Степан Бовыкин, генеральный директор сети магазинов «КераМир» и «КераМир Premium».
По сути, весь доход от бизнеса – это премия за риск. Но важно соблюдать баланс. Если риск составляет более 50%, я никогда на него не пойду. Даже при возможных сверхдивидендах, бонусах, я, скорее всего, откажусь. Есть масса векторов, где можно в любой период времени развиваться, имея относительно адекватные риски и понятную перспективу успеха. Единственное, что не поддается учёту – человеческий фактор.
В 2017 году мы открывали один из наших новых магазинов в «мекке» керамической плитки на Окружной, где находятся два керамических завода и несколько специализированных магазинов. Здание, в которое мы могли бы заехать, было только одно, и до нас в нём уже «погибло» три бизнеса, в том числе продуктовая сеть «Пикник». Меня предостерегали, что мы станем четвертыми, но интуиция и расчёт говорили об обратном. В итоге я решился. Несмотря на то, что мы пережили, стиснув зубы, банкротство арендодателя, пожар, потоп и несколько краж со взломом, магазин себя окупил и сейчас приносит стабильный доход, и радует наших гостей! Другой историей, связанной с серьёзными рисками, было решение ввести пару лет назад услугу монтажа. В этом плане мы оказались первыми в регионе и пока нарабатывали опыт, успели испортить настроение не одному десятку наших покупателей. На кону стояла репутация компании, которая формировалась много лет. Я просыпался ночью и думал, что так больше продолжаться не может: нужно закрывать сервис и заниматься только продажами, то есть тем, в чём у нас есть опыт и что у нас отлично получается. Позднее я всё-такисобрал команду, мы выстроили план реорганизации всего процесса и перезапустили его. Вот уже полгода, как у нас идёт постоянный рост спроса на услугу. А главное, мы стали уникальными: чтобы получить новую ванную и новые эмоции, достаточно всего один раз прийти в «КераМир».
Наш бизнес, в целом, эмоциональный. Мы не продаем просто плитку, сантехнику, мы продаем людям образ жизни, эмоцию. Эмоции и интуицию в принципе нельзя исключить из жизни человека. Они подсказывают направление – куда ты движешься и зачем, что хочешь подарить окружающим. Прагматикам, рационалистам, основывающимся только на цифрах, вести бизнес сложнее, да и жить в целом тоже. Если говорить обо мне, то в 70% случаев я использую рациональный подход, а в 30% полагаюсь на эмоции и интуицию, которая важна так же, как и прагматизм. Как получается, что один становится бизнесменом, а другой — нет? Первый слышит «запах» денег, интуитивно идет на него, а второй может создать классную бизнес-модель, но в процессе она рассыпается из-за неправильной команды, плохой локации и так далее. Просто потому что в каких-то моментах у него не сработала бизнес-интуиция.
Часто результат зависит и от удачи, когда все факторы должны сложиться определенным образом, а тебе нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Здесь уместно провести сравнение с боксерским поединком — одна сторона не просчитывая наносит прямой удар сопернику, а другая думает, что сейчас будет боковой и выставляет защиту от него, но получает прямой. Просто случайность, совпадение факторов – один выигрывает, другой проигрывает. Независящие от нас факторы очевидно влияют на итог, который мы видим.
Весь наш опыт не бесплатен. Чтобы развить перспективное, стратегическое мышление, нужно много раз споткнуться. Только те, кто смотрит на три шага вперед, наиболее защищены от ошибок. Но многие бизнесмены живут в моменте – что будет дальше, для них не важно. Иногда нужно отступить на шаг назад, чтобы потом рвануть вперёд.