Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Антон Кузнецов, психолог: Похайпуем?
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героя

Игра в успешность: для чего люди имитируют успех в соцсетях



1___3_690x900.jpg

Антон Кузнецов, психолог

Сидеть в инстаграме, разглядывая картинки по три часа ежедневно - это запросто. Так любая умница отупеет, не говоря уже об умнике.

Соцсети – мощный инструмент для игры в успешность. И это желание быть лучше, чем ты есть в реальности, вполне нормально. Все хотят выглядеть красивее, сексуальнее, успешнее: для этого есть макияж, масса дорогих и болезненных процедур, сложные и опасные хирургические операции. Некоторые ломают себе ноги, чтобы сделать их стройнее, носы, чтобы они были прямее или меньше, удаляют себе нижние рёбра ради стройной талии. Люди (чаще – женщины) готовы идти ради красоты на любые жертвы и это происходит гораздо чаще, чем думают непосвященные.

В соцсетях все гораздо проще – арендовал яхту, сделал на ней 300 фото и выкладываешь их на протяжении трех месяцев, как будто ты действительно на ней живешь. Подошел к чужой машине и пара кадров успеха готовы. Минимум затрат – никакого риска. Внешняя сторона вопроса, к сожалению, в приоритете. Интеллектуальная составляющая всех сфер жизни сейчас сведена к минимуму – и книг, и фильмов. Посмотрите Тик-Ток, например: подавляющее большинство постов – это озвучка чужих диалогов и песен. Нет даже попытки сделать, придумать что-то свое. Правда никому не интересна, главное – вызвать эмоции, привлечь внимание. Место фактов занимают мифы. Цитаты приписываются кому попало.

По-настоящему популярны в соцсетях единицы. Неважно, что ты сделал, главное, что известный. Знаменитый равно уважаемый. Еще десятилетия назад актеров спрашивали про театр и режиссуру, врачей – как правильно питаться, к каждому относились как к узкому специалисту. А сейчас нам интересно мнение человека, которого даже актером назвать нельзя. Он просто примечателен тем, что говорит гадости про всех или у него много денег на собственную рекламу. Вот я Маша, смотрите на меня, наслаждайтесь и завидуйте. И все хотят быть такими же. Если девушка бегает стометровку за 11 секунд или играет виртуозно на скрипке, то не вызывает ни зависти, ни интереса. Ведь понятно, что я так не смогу. Но когда человек ничего не умеет и при этом известен, то почему я не могу так же?! На этом и строятся соцсети. Все любым способом и в соответствии со своими представлениями о красивой жизни поддерживают этот статус. И неважно, как на самом деле у них обстоят дела. Часто даже им самим это неважно. И мы ловимся на эту удочку. Это свойственно человеческой психике. Человек не хочет видеть себя настоящим, и все же зеркало есть у всех. И эта глобальная разница между нарисованным и реальным – главная проблема современности. Исчезла цензура государства, а цензура снизу еще не появилась. "Пипл пока хавает", но это пройдет. На Западе, например, никто не поет под фонограмму – это моветон. А у нас она повсеместна, потому что почти никто из популярных певцов петь вживую попросту не способны.


2___2_600x600.jpg

Про Волочкову бы давно забыли, если бы не ее шпагаты и скандалы. Людям всегда интересны конфликты и страсти.


Другой инструмент для показной успешности – хайп. И, в общем-то, это норма. Все хотят продавать себя подороже в условиях огромной конкуренции. Про Волочкову бы давно забыли, если бы не ее шпагаты и скандалы. Людям всегда интересны конфликты и страсти. Вспомните, все классические произведения эксплуатируют страдания людей. Следить за чужим горем всем интересно. Это и есть хайп. Вот математическая формула мало кого взволнует, а пожар и аварии – желательно с жертвами — практически всех. Но есть одно большое но: в произведениях классиков помимо страданий звучат культурные, моральные, этические вопросы, которые заставляют не только сопереживать, но и думать. И этого сейчас действительно остро не хватает – интеллектуальных усилий. Никто не хочет читать, поэтому наблюдается резкое падение уровня специалистов. Даже психологи в массе своей не читают первоисточники. Даже о Фрейде узнают из лекций, поэтому сравнивают его с Айболитом. А вот сидеть в Инстаграме, разглядывая картинки по три часа ежедневно — это запросто. Так любая умница отупеет, не говоря уж об умнике. Хотя человек может использовать соцсети себе на радость и пользу и некоторые, кстати, этим успешно пользуются.

Поделиться