Как сделать бизнес успешным, «Стольник» узнал из первых уст.
Назовите главное для вас правило ведения бизнеса.
Качество всегда востребовано, но не каждый покупатель может отличить действительно хорошее от «не очень». Я хочу завоевать именно рынок качества и для достижения этой цели готов предложить цветы премиум-класса по цене ниже средней. Я отдаю себе отчет в том, что, возможно, первое время не окуплю вложений, зато получу колоссальное удовольствие, показав клиентам, каким должно быть настоящее качество. У меня получилось совместить любимое хобби и профессию в одном флаконе. Цветочный бизнес у нас семейный – передается из поколения в поколение, так что любовь к нему у меня в крови.
Первое, что приходит в голову: успешный бизнес – это доходный бизнес.
Не соглашусь. Если ты не боишься работать, целеустремлен, амбициозен и в совершенстве знаешь свое дело, тебе под силу многое. Могу сказать, что у меня есть другое направление в бизнесе, и оно приносит мне хорошие деньги, но не приносит удовольствия, поэтому я решил вернуться к своим истокам. О цветах, например, я знаю все и даже больше, могу по их виду сказать, скрещенный ли это вид, где выращен, когда. Только в таком случае человек может называться профессионалом. Лучшие иностранные садоводы тоже прежде всего работают на репутацию, этому у них можно поучиться.
Есть ли у вас личные лайфхаки в бизнесе?
Уверенность, сила и знания. Уже на старте донести до потенциальных потребителей, что предлагаемое вами качество – абсолютно. Изучить ассортимент на рынке, быть дотошным и держать все под контролем, уважать то, чем занимаешься, предлагать эксклюзив и найти профессиональную сплоченную команду. Как показывает практика, многих флористов изначально неправильно обучают: они не умеют профессионально обращаться с цветами. Найти достойного специалиста – одна из главных задач руководителя. А еще одна значимая составляющая успеха – правильное обращение с покупателем. Мы, например, делаем для каждого букета бирку с пожеланиями, написанными от руки. У нас есть ленты с нашим логотипом. Мы обязательно рассказываем, как ухаживать за купленными цветами, чтобы они радовали не одну неделю. Свежие цветы хорошего качества при правильном уходе могут простоять 2–3 недели. У нас есть возможность заказа-онлайн, доставка осуществляется вовремя, даже на пять минут раньше. Мы будем делать то, что не делают другие.
Как вы относитесь к конкурентам?
Я люблю конкурентов – они для меня не враги, а коллеги. Говорят, выживает сильнейший. Нет. Нужно очень любить свое дело и не бросать начатое – просто потому, что достаточно долго будет очень тяжело. А если не любишь то, чем занимаешься, ты бросишь все на полпути, так происходит с большинством людей. В погоне за прибылью некоторые салоны испорченные и старые цветы собирают в букеты, чтобы продать. В результате они стоят два-три дня, а репутация портится безвозвратно.
Бизнес «тогда» и «сейчас»: что изменилось с момента основания вашего бизнеса? В чем стало проще, в чем – сложнее?
Мне еще дед говорил, что каждый должен заниматься своим делом. У нашей семьи отлично получается работать с цветами. Несколько десятков лет назад ассортимент был невелик: тюльпаны, гвоздики и все, что могло расти в России. Это был минус. Сегодня к нашим услугам все многообразие флоры.
Пришлось ли чем-то пожертвовать ради достижения цели?
Бизнес часто заставляет жертвовать общением с семьей – банально не хватает времени. И все же многое в достижении мечты зависит именно от семьи, от ее поддержки. Нужно все же стараться хоть какую-то часть дня посвящать близким. Кроме того, я люблю спорт. На него тоже остается немно
го времени, но тренировки помогают мне восстановить силы для дальнейшей работы.