Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
BURNING MAN
Текст: Даша Ткачук Фото: Даша Ткачук

Раз в год десятки тысяч человек стремятся попасть в пустыню Black Rock City (Невада, США), чтобы провести неделю вдали от цивилизации, насладиться музыкой и красотой независимого искусства. Все – для радикального самовыражения в кругу единомышленников. На этот раз фестиваль прошел в начале сентября. Чтобы узнать самое интересное из первых рук, мы поговорили о личном опыте бернера, инфлюенсера и организатора модных событий Светланой Широких @svetlana_shirokikh.



Image_00_690x900.jpg

в жизни всю самую интересную информацию нам дают люди

От новичка до асса

Три часа ночи, аэропорт в Лас-Вегасе. Звонок, на той стороне знакомый: «Ну как там? Как там было?». Не думаю, выдыхаю: «Безумно!». Если и можно охарактеризовать это событие как-то, то только этим словом.

Лет шесть назад мне рассказали о Burning Man, и я начала искать информацию. Да так, что это превратилось в мою мечту. Через какое-то время я знала все нюансы и расценки, но таких сумм у меня не было. Так выходит, что ты проходишь огромные испытания, отдаёшь немалые деньги, чтобы жить в пустыне как простой походник без особых удобств! А ведь на эти деньги можно слетать на Мальдивы! Так вот я уверена (не сочтите сумасшедшей, но есть сильное ощущение), что Плайя меня звала, это место хотело, чтобы я там оказалась! Про Burning Man говорят, что лишних людей там нет, только те, кому действительно нужно дано туда попасть!

Некоторые называют это взрослым Диснейлендом. Но, по-моему, это гораздо больше. Это настоящее безумие, без границ разума. И тем не менее, в таком хаосе люди идеально сосуществуют в одном потоке. Первый раз поехав туда, я думала: «Ну это на один раз – просто посмотреть!». Однако в этом году этот раз стал уже третьим. Единожды его посетив, хочется возвращаться туда снова. Burning man становится твоим домом.


Image_01.jpg


Первый год я приезжала как free burner. У нас была небольшая компания людей, пока не определившихся со своим кэмпом, мы только постигали азы. Второй раз я уже выбрала кэмп и поехала со своей близкой подругой. Я изучала все и вдоль, и поперек, боясь что-то пропустить, и по-максимуму впитывала впечатления. А в этот раз у меня был совершенно иной опыт (в паре), и в целом, в этом году я старалась больше отдавать людям, дарить. Мне показалось, что в этом я достигла сути всего мероприятия: никогда еще процесс общения и передачи своей энергии не доставлял мне столько удовольствия.

Сумасшедшие арт-объекты

В 2023 году темой фестиваля стала анималия – животный мир во всех его проявлениях. В этом году арт-объектов было гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Говорят, что сказывается кризис, а также отсутствие сменяемости поколения творческих людей. Немногие из молодежи стремятся отдавать, а не забирать. Тем не менее, я выделила бы два объекта, которые действительно произвели на меня впечатление.

Первый – это Мона, гигантский розовый кролик. Кажется, будто он был создан из плюша, однако это был металл и довольно жесткий. Такой парадокс влиял на восприятие и говорил о том, что не все так однозначно в жизни и тем более на BURNING MAN.

Второй – Sparkle Bonies, гигантские скелеты, одетые как бернеры, у них даже имена были. Само название – это оммаж на sparkle ponies, так называют девушек, которые приезжают просто потусить и сделать фото, а также на bones, кости. То ест дословно это звучит как «блестящие косточки». Зпомнились они мне тем, что прямо посреди песчаной бури там собирался народ и с огнем устраивал вечеринку в стиле Mad Max.


Image_02.jpg


Костюмы

На BURNING MAN существует принцип радикального самовыражения. Ты ничем не ограничен и можешь максимально раскрыться без опасности осуждения. Для меня создание самих костюмов для фестиваля и есть воплощение в образе арта. Костюмы я тщательно подбираю и начинаю это делать уже сразу после окончания фестиваля. Их шьют дизайнеры специально к мероприятию, по моим и собственным задумкам. Также я подсматриваю идеи в различных винтажных сумасшедших коллекций. Например, в прошлом году я вдохновилась цветочным свадебным платьем YSL времен самого Ива.

Вид сверху лучше

На предыдущих двух бернах я слышала о том, что можно прилетать сюда на самолете и даже совершать полеты во время мероприятия. Как некий подарок от аэродрома бернерам. Но мне казалось, что очередь будет бесконечной и, возможно, запись будет делаться еще до начала самого события. Поэтому я даже не пыталась. Но в этом году мы просто провели ночь прямо в кэмпе аэродрома у столика записи, так что ко времени, когда пришел волонтер, мы уже были первыми. Кстати, ребята, пришедшие после нас, сделали еще более хитро: они увидели пилота, который только просыпался, подошли к нему и уговорили взять их полетать. Ведь как оказалось, полеты пилоты совершают по собственному желанию и сами оплачивают топливо. Все ради того, чтобы совершить акт дарения бернерам. Полет был невероятным опытом, одним из лучших, что мне доводилось испытать, – маленький самолетик кружил с видом на восход солнца и тень постепенно уходила, открывая пустыню и идеально геометричные формы BURNING MAN, а некоторые арт-объекты можно было увидеть как фигурки из киндер сюрприза.


Image_03.jpg


Шутки в сторону

Как правило BURNING MAN знаменит еще и погодными условиями. Это не просто пустыня, но древнее озеро, которое высохло миллионы лет назад. И там нет песка – только пыль, которая имеет светлый, почти белый оттенок, это и есть солончаки высохшего озера. Днём там безумно жарко, а ночью холодно, температура опускается до минус десяти градусов.

Максимально, что грозило бернерам, пыльные бури или пробки на въезде и выезде. За много лет проведения ситуация не менялась. До этого года, когда на Неваду обрушился ураган «Хилари», сопровождавшийся грандиозными дождями, в том числе в пустыне. Бернеры знали о грядущих в конце недели дождях, но никто и не подозревал, что случится целый потоп. Лично я оказалась в этот момент на воротах в Блэк Рок Сити, километров в восьми от нашего кэмпа, да еще на электро-байке. Он увяз в грязи, и мне пришлось идти пешком в грязи по колено. После начала дождей пыль превращается в глину слоем сантиметров двадцать, так что все, что может двигаться на колесах, кроме танка, увязает в ней как в бетоне. Поэтому около 80 тысяч человек буквально застряли на фестивале еще на неделю. Кто-то решил идти 10 км пешком, оставляя свои вещи, кто-то пытался выехать на джипах, ну а большинство ждали еще неделю в изолированном комъюнити.

Пресса раздула все, разумеется, в целую катастрофу, в реальности же бернеры, неунывающие люди, умудрились протусить всю эту неделю, разбрасывая шуточки про каннибализм и устраивая открытые оргии.

Во всем этом меня поразило только отсутствие местных органов правопорядка или МЧС, которые попросту так и не приехали помогать людям, предоставив их самим себе. На выезде мы встретили только одного (!) патрульного и это все. Даже рейнджеры с секьюрити попросту покинули въезд /выезд.


Image_04.jpg


Что такое кэмп

В мой первый год я была среди бернеров-девственников (так называют первогодок), также мы были фри бернеры, то есть те, у кого нет кэмпа, волонтерских задач или арта. Я еще пыталась понять, что же вообще происходит вокруг. Ты просто попадаешь в круговорот событий и необычных вещей и поначалу вообще думаешь, как это переварить. Но постепенно ты понимаешь, что самое главное удовольствие здесь именно отдавать, дарить людям любовь и свой труд. Так ко второму году я уже искала свое комъюнити. В этом году я была в одном из крупнейших кэмпов под названием Уолтер. Это часть Ego Trip Village (более крупное образование кэмпов). Он настолько большой, что состоит из четырёх сотен людей. Из них я едва знала 20. Нашел его мой бойфренд, и мы влились идеально. Мы располагались рядом с центром всего BURNING MAN, у нас было аж три арт-кара, свой бар и самая знаменитая карусель – арт-объект. Живя в таком кэмпе, знакомишься с кем-то каждый день. Смеешься, работаешь, делишься чем-то – это огромнейшая радость и воспоминания, которые остаются до конца жизни.

По вечерам мы проводили вечеринки до утра. Люди тусили в своеобразном окружении из этих объектов. Помимо этого, один из членов кэмпа создал арт-объект, который изрыгал пламя в определенное время, обдавая теплом и даже жаром всех вокруг. Самое яркое мое воспоминание в этом году – сбор мусора с нашей территории с утра. Его всегда надо собирать на дежурстве, это есть в кодексе любого бернера. Так вот пара девушек из нашего кэмпа к этому тщательно подготовились – купили наряды французских горничных и в таком виде его собирали.

А еще для себя я сделала вывод, что и на BURNING MAN и в жизни всю самую интересную информацию нам дают люди. Именно они, а не программа или приложения, каждый день мне рассказывали, куда лучше сходить, чтобы увидеть самое-самое и не пропустить ничего важного.


Image_05.jpg


Эксперимент времени

Я думаю, что BURNING MAN развивается как экспериментальное современное общество. И как мне кажется, он одновременно дает нам понять, что нужно стремиться к лучшему, и человечество не ограничено ни в своей щедрости, ни в креативности, ни в социальности. Что человеку не чужды животные инстинкты и никакие новые технологии их не изменят. Думаю, что общество без денег возможно, но до него еще нам очень далеко. Ведь BURNING MAN это всего лишь 80 тысяч человек и одна неделя. У фестиваля есть заповеди, некая Библия. Всего их десять радикальное включение, дарение, отказ от предпринимательства, спонсорства, рекламы, радикальная самодостаточность, радикальное самовыражение, общественные усилия, гражданская ответственность, не оставляй следа, участие и здесь и сейчас. Выделить какую-то одну сложно, хотя мне часто этот вопрос задают. Но я думаю, что они важны все, и нужны для того, чтобы каждый понимал суть происходящего. Не зря первым идет радикальное включение. Каждый раз туда попадая, надо понимать, что ты уже «часть команды и часть корабля».

О людях

Каждый человек, которого я там встречаю, особенный! От тех, кто только туда попал с горящими глазами и бесконечной жаждой все успеть, до седых бернеров с историей в 30 бернов, сидящих на табуреточке и предлагающих тебя побрызгать водичкой в жару. Наверное, моя любимая история с фестиваля, история про Пэкмена. Мы встретили создателя гигантского арт-кара «Привидение» из игры Пэкмен. Так вот это был седой мужчина в тигровых трусах и высокой шляпе. Абсолютно безбашенный. Меня так и подмывало спросить: «А где же сам Пэкмен?» А он ответил, что Пэкмен должен был быть в этом году, но его создаёт другой мастер, который решил, что он недостаточно совершенен. Ну и в результате на следующей год привидений – Пинки и Инки – уже было двое. А Пэкмен так и не появился. Можете представить, какое это крышесносное зрелище – наблюдать двух бегающих и мигающих привидений, а за ними еще Пэкмена, и все это ночью!

Еще есть интересная история про единственного человека, у которого есть бесплатный проезд на Привидения. А, как известно, там нет бесплатных билетов даже для сотрудников. Про это почти никто не знает, но мне посчастливилось с ним пообщаться. Это один из богатейших людей Невады. Он уже в престарелом возрасте, однако приехал в полной амуниции ковбоя и все приглашал меня на танцы в бары Берна. Хотя меня вообще удивляло, что он еще ходит. Он владел ранчо и землей, которые арендовал фестиваль. Поэтому у него единственного был браслет для входа на территорию.


Image_06.jpg


Обязательно сделать

Не существует универсального рецепта для всех по посещению BURNING MAN. Каждый находит там себе занятие по душе. И даже если ты не знаешь с чего начать, окружающие уже знают, как тебя увлечь. Да и всем тем, кто думает, что BURNING MAN это исключительно про наркотики, рейв и секс, отвечу – это абсолютно не так! Это город, который существует ровно одну неделю в году. Он построен силами самих бернеров и его задача – помочь осуществить все свои мечты в эту неделю. К их услугам все возможные блага человечества – от развлечений и арта, до поиска настоящей любви и смысла жизни.

Поделиться