Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Женщина в дизайне
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Павел Щукин

Ксения Бандорина, обладатель премии «Женщина в дизайне», тренд-аналитик об исследовательской деятельности, дизайне и основных трендах будущего.


Image_00_690x900.jpg

Благодарим за помощь в организации интервью i-design.pro - сообщество дизайнеров и архитекторов

дизайнерам необходимо наблюдать даже за трендами в здоровье или спорте

Начнем наш разговор с вопроса, который невозможно не задать. Премия «Женщина в дизайне» в вашей биографии – случайность или закономерность?


Вообще все случайности закономерны, благодаря этому мы с вами познакомились и ведем беседу. Несколько лет назад премия проходила в Санкт-Петербурге на ежегодном Конгрессе женщин, в рамках которого награждали петербурженок, внесших вклад в развитие разных направлений культуры. Например, Елизавету Боярскую наградили за ее работу в кино, а меня в сфере дизайна, но не как непосредственно создателя, а как человека, занимающегося пропагандой темы дизайна в обществе. По сути, будучи журналистом, главным редактором, преподавателем, я всегда занималась просветительской деятельностью, знакомя людей с дизайном как массовым искусством. Благодаря моим лекциям для популяризации темы, которые я проводила уже более 15 лет в разных городах России – Конгресс и отметил мой вклад этой медалью.

 

Какой основной профиль вашей деятельности и что вас сейчас вдохновляет?

Мне часто говорят, что людям не совсем понятен мой род деятельности, когда они читают мой блог в социальных сетях. На самом деле это обосновано,  у меня культурологический подход, потому что мне как и всем остальным интересно абсолютно все, что происходит. Основной интерес – дизайн. Но ведь он охватывает множество сфер жизни, например, мы начинаем утро с того, что проектируем свой день, отвечаем на вопросы «что надеть?», «с кем встретиться?» «какой проложить маршрут?». И во всех есть закономерности – дизайн их объединяет. Я начинала свой путь в 1998 году с формирования российской интерьерной журналистики, так как в то время ее в стране не было. И в 2010 году диссертацию на ученую степень кандидата искусствоведения писала на тему дизайна «Искусство обоев в русском интерьере». Все мои контакты в смартфоне - это дизайнеры, архитекторы, творческие люди. Моя семья очень многое дала мне, мой папа – он преподавал дизайн и был деканом в Академии Штиглица. Мне сегодня нравится, что я потомственный педагог и большую часть  жизни занимает преподавательская деятельность в Академии Штиглица в Петербурге. В родной академии веду около 16 дисциплин по декоративно-прикладному искусству, теории и истории дизайна, со студентами исследую современные проблемы дизайна. Люблю своих талантливых студентов, учусь у них ,наверное,  больше, чем они у меня – с некоторым делаем совместные выставки, проекты, статьи. Так как происходит постоянный обмен  разных культур, опыта и идей, получается очень открытое взаимодействие студентов с преподавателями. А коллаборации в дизайне сегодня – это главный тренд! Если говорить в целом, то  чувствую себя исследователем, прикладной процесс создания чего-то мне не так интересен.  Вдохновляет наблюдать за миром, поэтому, помимо преподавания, занимаюсь трендвотчингом и читаю лекции на тему трендов в дизайне на разных форумах, некоторые свои рассуждения стараюсь публиковать в соцсетях и пишу докторскую диссертацию (на пока секретную тему – такая примета в научной среде).



Image_01.jpg

 

Какие знания позволяют вам делать прогнозы?

Поверите? История! Искусствоведческое образование дало мне мощную историческую базу, на основе которой я могу прогнозировать, потому что все движется по спирали.  Увлекательно видеть, как что-то винтажное, ретро, старое, перерождается в новом времени и проводить параллели. Например, тема с искусственным интеллектом как передовой технологией развивается по тому же пути  как когда-то  фотография на рубеже 19-20 веков. Тогда классическое искусство отказалось от реализма потому что появилась фотофиксация момента реальности и сформировалось беспредметное и абстрактное искусство. Не останавливаюсь только на ретро-этапе, дальше исследование продолжается через взаимодействие с коллегами или слушателями во время открытых лекций. Эта обратная связь от разной аудитории дает понимание восприимчивости людей к трендам, особенно развивающимся на стыке искусства и дизайна. И, естественно, обращаюсь к аналитике больших агентств.

 

На сколько важны тренды в дизайне и нужно ли им следовать?

Весь предметный дизайн имеет длинный цикл производства, время от зарождения идеи до готового изделия может исчисляться месяцами, поэтому любой объект интерьерного, промышленного, дизайна одежды - это прогнозирование, футуризм и разговор о будущем. Проектировщику нужно понимать, что будет актуально через пол года, год, два,  чтобы выпустить успешный коммерческий продукт. Мы ведь против перепотребления – значит, предмет должен быть актуальным не менее 5-10 лет. Для этого специалистам индустрии необходимо видеть тренды, а они в свою очередь бывают разные: глобальные, локальные, короткие и пр. Например, цвет 2024 года по версии института цвета Pantone «Персиковый пух» не глобальный, а достаточно короткий тренд на год, тогда как тренд-бюро занимаются прогнозами на десятки лет вперед. Мы живем в эпоху эмоционального капитализма и борьбе за внимание, и переживания, которые дизайн выражает через цвет, форму, фактуру, помогают формировать пользовательский опыт. Дизайнерам важно следовать тем трендам, которые существуют в конкретной отрасли, чтобы к создавать конкуретный продукт, привлекательный для покупателя. Тренды - это хороший коммерческий инструмент для профессионалов. Обычному же человеку нет смысла за ними гнаться, а следовать, например, моде – это помогает нам эмоционально реализовываться. Если такой цели не стоит, достаточно быть открытыми миру и новому, чтобы почувствовать актуальные для себя направления.
 

Получается, что все взаимосвязано, но влияет ли как-то человек  на формирование трендов?

Сейчас нам просто некогда этим заниматься. А изначально дизайн отвечал на потребность заказчика, так как основная его задача это выполнение функции. Сейчас все-таки тренды управляют нами, их формируют производители и предлагают нам. В любом случае есть глобальные тенденции, например, забота о здоровье и прочие, на которых зарабатывают все стороны рыночных отношений, чтобы дальше развивать промышленность. Так дизайн закрывает проблемы потребителя, а тренды позволяют делать это разными способами, воздействуя на конкретную аудиторию. Внутри этого спектр очень велик, одному человеку нужна только функция, а другому еще красота и статус. Есть диван за 10 000, а есть за миллион и так во всех отраслях.
 

Какие глобальные тренды можно заметить уже сейчас?

Тут можно упомянуть персонализацию, благодаря которой больше людей начинают экспериментировать для самовыражения, мы это освоили в пандемию. Экологичность уже стала неотъемлемой частью нашей жизни, но  с перешла к борьбе с гринвошингом (заведомо ложное позиционирование компании или товара как экологичных). Теперь нужно доказать и показать достаточно оснований, чтобы укрепиться в эко-позиционировании. И, конечно же, тема, связанная с виртуальной действительностью, искусственным интеллектом и с нашей цифровизацией. Можно каждому проверить экранное время телефона и удивиться статистике нашего времени в интернете. Там мы проживаем комфортную жизнь, которая отличается от реальности, и хотим перенести элементы и эстетику этой жизни в оффлайн. Многие производители дизайна уже говорят, что для них важны поколение зуммеров, которые задают тенденции. Из неочевидного, обратите внимание на новую целевую аудиторию «суперэйджеров» – поколение 70+. Это активные пенсионеры, которые за время пандемии успели освоить технологии, доставку, стали активно вести себя в соцсетях. Как и в любой группе, здесь есть свои особенности, потребности, но эти люди готовы контактировать с миром, покупать и потреблять. Геронтологи считают, что мы будем жить долго и счастливо! А дизайнерам необходимо наблюдать даже за трендами в здоровье или спорте, что вокруг, расширять свои границы и границы потребителя. Дизайн задает сценарий поведения, через который можно  предложить новые впечатления и опыт любому человеку и превратить это в хорошую привычку, как мужской пиджак в женском гардеробе или интерфейс скроллинга соцсетей.


Image_02.jpg
 

Кто является трендсеттером и за какими ресурсами стоит наблюдать?

В России нет известных тренд-бюро, а информацию зарубежных специалистов невозможно использовать напрямую для нашего потребителя. Мировые агентства создают трендбуки на несколько лет вперед, в каждой стране разные, их и приобретают крупные бренды, но в этом есть смысл, только если вы планируете строить большой бизнес. Но крупный бизнес – он всегда более унифицирован по стилистике. Если же ваш проект работает на локальную аудиторию, то создавайте более тесный подход, решайте конкретный запрос потребителя и учитывайте тренды своего города, своей возрастной аудитории. Еще в начале своей карьеры, объездив с лекциями о дизайне разные регионы страны, я поняла, что в нашей огромной по территории стране, на юге ищут одну красоту, на востоке совсем другую эстетику. Религия, менталитет, климат, местные особенности влияют на восприятие людей, рождая свое понимание слова «красота». Это если мы говорим о массовом дизайне, а если какой-то уникальный продукт, то он, скорее, сработает на узкую целевую аудиторию. Следите за общими потребительскими ценностями, про которые пишет, например, компания стратегических исследований Euromonitor International. Так же как и 100 лет назад, мы живем в большом тренде на глокализацию – локальное, местное обретает сверхценность, поэтому исследуйте то, что вокруг вас. Возрождайте ремесло, ищите забытые смыслы, создавайте в новом прочтении. Если же вы добавите в свою книжную стопку исторический текст, то вам не придется «изобретать велосипед», а всего лишь креативно обновить его. А обновлять ваше вдохновение всегда поможет общение с другими людьми, выставки и книги – сейчас это ценности, которые доступны только избранным.
   

Поделиться