Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Премия для вкусов
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Пресс служба

Как и любой бизнес, ресторанный сейчас переживает не лучшие времена. Многообещающие шефы покидают страну, российские рестораторы больше не могут претендовать на участие в престижных международных рейтингах – французском и британском 50 best restaraunts. Мыслями и переживаниями о происходящем, а также о новом поколении шеф-поваров и экспериментальной кухне поделилась основатель первой в России ресторанной премии Where to Eat Ирина Тиусонина.



Image_00_690x900.jpg

То, что на западе развивалось 5-10 лет, в россии выстреливает за 2-3 года.

Кто-то называет вас прямым конкурентом Michelin в России, а вы сами себя таковыми считаете? И в целом, плохо или хорошо, что известный гид ушел с российского рынка?

Мы абсолютно адекватные люди и прекрасно понимаем, что не являемся конкурентами Michelin. Честно говоря, я не люблю слово «конкуренция», лучше говорить о сотрудничестве. Мы учились и будем учиться у старших товарищей, Michelin таковым и является. У них, безусловно, есть, чему поучиться. Нет ничего хорошего в том, что они ушли. Мы и раньше были практически одни на рынке, а теперь в очередной раз остались в совершенном одиночестве, что сильно замедляет стимул к росту. Приход французского гида был для нас как раз тем мощным стимулом к росту, которого нам будет сильно не хватать.

Рейтинг ресторанов известен за рубежом уже очень давно, но у нас он набрал популярность лишь в последние пару лет. Чем он важен для рестораторов и клиентов?

Рейтинг существует во всем мире. Но один вопрос, насколько человек привыкает к нему, и другой, насколько он готов им пользоваться. В России нам доверяют, мы растем и уже заработали серьезную репутацию.



Image_01.jpg


Вы работали в Лондоне. Почему не остались там и решили вернуться?

В Лондоне я работала над проектом по контракту, который был оформлен на шесть лет. Но оставаться там навсегда я никогда не планировала.

Как проходит процесс отбора участников рейтинга? Были ли прецеденты, когда потенциальные конкурсанты предлагали деньги за участие?

Организаторы премии никогда не брали, не берут и не будут брать денег с участников. Отбор проводят эксперты согласно регламенту, а результаты определяет голосование. У нас все максимально прозрачно и объективно.

Как сейчас обстоят дела в ресторанном бизнесе?

Ресторанный бизнес – это лакмусовая бумажка. Нельзя сказать, что какому-то бизнесу сейчас лучше или хуже. Не думаю, что правильно выделять кого-то.

Каждый раз после подведения итогов премии, наверняка, кто-то из рестораторов обижен, недоволен. Как вы с ними работаете в этом случае?

Мы, как говорится, и не пряник медовый, чтобы всем нравиться. Обижаться нужно не на премию: мы просто подсчитываем голоса и резюмируем работу в течение года

Какой город или города вы бы назвали гастрономической столицей России?

Сейчас интересно наблюдать за Красноярском. Здесь сформировано настоящее комьюнити, и правительство области их активно поддерживает. Еще назвала бы Санкт-Петербург. Также весьма любопытно было на Дальнем Востоке, хотя они и находятся пока на начальном этапе. В будущем очень хочу посмотреть Нижний Новгород - также как и Дальний восток - наш новый регион.


Image_03.jpg


Image_02.jpg


Как изменился уровень профессионализма российских шеф-поваров за 20 лет существования премии? Насколько быстро они учатся новому и готовы к экспериментам?

Не сказать, что мы очень динамично развиваемся, но определенно у нас наблюдается ускоренный темп. То, что на Западе, в том же Лондоне, развивалось 5-10 лет, в России выстреливает за 2-3 года. Мы интенсивнее, чем Запад, но нам не хватает такой же стабильности. Успешных ресторанов, которые живут дольше 5 лет, немного. Ресторанов, живущих 10-20 лет, и того меньше. А если они и продолжают работать, то, сами понимаете, считаются уже не самыми модными.

Сейчас меняется поколение шефов. Они молодые, более продвинутые. Но целое поколение, выращенное нами – рестораторами, журналистами – переезжает за границу. Не могу их осуждать за это: ребята рассказывали, что вкладывали много сил и надежд, чтобы получить звезду Michelin, и уход гида сам по себе стал для них ударом. До этого еще была пандемия. Там, за границей, шефы могут начать все заново – вести ресторанный бизнес, попробовать получить заветную звезду. Ведь мы с вами прекрасно понимаем, что гид сюда не вернется, а если это и случится, то эти ребята будут уже не в том возрасте и не в той форме, они потеряют интерес не то что к нему, а ко всему вообще. Нам тоже придется начинать все заново. Мы будем растить новое. Год-два, и у нас появятся новые звезды.

Разнообразие, нововведения, новые вкусы, фактуры – то, что неизменно привлекает гостей во всем мире. Но готов ли российский потребитель к экспериментам? Вот молекулярная кухня, например, как-то не зашла у нас.

У нас не такой большой объем ресторанов, в которых экспериментируют, но большой объем населения, поэтому у каждого заведения складывается своя аудитория. Для экспериментаторов есть своя ниша, для пельменных и чайхан – своя. Каждый получает свою аудиторию, и это прекрасно, я считаю.

При таком активном ритме жизни как вы справляетесь со стрессами?

По правде сказать, плохо справляюсь

Поделиться