Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Эффект или эффективность?
Текст: Вадим Шихов Фото: Фотобанк

Современные технологии входят в число главных движущих сил, влияющих на эффективность образования. Дети «поколения Z» рождаются со смартфоном в руке, и задача школы – идти в ногу со всеми инновациями.

Сегодня дети обленились в плане чтения книг. Не помню, когда последний раз видела у них учебники.

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать, какие ассоциации вызывает у них слово «школа», то наверняка у большинства из них образы, нарисованные сознанием, совпадут. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, школьные записки. 

У современных школьников образы будут намного богаче – в них встретится много непонятного даже для тех, кто закончил школу каких-то 20 лет назад: мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: некогда обширная система, призванная воспитывать человека, широко развитого в разных областях, постепенно фокусируется лишь на профильных предметах.

Плохо это или хорошо? Ответить однозначно в данном случае невозможно: и в классическом, и в профильном вариантах обучения есть свои плюсы и минусы, которые становятся явными лишь на практике.

Татьяна Николаевна Смойленко,

директор школы № 177

Были у вас изменения в образовании за последние два года?
Т.Н.: За последние пять лет произошло очень много изменений. Самое масштабное – модульная технология.  Очень долго готовились к внедрению модульной системы Сенковского. Все до мелочей взвесили, провели организаторскую работу, а потом организовали учебный процесс. На это у нас ушло восемь лет. Модульная технология делает ставку на уменьшение количества предметов в школе.

Как вы относитесь к этому? Обучение стало проще?
Т.Н.: Любые, даже прогрессивные нововведения в результате бездумного внедрения могут работать в обратную сторону, ухудшая результаты обучения. Результат должен быть постоянно живым и мобильным. 
Я считаю, что подготовительная работа – основа успеха в любом деле. На этом этапе педагоги должны переосмыслить свою роль, овладеть более современной методикой. И тут давление сверху неуместно. 

Я слышала, что у вас все ученики летом проходили платный медицинский осмотр…
Т.Н.: Это тоже новшество для нас – расчет физнагрузки и еды по медицинской карте ученика. Мы проанализировали физическое состояние учащихся, затем составили им индивидуальную программу питания и физических нагрузок. Мы не приравниваем всех к одному. Не всем полезно есть пиццу в обед и бегать без остановки 45 минут на физкультуре. Теперь у каждого ребенка в телефоне есть приложение, по которому они выполняют задания на уроках и едят в столовой. 

Давно вы перешли на электронные учебники и интерактивные доски? 
Т.Н.: Полгода назад. Сегодня дети обленились в плане чтения книг. Не помню, когда последний раз видела у них учебники. Мы решили не бороться с безобразием, а его возглавить. Перешли на электронные книги. Они хранятся в кабинетах, а учебники дома пылятся. В классах повесили интерактивные доски – удобно и современно. Дети в восторге.

А что думают сами школьники таких о нововведениях?

Елизавета Гагарина,

ученица школы № 200 

Какие были современные изменения в вашей школе? 
Е.Г.: Вообще, наша школа с самого начала отличалась от других. Современный дизайн, вкусная еда, шкафчики для вещей, как в американских школах. С первого дня обучения был обеспечен комфорт для учащихся. Перед каникулами нам сказали, что со следующего учебного года желающие могут продолжать обучение дистанционно. Для меня это было удивительно, я думала, что так бывает только в университетах. 

То есть вы можете учиться дома по желанию? Как к этому отнеслись ученики?
Е.Г.: В классе собираются 30 человек, абсолютно не объединенных по каким-либо критериям. Ученик с 7 до 18 лет сидит в одной школе, иногда – в одном классе, с одними и теми же одноклассниками за соседними партами. Одни и те же лица обучают его абсолютно рандомно «разбросанным» предметам (литература перед физкультурой, а потом сразу физика), безо всякой логики и какой-либо унифицированной программы. При этом расписание строго регламентировано, никакое отступление не допускается: не успел решить интересную задачу? Да и черт с ней, иди разбирай Пушкина! Один хороший человек как-то сравнил получение такого количества информации с принудительным кормлением через катетер, когда человек вполне способен поглощать пищу сам. Даже у самого любознательного ребенка такая система вызовет сначала диссонанс, а потом скуку и отвращение. В итоге выпускаются две категории учеников: те, кто послушно следовал правилам системы, они выросли идеальными исполнителями, и те, кто просто «забивал» на все это и жил, как нравится. С дистанционным обучением все иначе – все учатся в той сфере, которая им интересна. 

Можешь выделить преимущества и недостатки самостоятельного обучения?
Е.Г.: Из плюсов – минимум пустой траты времени, это дает возможность освоить гораздо больше материала, который интересен именно ученику, также отсутствуют негативные логические связки (уроки – скукота, учителя – кричат и наказывают, домашнее задание – бессмыслица, над которой надо сидеть часами). Занятость школьника максимально «подогнана» под его возможности, а не под среднего ребенка. Во-вторых, удобный режим дня. К счастью, мне не довелось побывать маленькой семилетней «совой», которую будят в семь утра, чтобы покормить и отправить досыпать в машине, пока тебя час везут в приличную школу в центре города. И в-третьих, общение преимущественно с другими умными детьми, в образование которых вкладываются родители. На кружках чаще всего встречаются  адекватные и развитые дети. Никаких драчунов, троллей и хулиганов вокруг. 

Из минусов – во-первых, нехватка общения и оторванность от детской субкультуры. У меня есть друзья, но со многими из них мы видимся всего пару раз в неделю на каком-нибудь сольфеджио. Во-вторых, слишком много времени проводишь вместе с родителями. Если даже в детский сад ребенка можно отправить хотя бы на полдня и не видеться с ним, а за это время он и поучится, и поест с помощью воспитательниц, и поиграет не под зорким глазом мамы, а мама займется своими делами, то я расстаюсь с родителями часа на полтора. И в-третьих, самоорганизация – самое опасное, что подстерегает в обучении на дому. Школа прививает пассивность: пришел, послушал учителя, ушел. Здесь придется изучать все самому или, по крайней мере, с репетитором, а лень преодолеть крайне сложно. Однако в случае успеха вы будете действительно подготовлены к будущей жизни: в реальности никто не будет работать за вас.

Ольга Владимировна Меньшикова,

юрист одной из школ, где планировалось начать… чипирование

Если вы введете в поисковике «детство 2030», то, скорее всего, первые 10–20 вкладок  будут касаться чипирования детей. Действительно, такой пункт подразумевает загрузку образовательных программ непосредственно в мозг посредством установленного туда чипа. Да, почти как в «Матрице». 

Расскажите, откуда вообще пришла идея чипизации детей?
О.В.: Изначально чипы применялись для контроля за домашними животными. Позже стали использоваться в медицинских целях. Сейчас же некоторые иностранные компании вживляют чипы своим сотрудникам. Около 3000 человек в Швеции имеют микрочипы, которые заменяют пропуска, ключи от кабинетов, логины и пароли для доступа к компьютерам.

Как выглядят эти чипы? Вживление проходит болезненно?
О.В.:  Микрочип миниатюрный и желеобразный, его невозможно изъять. Процедура совершенно безболезненная, занимает около 10 минут. Объем памяти чипов не ограничен: они следят за здоровьем человека, его финансовым состоянием, обеспечивают безопасность и многое другое.
 
Это коснется только школьников?
О.В.: Данное направление активно разрабатывается в нашем государстве. Как следует из приказа министерства промышленности и энергетики, в ближайшем будущем всем жителям России вживят чипы, а начинают с учеников школ. Их чипы содержат проездные карты, банковские карты, навигаторы, геолокацию, ключи, сведения о здоровье.

Станет ли это обязательной процедурой? 
О.В.: Пока неизвестно. Такое накопление информации позволит осуществлять всеобщий контроль и управление населением. То есть в случае противодействия станет возможным лишение гражданина доступа к социальным благам и услугам. Это вступает в противоречие со статьями Конституции РФ. Необходимо также заметить, что существующие технологии не в состоянии гарантировать защиту микрочипов от сбоев и вирусов. Сейчас пока нет научно подтвержденных данных о том, как влияет долгосрочное применение чипа на здоровье ребенка. В ходе исследования также возник вопрос о возможности использования данных россиян третьими лицам, что прямо угрожает личной и национальной безопасности. 

Из положительных сторон чипизации выделяют возможность поиска и спасения людей, включая пропавших детей или взятых в качестве заложников и т. д.; помощь тяжелобольным. Вы не потеряете свои ключи или кошелек. Из отрицательных – нарушение прав и свобод; путь к тотальному контролю (когда и документы, и деньги заменяет одна электронная метка, то человеком легко управлять); возможность роста мошенничества, создание огромных рисков для каждого гражданина; оружие массового поражения человеческого сознания.