Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Магия света
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Личный архив

Световой дизайнер Наталья Маркевич про магию взаимодействия со светом.




Image_00_690x900.jpg

Благодарим за помощь в организации интервью i-design.pro - сообщество дизайнеров и архитекторов

Всегда говорю, что свет - это намного проще, чем кажется

Световой дизайн достаточно новое направление для российского рынка. Как вы пришли в эту узконаправленную отрасль?

  Я закончила институт, как инженер-электрик и была очень далека от дизайна. Моей первой работой было проектирование релейных защит на атомной станции. А дальше я занималась электрикой внутри помещений: стандартные задачи с разводкой, розетками и в том числе и освещением. В какой-то момент я поняла, что освещение, которое я планирую на чертежах, влияет на ощущения людей в готовых помещениях. Эта мысль, буквально, потрясла меня и я захотела узнать больше об освещении, чтобы помогать людям получать удовольствие от пространства, в которых они находятся. К сожалению, на тот момент в России кроме светотехнического образования, найти другой информации было невозможно. Я даже не подозревала, что может быть другой способ заниматься освещением.
 
Оказавшись в британской компании все еще работая как электрик, то есть занимаясь технической стороной освещения, где от своих европейских коллег я впервые узнала, что есть отдельная профессия - светодизайнер. В тот момент, я поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься. Дальше было много интересных проектов, сотрудничество с коллегами по всему миру и работа в Англии.
 
Но после опыта работы в Европе, в России было сложно найти работу, потому что компании не знали, что со мной делать. В нескольких компаниях я по сути была бонусным престижным активом, при этом я постоянно сидела без работы, так как все структуры отечественного проектирования не были спланированы под дизайн освещения.

Тем не менее запрос на дизайн освещения был, поэтому я решила создать свое бюро, делать проекты самостоятельно и параллельно начала проводить лекции, мастер-классы.  В какой-то момент Архитектурная школа МАРШ пригласила меня создать и курировать первый в России курс профессионального дополнительного образования по дизайну освещения.

По сути мы с командой Архитектурной школы МАРШ 7 лет назад были родоначальниками направления и создали рынок светодизайна. Наши ученики уже как профессионалы проводят мастер-классы, открывают свои бюро. Это обогащает рынок, формируются правила игры в профессии.


Image_03.jpg


Image_02.jpg


Image_01.jpg


Как сейчас начать развиваться в качестве специалиста в данной сфере?

Идти учиться, это может значительно сэкономит время. Из-за отсутствия соответствующих курсов и обучающих программ я потратила на изучение профессии самостоятельно около 6-7 лет. Сейчас есть возможность получить первичные знания о профессии в нескольких университетах страны. На профессиональном курсе знания более концентрированы в отличие от самостоятельного изучения. К тому же, важной частью на пути к новой профессии является общение -- нетворкинг  и практика. Все это присутствует на курсе и помогают быстро войти в профессию.

Не уделяют должное внимание свету в быту, насколько он важен в пространстве?

Свет выполняет и утилитарную и эстетическую функцию, Ошибочно думать, что свет не важен для жизни, потому что мы постоянно с ним взаимодействуем. Качество света влияет на активность, благодаря ему мы получаем информацию и изучаем мир, количество света влияет на настроение, например в солнечное время мы ощущаем себя счастливее. Свет на самом деле рассказывает истории, ведь благодаря ему мы запоминаем пространства. Освещение в квартире тоже способно создавать сторителлинг не только о помещении, но и о человеке.


Image_05.jpg


Image_04.jpg


Image_06.jpg


Рефлексируете ли вы на тему света в повседневной жизни? Есть ли разница в светодизайне в России и Европе?

Иногда, проезжая по городу в такси или находясь в каком-то помещении, интуитивно хочется закрыть глаза, световой информации слишком много и каждый элемент вызывает вопросы. Плохо, когда пространство начинает раздражать, хорошее освещение незаметно, оно растворяется в пространстве, гармонично подчеркивая интерьер.
Существуют исторические предпосылки к использованию электрического освещения. В нашей стране это и дешевое электричество, нам не приходится быть такими избирательными как в Европе, климатические условия и даже архитектурные.

Мы привыкли и даже гордимся, что наши города не спят, все работает 24 на 7. На западе чувствуется более камерное отношение к процессу оформления облика города, вечером света почти нет. Что родилось из-за экономии, сейчас обрело совсем другой смысл. С электрическим светом мы живем не так давно и только начинаем изучать его влияние на наш организм. Мы живем в режиме 24 часов, мы бодрствуем и спим и это важные части дневного цикла. Почти всем живым организмам нужен свет, чтобы быть бодрыми и темнота, чтобы отдыхать. Поэтому регулирование количества света в городе и дома, это не только экономия, но и забота о здоровье людей и окружающей нас флоре и фауне.



Image_07.jpg

Т
огда есть ли какой-то город, в котором вам нравится освещение днем и ночью?

Да, это Катар. Вообще, я не поклонник Азии, но он впечатляет своей активной застройкой, архитектурой. Днем он меня немного угнетает, а вот ночью словно расцветает. Современная урбанистика, архитектура перетекающая из одного здания в другое, как декорации театра, которые интересно разглядывать. В Европе мне нравится Лондон из-за микса модных общественных мест и старых уютных площадей. 

А какие объекты интереснее для создания разных сценариев света, общественные или личные?

Любые, где есть запрос на это. Дизайн – это, в первую очередь, сервис, где главное - решение задач клиента. Свет же не просто решение математической задачи, а организация пространства.

Какие тренды в освещении сейчас чаще заметны?

Тренды легче отслеживать среди проектов общественных пространств, так как больше людей взаимодействуют с ними и публикуют фото в социальные сети. В  жилые объекты нет такого доступа. Но есть общая тенденция к театральному контрастному освещению в работах начинающих дизайнеров, это касается бутиков, торговых центров и даже офисов. У меня был опыт проектирования света для концепт-стора, но заказчик не был готов принять тот факт, что концепция света должна строиться на основе философии бренда. К сожалению, многие стремятся только копировать, не выстраивая уникальность пространства. Как правило о свете думают в последний момент, хотя он может решать, как себя будет чувствовать клиент.


Image_08.jpg


Image_09.jpg


Image_10.jpg

Есть ли у вас творческие планы в работе со светом?

Я люблю заниматься светом вне зависимости от сложности проектов, для меня это вовсе не механическая работа. Сверхпланов нет, стремлюсь просто получать удовольствие от того, что свет привносит в интерьеры смысл. Возможно, когда-нибудь, я бы создала интересные светильники. А пока хочется больше времени и больше интересных проектов. Как говорится, у самурая есть только путь.

Как простому человеку иначе посмотреть на свет в своем пространстве?

Всегда говорю, что свет - это намного проще, чем кажется. Но люди боятся его трогать, ведь он где-то там на потолке.  Свет подстраивается под нужды человека, иногда просто перестановка светильника может создать более комфортные условия для жизни. Можно просто взять светильник в руки, повернуть и возможно вы увидите совсем другой интерьер. Не бойтесь взаимодействия с ним.

Поделиться