Чай с медом и мятой, здоровый сон, много работы и, конечно, музыки – важные детали обычного дня композитора Кирилла Рихтера.
БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ПТИЧЕК
У меня абсолютно тривиальное начало дня. Единственное, оно не обходится без важного ритуала – чашки чая с медом и мяты. Я считаю, что именно с чая должен начинаться день, точно не с кофе. И идеально, если на часах 12:00. Очень рад, что сейчас могу позволить себе вставать, когда захочу, и настраивать график дня под себя. Но, конечно, бывает и так, что уже с утра ты бежишь, как сумасшедший, в аэропорт или всю ночь проводишь за работой. Я немного Обломов, поэтому люблю ходить по дому в уютных велюровых или бархатных вещах. Поскольку у меня часто начинается много новых проектов и дел, я иногда просыпаюсь со слегка тревожным чувством. Сразу берусь за телефон, хотя нужно от этого отучаться, проверяю рабочие сообщения. И вот уже получается, что утро не такое уютное, как хотелось бы, – тебя не одевают птички с оленями, как Белоснежку.
ЛЮБИМОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
У меня нет выходных. Особенно, когда я пишу музыку: просыпаюсь, сажусь за партитуру, работаю, ложусь спать. Но в то же время забитый график может приносить и пользу. Например, когда во время туров рабочие дни больше похожи на выходные: ты видишь другие города, страны. Хотя, если в поездках появляется свободное время, я предпочитаю остаться в отеле и спать. Сон – это лучшее удовольствие в мире.
ОСТРОВА ВРЕМЕНИ
Я считаю, что люди – это существа, путешествующие во времени. Ведь никто из нас не может сказать, что он сегодня точно такой же, как и вчера. Но, если получается собрать то, кем ты был раньше, добавить к этому себя актуального, – собрать островки разных версий себя, – тогда ты становишься цельной личностью. Так приходит осмысленность, а вместе с ней успех. Важно ценить предков, отчасти поэтому я исследую свою родословную, и это напрямую связано с моим творчеством. Я написал «Русский Реквием», премьера которого была в Швейцарии, в память о моем прадеде, который был репрессирован, и вообще всех жертвах сталинских репрессий. Так родилась музыка, которая в каком-то смысле оказалась сильнее меня. Это был очень непростой проект, мы многое выстрадали, но это того стоило. На премьеру все билеты были раскуплены, на концерте некоторым пожилым людям становилось плохо от вернувшихся к ним эмоций. Знаете, если бы мне удалось встретиться со Временем, я бы попросил ровно столько, сколько потребуется, чтобы написать всю музыку, которую я хочу. А я хочу написать еще очень многое.
НА ПОРОГЕ СМЕРТИ
Мне, правда, необходимо одиночество. Для этого не нужно многого: остаться дома наедине с собой, или запереться в номере во время тура. Но когда я полечу себя в таком состоянии, то легко могу возвратиться в социум. Честно, всегда стараюсь всем лично отвечать на каждое сообщение, даже если это просто эмоджи или одно слово «спасибо». Ведь каждый человек пишет мне не просто так, он хочет выразить свои чувства, и поэтому, пока хватает времени, я это буду делать. И никогда не позволю отвечать за меня на личные сообщения помощникам или ассистентам. Что касается мероприятий, то я отказываюсь практически от всего. Наверное, кто-то скажет, что не разумно лишать себя светского мероприятия или ужина с вице-президентом крупного банка. Просто у меня есть своя жизнь, семья, и, если встает выбор между мероприятием или встречей с мамой и другими близкими, я всегда выберу второй вариант. Это определенные ценности, которые должны быть с тобой всегда. Оказавшись на пороге смерти, вы лично простите себя за то, что не поехали к маме на ее день рождения? В моей жизни давно произошла девальвация пафоса, и я не получаю удовольствия от светскости. Я хочу спросить у людей, которые посещают все мероприятия, – вы вообще работаете?
ЛИЦОМ ПО АСФАЛЬТУ
По отношению к себе я непритязателен, и вообще считаю, что не должно быть схемы «барин и холопы». Ужасно, что она часто встречается в русской эстраде и в мире вообще. Хотя, если ущемляются права моего оркестра или отдельно взятого музыканта, то я могу поругаться. Но, в целом, до этого не доходит, – мы не конфликтные. Я не знаю, откуда должна появиться звездность, если мы в ансамбле возим друг друга по асфальту за любые косяки. Пиетета нет вообще никакого.
ОТКРОВЕНИЕ ПОД МОСТОМ
В конце дня я вообще ничего не чувствую – просто отрубаюсь. Максимум, могу посидеть на сайтах антиквариата, барахолок и заказать себе что-нибудь – это мое хобби, обожаю всякое старье. Даже к своему приезду в Екатеринбург я заказал две скульптуры каслинского литья. Еще я много думаю про то, что музыка должна исполняться везде. Ты ведь можешь получить откровение даже сидя под мостом на концерте инструментальной музыки Баха, и думать о невыключенном дома утюге, сидя в большом зале консерватории. Все зависит от самой музыки. Поэтому я люблю контрасты, – чтобы казалось, будто главные герои действия были выхвачены из другого времени, а затем каким-то образом погружены сюда.