Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Татьяна Пашутина: Живой организм
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Личный архив

Вместе с меняющимся миром меняются и реалии бизнес-среды. Татьяна Пашутина, наставник по развитию ювелирных брендов, рассказывает о том, на что обратить внимание начинающим предпринимателям, а также о современных тенденциях и требовательной аудитории.


Image_00_690x900.jpg

Личный бренд – это всегда некий обобщенный образ..

Каким вы помните бизнес, скажем, 5-7 лет назад? Какие из привычных приемов больше не работают?

Если мы говорим о 2016-2018 гг., то, во-первых, в то время был расцвет индивидуальных микробизнесов, а инфо-бизнесы только начинали развиваться. Тогда мы не знали, что такое «прогрев», социальные сети в качестве инструмента продаж никто не рассматривал, а вести страницу только для постинга милых фотографий было обыденностью. Сегодня, конечно, в этом смысле мир изменился, теперь, что ни человек, то бизнесмен. Если раньше было четкое понимание, что бизнес – это нечто большое и мало кому подвластное, то сегодня каждый первый у нас микропредприниматель, специалист по "воронкам", продажам, развитию и т.д. В наши дни люди в целом гораздо лучше подготовлены к ведению бизнеса и деньгам, и, как следствие, мы стали более искушенными в этом моменте. Ведь чем более человек искушен в плане технологии и техники продаж, тем сложнее ему продать, поэтому теперь уже не работает абстрактное понимание аудитории. На данный момент особенно важно понимать боли, ценности и триггеры потребителя, точно знать, с кем ты общаешься и как надо подавать продукт. Во-вторых, важным аспектом успешного бизнеса стала скорость: скорость доставки, ответа на сообщение и запрос. Контакт бренда и покупателя очень близок, а все процессы ускоряются. В-третьих, конечно, эмоция, которую несет бренд. Сегодня все нематериальные активы бренда стали максимально важны и интересны. Особенно важным является факт изменчивости трендов в бизнесе и во всем, что происходит. Предприниматели должны следить за тем, какие сегодня тренды и тенденции и всегда быть вовлеченными в то, что происходит в мире.

Какие покупательские тенденции вы наблюдаете сейчас?

Прежде всего, сейчас среднестатистический человек все в более молодом возрасте начинает становиться полноценным потребителем. Если раньше мы не обращали внимания на 13-16-летнего клиента, то сегодня наблюдаем тенденцию, когда подросток может неплохо зарабатывать и быть весьма платежеспособным. Из этого вытекает история о том, что на данный момент есть целых 5 поколений, которые являются активными покупателями и влияют на бизнес-среду. В этой связи становится все больше разрыв между консервативным подходом, который работает по законам 10-летней давности и теми, кто только выходит на рынок.

С точки зрения покупательских тенденций люди делятся на несколько групп потребителей, которые обладают принципиальной разницей. Первые покупают у людей, которые продвигают личный бренд, им важна личность и мнение любимого блогера. Вторые нацелены на компании, которые несут эмоцию и транслируют определенные ценности, например, заботу об окружающей среде. Третие стремятся купить побольше и недорого. Это огромная по количеству аудитория, для которой найти продукт за меньшие деньги, чем его средняя цена, становится спортом, и своими находками они очень гордятся.

Как тренды в социально-медийном пространстве влияют на бизнес?

Тренды в социально-медийном пространстве влияли на бизнес всегда. Если раньше считалось, что бизнес может диктовать свои условия, то сегодня блогер с большой аудиторией способен растоптать продукт и значительно снизить продажи любого бренда. В целом, сейчас существует множество трендов и антитрендов, за которыми необходимо следить, всегда находиться в повестке. Бизнес должен научиться лавировать между этими трендами либо же взять за основу один и продвигаться за его счет. Социальные тренды быстро меняются. Есть какие-то большие, глобальные, а есть быстротечные, и сегодня нужно быть мобильным в этом смысле.

Теперь у предпринимателей есть два пути: первый – это большие объемы производства и затраты на рекламу, чтобы имя бренда звучало отовсюду, а второй направлен на развитие креативной составляющей бизнеса. Сегодня даже нетворческие бизнесы становятся креативными – для того чтобы при небольших бюджетах стать заметными для аудитории.

Почему сегодня так хорошо продает «личный бренд»? И почему какие-то истории цепляют большие аудитории, а какие-то нет?

Личный бренд – это всегда некий обобщенный образ, который подходит той или иной целевой аудитории. Одна часть людей выбирает образ того, кто олицетворяет их мечты и стремления. Вторая подписывается на тех, с кем ассоциирует себя в данный момент жизни. Третья наблюдает за теми, кто их сильно триггерит, раздражает и бесит. 

Ольга Бузова, например, попала в образ среднестатистической героини российской действительности. Она мечтает о семье, потом мужчина ее бросает, и она начинает больше работать, зарабатывать огромные деньги, и теперь ее имя знает вся Россия. Это ведь мечта любой девушки, показать человеку, который бросил, кого он потерял. В этом смысле, чем больше человек может жонглировать разными раздражителями, тем больше он привлекает аудиторию.

На что сегодня делать ставку? Если все уже придумано и создано, как выделиться среди конкурентов?

Если мы говорим с точки зрения прибыли, то я предлагаю делать ставку на игру вдолгую, сегодня это как никогда важно. В меняющемся мире стабильные островки заметнее всего. Поэтому когда вокруг бушует непогода, а вы -- тот самый островок, который всегда сохраняет определенный tone of voice, подход и ценности, то в этом случае вы будете заметны. В нашем нестабильном мире нужно идти от противного и быть стабильным.

Поделиться