900.jpg

дизайнеры, вероятно, станут еще и изобретателями новых методов создания одежды.

Мода, как и любое другое искусство, молниеносно отзывается на перемены в обществе, будь то политические течения, экономические кризисы, периоды рассвета и заката эпох. Нам довелось жить в период стремительного технологического прогресса, развитие которого стало источником вдохновения многих дизайнеров. Их размышления о будущем выросло в направление футуризм.

В 60-х весь мир был захвачен новостями об освоении космоса, космической гонке между СССР и США, полетом Юрия Гагарина, а в 1969 году человечеству удалось достичь когда-то фантастической цели – ступить на Луну. Столь же фантастические наряды стали ответам дизайнеров на этот эпохальный момент.


Image_01.jpg


Довольно легко распознать стиль, который отличается причудливыми формами, геометрией, абстрактными принтами, металлизированными тканями и инновационными материалами. Таким образ девушки из будущего представлялся основоположникам футуризма – Андре Куррежу, Пьеру Кардену и Пако Рабану.

Андре Куррежу повезло оказаться в модном доме Кристобаля Баленсиаги, новатора того времени и гения работы с формой. Дизайнеры тогда смотрели в одну сторону, и Кристобаль стал инвестором модного Дома Андре Куррежа, дав ему возможность транслировать свои визионерские идеи. В 1964 году Андре показал коллекцию, где создал образ «лунной девушки» в белых и голубых цветах, ставших отражением холодного космоса и звездных туманностей. Белые сапоги на плоской подошве и объемные платья А-силуэта, очень короткое мини и использование пластика для создания одежды шло вразрез главенствующему в те годы стилю New Look. После недолгого шока общественность провозгласила Андре триумфатором, открывшим новую главу в мире моды. К сожалению, уже в 80-х коллекции Куррежа потеряли актуальность, а дизайнеру больше не пришлось достичь громкого успеха. Но все же его модели до сих пор цитируют Prada, Moschino, Dior и многие другие бренды.


Image_02.jpg


Первая мужская линия одежды, первое прет-а-порте, первый унисекс... Уже этого достаточно, чтобы назвать Пьера Кардена новатором, но мы здесь говорим о футуризме. Забавно, что дизайнер оказался в доме Кристина Диора и работал над той самой коллекцией New Look, переросшей в стиль, на смену которому пришел футуризм. После ухода от Диора Пьер создал модный дом своего имени, предложив клиентам совершенно новый взгляд на моду. Как и Андре Курреж, Пьер показал свою первую футуристичную коллекцию в 1964 году. Она была вдохновлена полетом в космос Валентины Терешковой. Обилие металлизированной ткани, четкость линий, гипертрофированные молнии изрядно впечатлили общественность. Карден очень любил чистый дизайн, и со временем избавился даже от лацканов и воротников на мужских пиджаках и куртках для большего минимализма. Потом Карден позаботился об удобстве людей будущего и создал удобные платья из эластичного трикотажа. Именно удобство стало отличительной чертой изделий дизайнера.


Image_03.jpg


Имя Пако Рабана сегодня ассоциируется скорее с парфюмерией, хотя его вклад в мир моды куда ценнее. Если и говорить об использовании необычных материалов, то только в контексте творчества Пако. Его дебютная коллекция 1966 года получила название «12 неносибельных платьев из современных материалов». Современными материалами стали кольчуга, бумага и пластик, который уже присутствовал на подиумах благодаря Андре и Пьеру. Это были скорее арт-объекты, чем платья, ведь в них нельзя было даже сидеть из-за риска помять конструкцию. По мнению дизайнера, женщина должна быть заметна в его платьях, что ему, безусловно, удалось.

Современная мода активно использует достижения недолгой, но очень яркой вспышки футуризма. На Лондонской неделе моды бренд JWAnderson показал переосмысленный футуризм 2023 года с геометричными формами и яркими акцентами. А бренд Coperni, вдохновившись технологиями, создал одежду из антибактериальных материалов и сумки из яблочных отходов. В рамках показа на Парижской неделе моды Coperni буквально распылили «платье» или жидкий состав из хлопковых волокон на модель Бэллу Хадид, представив совершенно новый способ создания одежды.


Image_05.jpg


Подводя итог, скажу, что человек будущего вряд ли будет носить привычное пальто, и, скажем, брюки. Размышления о будущем переродились в настоящий кутюр, шокировавший едва ли не каждой деталью, но вызывающий бурный интерес. Футуризм 60-х оказался парадоксальным стилем, где минимализм кроя сочетался с авангардизмом в идеях и расцветках.

Сегодня наш космос – это искусственный интеллект и технологии, а новая волна осмысления будущего в моде уже началась. Только теперь дизайнеры, вероятно, станут еще и изобретателями новых методов создания одежды.

Поделиться