О доминировании стиля над трендами и о том, почему у российского дизайна еще все впереди, рассказала Анна Смолякова, дизайнер интерьеров, преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS) и блогер Elle Decoration.
Анна, обладая двумя дипломами – российским и зарубежным, можете ли вы сказать, что дизайнерское образование за рубежом отличается от российского?
Разница есть – прежде всего, в принципиальных подходах к процессу обучения. Западное образование направлено, в первую очередь, на самостоятельную работу. Каждой теме посвящен один том учебника, плюс внушительный список специальной литературы и контрольные тесты. Куратор в основном только проверяет тесты и выставляет баллы по критериям, на основе которых вычисляется общий финальный результат.
Если студент все делает самостоятельно, как же тогда можно отследить момент, когда он пошел неправильным путем? В России мы привыкли к преподавателям, которые всегда подскажут, научат, как правильно.
Оба эти метода дополняют друг друга и дают нам ценный опыт. В IDS обучение построено на лекциях, консультировании и практических занятиях. Мы активно внедряем британские методы работы над дизайн-проектом, такие как бриф, концепт-борд и круговые диаграммы. Кстати, в конце марта я рассказывала о методике создания концепт-борд в Екатеринбурге. Мы с коллегами представили новые обучающие программы для региональных студентов. Мне, как ведущему преподавателю проектирования, конечно, ближе индивидуальный подход к каждому студенту, как принято в российском образовании. Интересно полностью проследить их творческий путь от первых шагов до успешного дипломного проекта. IDS выработала систему обучения дизайну по мировым стандартам профессии. Нам удалось объединить плюсы западного и российского опыта. Именно поэтому эта система настолько эффективна. Образовательный процесс похож на лестницу: ступень за ступенью ученик поднимается, растет в своем мастерстве. Бывают удивительно талантливые студенты, которые совершают прорыв. Это происходит благодаря постоянному погружению во все этапы и аспекты обучения. Выпускник способен переходить к реальной профессиональной практике благодаря устойчивой базе знаний. Современные стили и тренды являются яркой частью профессии, но далеко не единственной.
С вашим опытом вы можете разглядеть талант с первого взгляда?
Как правило, нужно время, чтобы понять потенциал. При этом студент должен осознавать: это направление требует постоянного вовлечения. В эту профессию в основном идут люди, которые просто не могут без этого жить. Именно такие и добиваются успеха. Дизайн для них не просто работа с 9:00 до 18:00 – это образ жизни. У них в голове круглосуточно крутятся идеи, расчеты, они «вынашивают» свои проекты. Важно, чтобы человек нашел силы и время довести проект до совершенства, а не сдал наскоро слепленный «пирожок». Бывает визуально выразительная подача за счет использования каких-то модных приемов, но видно, что проект не доработан. Иногда наоборот, проект хороший, а выглядит скучным. Важно найти баланс между функцией и эстетикой. Любая работа в дизайне начинается с подробного брифа, на основе которого формируются решения.
Понятие дизайна пришло в Россию не так давно, в 90-е, когда после массового дефицита появилось все и сразу, и этого «всего» захотелось сразу всем.
Если посмотреть интерьерные издания тех времен, можно проследить, что приход понимания ценности разных видов роскоши происходил постепенно. Здесь стоит упомянуть индивидуальность: то, что естественно для звезды шоу-бизнеса, не подойдет для других. Понятие роскоши может быть разным: барочный блеск и гламур для одних, для других – качество натуральных материалов или антиквариат. Многим людям комфортно в историческом интерьере, другие же выбирают современные стили.
Есть дизайнеры, которые работают в авторской стилистике: Келли Хоппен, Хайме Айон или Борис Уборевич-Боровский.
Как правило, дизайнеру-выпускнику интересно попробовать свои силы в разных стилях. Чем отличается хороший дизайн? Независимо от метража и бюджета должен быть единый концепт. Этим определяются стиль и общий образ дома. Об этом как раз говорят на Западе, все их технологии подчинены этому принципу. Конечно, это требует огромной предварительной работы. Сложный образ складывается на этапе создания концепт-борд. Далее идет проработка вариантов и только затем происходит утверждение проекта для дальнейшей реализации. Существует правило «не больше трех»: если мы что-то смешиваем, надо понимать что именно. К примеру, современный стиль нельзя смешивать со стилем ар-нуво, или не стоит покупать мебельные комплекты на всю комнату. А спокойный фоновый стиль должен занимать не меньше 70%, чтобы акцентные детали хорошо читались.
Значит ли это, что понятие эклектики к западным интерьерам неприменимо?
Есть два ответвления эклектики: стиль «фьюжн», когда смешивают современный стиль с классическими нотами и дизайнерскими предметами. Или, наоборот, добавляют в классику абстрактное искусство. В любом случае, должен быть хороший контраст, площадка для выделения акцентов. За рубежом более развита традиция и понимание процессов проектирования. Поэтому я бы рекомендовала смотреть наряду с российскими изданиями и западные журналы. Дизайн в России зародился сравнительно недавно – в 90-е-начале 2000-х. С воодушевлением хочу отметить, что в настоящий момент я вижу все больше достойных проектов российских интерьерных дизайнеров и декораторов. В том числе и выпускников IDS. Благодаря интернету возможности получения качественной информации сейчас безграничны. Мои родители – художники. Во время их обучения в институте самые декоративные стили начала 20-го века – ар-нуво и ар-деко – считались буржуазными и были под запретом. При этом, если посмотреть советский дизайн, можно увидеть барельефы, декоративные мозаики и ткани, характерные для этих направлений. Возьмите московское метро, в частности витражное панно на Шаболовской или оформление станций Маяковская и Аэропорт. Памятник Юрию Гагарину в Москве, архитектура Федора Шехтеля и многие другие шедевры.
Возвращаясь к зарождению дизайна: это произошло в эпоху Возрождения в Италии. С того времени он начал развиваться постоянно и непрерывно. Несмотря на периодические войны, там не происходила кардинальная смена поколений: традиции передавались как бы единой цепью. Нам важно перенимать хорошие примеры. Идея не в том, чтобы перенести подобные идеи на российскую почву – надо почувствовать их стилистику, дыхание. Посмотрите американских дизайнеров, в том числе калифорнийский стиль, его легкие пространства, наполненные цветом и необычными решениями. Ар-деко воплотила в интерьере Дороти Дрейпер – роскошь с состаренными зеркалами, контрастными поверхностями и уникальным декором. Изучая только первоисточники можно создать свой авторский почерк. В IDS мы рассказываем о лучших мировых дизайнерах интерьеров на лекциях в процессе обучения, а также в формате вебинаров.
Анна, уместно ли говорить о модных тенденциях применительно к дизайну интерьеров? Пока несколько лет строится дом, мода может поменяться несколько раз и к окончанию реализации интерьер может потерять актуальность.
Тренды в интерьере на цвет, материалы и концепции стабильно задаются раз в год для продвижения и поддержки интереса к продукции производителей. Это происходит заблаговременно, чтобы представить коллекции на крупнейших мировых выставках уже с учетом новых тенденций. На формирование трендов влияет политика, экология и множество общественных процессов, происходящих в мире.
В моде есть понятия «тренд» и «стиль». Допустим, крупный леопард или слипоны с ушками сегодня на пике. Но! Всегда есть конкретный человек с его неповторимым образом и не каждая трендовая вещь ему подойдет. Мне сложно представить себя в яркой зебре, а вас в шапке с розовым помпоном. Точно так же в интерьере. Важно сформировать сложный целостный образ. А модный цвет покраски стен или текстиль, можно и поменять, если это вписывается в изначально заданную концепцию. Еще лучше – знать, какие тренды будут актуальны в следующем сезоне. Можно покупать тренд-буки, которые уже доступны на будущий 2020-й год.
У каждого архитектора и дизайнера должна быть выработана своя особенная стилевая концепция. Поскольку один здорово чувствует классику, другой создает лучший минимализм. У дизайнеров-мужчин он очень хорошо получается. Дай ему деревянный дом, и он заскучает. А девушка-дизайнер, которая чувствует стиль «прованс», может не совладать с минимализмом. Сам дизайнер должен определить свои сильные стороны. Невозможно уметь все – надо сделать выбор. И чем четче границы авторской концепции, тем лучше. Но это понятно зрелым дизайнерам, а молодежи еще предстоит к этому прийти.
Почему в других странах можно идти по улице и видеть совершенно космические, порой сказочные работы Захи Хадид, Гауди и других легенд архитектуры, будь то даже просто жилые дома, а в России – нет? Чего нам не хватает? Технологий или, может быть, смелости?
А вы знаете, что Заха Хадид создавала свой дипломный проект на тему русского конструктивизма? Ее всегда вдохновляли идеи начала XX века. К бионике она пришла намного позже, уже с появлением современных технологий. К слову сказать, как минимум 5 проектов бюро Хадид запланировано реализовать в России. Заха поистине гениальный мастер, посвятившая жизнь профессии и сравнивать ее с кем-либо сложно. Такие выдающиеся личности дают всем нам импульс к творчеству.
Я люблю работы японского архитектора Тадао Андо: он не имеет высшего архитектурного образования, но у него есть главное – максимальный отбор выразительных средств и гениальное чувство меры. Не стоит пытаться сделать все и сразу. Чрезмерность вредит архитектуре и интерьеру. Второй момент: в задумке автора прекрасный проект, прошедший все этапы реализации, может потерять градус в связи со многими факторами: изменения брифа, бюджета и прочее. В условиях практики важно максимально точно реализовать проект и не допустить серьезных изменений, кардинально влияющих на концепт.
И все же почему у русских не возникает мысли украсить свою страну, привнести свежую креативную ноту?
Все нужно воспринимать в контексте. Допустим, если бы вы сказали: а давайте на этой улице, у обычных жилых домов, построим дом-змею! Любой архитектурный проект всегда воспринимается в контексте окружения и назначения. Любое решение, будь то архитектурное или интерьерное, основано на четком брифе, который и формирует окончательный выбор. В рамках стажировки для дизайнеров IDS мы посетили Шанхай, расположенный в Китае на берегу реки Хуанпу. Еще 20 лет назад город был застроен историческими зданиями в классических стилях только с одной стороны реки. На другой стороне – был пустырь. Сегодня там отстроили впечатляющие небоскребы. В этом месте осуществили идею современной архитектуры, не утратив при этом код города. Его историческая часть оказалась на одной стороне реки, создавая музей архитектуры под открытым небом. Напротив, через реку – только линия небоскребов, создающая уникальное лицо финансового центра Китая.
У нас строительство ведется, в основном по традиционным технологиям, тогда как в мире есть много инноваций. Пригласить хорошего архитектора – дорого. Хотя все зависит от взгляда в будущее. Концептуальная современная архитектура, как правило, становится городской достопримечательностью и туристическим центром. В Валенсии, архитектор Сантьяго Калатрава построил потрясающий «Город искусств и наук». Он смог убедительно воплотить свои идеи. Комплекс «Москва-Сити» привлекает с разных точек обзора: со смотровой на Воробьевых горах и с набережной Тараса Шевченко; как вблизи, так и на расстоянии; как днем, так и вечером. Достойным примером служат работы московской студии Vox Architects, в том числе и для Екатеринбурга. Чего стоит аэропорт «Кольцово» и реализованные проекты аэропортов в других городах России, сеть спортивных клубов в Москве и многое другое. Будем надеяться, что звезд на архитектурном небосклоне с каждым годом будет становиться все больше!
Все впереди!
Наше главное преимущество в том, что мы свободны от балласта прошлого. Есть молодые таланты, которые выработали свой современный подход и идут по прямому творческому пути.
Историческое наследие, безусловно, обязательно для изучения студентами. Главное, чтобы не сформировались слишком устойчивые стереотипы, блокирующие креативные методы работы.
А что насчет российского производства? Есть такое предубеждение, что покупать предметы интерьера надо где угодно, только не у российских фабрик.
Российские производства делятся на несколько видов: крупные фабрики, предлагающие полную комплектацию интерьеров широкого применения; производители предметного дизайна с авторским стилем; мастерские, создающие мебель по заданию клиента или чертежам дизайнера. У каждого вида существуют свои особенности качества или эстетики. Есть главные преимущества отечественных производителей – это короткие сроки и возможность контролировать все этапы.
Я вижу развитие в продвижении комплексного производства с привлечением актуальных дизайнерских разработок. Это перспективное поле для бизнеса в условиях масштабной реновации и обновления жилого фонда городов России. Мебельное производство – одна из потенциально перспективных индустрий страны, где можно с успехом продвигать российский дизайн. Нужна единая организация и побольше тематических мероприятий. Это позволит установить продуктивный диалог дизайнеров с производствами и инвесторами. Дни дизайна, проходящие в ИЦ ARCHITECTOR, отчасти взяли на себя эту объединяющую функцию. У российских предметных дизайнеров есть очень интересные идеи. Ключевой вопрос – знаем ли мы их? С радостью поделюсь довольно длинным списком. Давайте объединяться с производителями – это даст огромный толчок к развитию креативных идей и экономики России! Для нас главное – общение.