Быть самим собой – роскошь, которую могут позволить себе только сильные люди. Знакомьтесь, герой июльского номера «Стольника» Владислав Гармаш — о бизнесе и не только.
В последние пять лет появилась тенденция, когда интервьюируемые просят присылать вопросы заранее, согласуют все темы. На ваш взгляд, с чем это связано? Герои боятся неудобных вопросов?
Это не страх. Я, когда давал свое первое интервью для одного популярного YouTube-канала, за месяц попросил прислать мне список вопросов, чтобы просто понимать, о чем они будут спрашивать, и чувствовать себя достаточно уверенно. Например, я не люблю и не хочу обсуждать свою личную жизнь или финансовые вопросы. Поэтому отредактировал тематику на свое усмотрение и продумал ответы, но в итоге все пошло не по плану. Уже в Москве, непосредственно перед записью, я общался со своей подругой, которая предложила мне провести такую репетицию интервью и ответить на подготовленные вопросы, – вот тут и пришло понимание, что это совсем не я. Решил — пусть это будет импровизация! Так и делаю до сих пор.
Вы работает в IT-сфере, где специалисты чрезвычайно востребованы. Как бы вы оценили уровень их образования в России?
Если речь идет именно о заработке в интернете, то этому нигде не учат специально. Но если человек реально стремится чему-то выучиться, он это сделает независимо ни от чего. Я начинал получать образование в области юриспруденции, что никаким образом не пересекается с IT, и в результате уже на втором курсе ушел – не мое.
Так зачем же молодежь идет учиться туда, где им не нравится?
В моем случае сыграли свою роль родители. Они очень консервативны, считали, что без образования ты никто, не сможешь найти работу, а значит, зарабатывать. У моей старшей сестры, кстати, благодаря родителям есть два высших образования, которыми она ни разу в жизни не воспользовалась и не работала по профессии. Поэтому часто студентами оказываются по принуждению.
Раньше я пытался что-то кому-то доказать, был молод и мне хотелось всех обогнать, быть лучше, чтобы утереть нос окружающим. Сейчас я вполне самодостаточен и прекрасно знаю себе цену. У меня больше нет необходимости поднимать себе самооценку
Со временем родители приняли ваш выбор?
Тяжело, но приняли. Очень долго мы из-за этого не общались. А потом как-то при встрече я просто показал им, на что способен, что у меня в данный момент уже есть и какие планы я строю на ближайшие пару лет – после этого у нас с ними сложились идеальные отношения. Они приняли мой выбор, и больше ни разу этот вопрос не поднимался.
А своим детям вы будете давать полную свободу, кем быть?
Начнем с того, что пока вопрос о детях у меня не всплывал. Меня воспитывали в достаточно жестких рамках, хотя и в меру. Но, думаю, своим детям я бы предоставил возможность выбирать, чего они хотят.
Есть мнение, что полная свобода разрушительна. Вот представьте, человеку сказали, что ему можно все!
Если человек изначально, по природе своей, деструктивный, то он всегда будет разрушать своими действиями себя и все его окружающее. Это от стержня зависит, от того, что у него внутри. Дать полную свободу адекватному человеку, у которого есть принципы – это признать его независимость, дать возможность принимать решения самостоятельно! Я к деструктивизму не склонен, я за созидание и построение чего-то.
Но тем не менее много умнейших и талантливых людей не могут быть коммерчески успешными. Почему так происходит, на ваш взгляд?
Коммерческий талант либо есть, либо нет. Ум далеко не ключевой показатель того, что человек будет состоятельным. Он может быть умным, но без лидерских качеств, поэтому у него не получится быть руководителем. Исполнителем – да. Так что повторюсь, ум не главное. Вот напористость – показатель, наглость — показатель, она действительно играет большую роль в том, кем ты являешься.
Есть много примеров руководителей, которых объективно нельзя назвать очень умными. Но они занимают высокие должности.
Блат и принцип кумовства никто не отменял. Я считаю, каждый должен заниматься своим делом, тем, в чем компетентен. Очень многие ребята, которые меня окружают в компании, гораздо умнее, компетентнее, в некоторых вещах начитаннее, чем я. Мне не стыдно в этом признаваться. Умение делегировать другим профессионалам какие-то обязанности очень важно для руководителя. Все, с кем я работаю, для меня не просто рядовые сотрудники, это мои близкие друзья, с которыми выстроены абсолютно доверительные отношения, и мы чувствуем поддержку друг от друга всегда.
Кстати, о дружбе. Есть стереотип, что с друзьями и родственниками лучше не вести рабочие дела – это мешает профессиональному развитию в той или иной степени или вообще приводит к неразрешимым проблемам.
Необходимо уметь разделять личное и профессиональное. Это возможно, если вести себя грамотно. Допустим, в первое время, когда я позвал сестру работать вместе, у нас возникали напряженные моменты, но мы решили все вопросы, и сейчас плотно взаимодействуем: она помогает мне и поддерживает в каких-то моментах, а я поддерживаю ее. Многих, кто сейчас присутствует в компании, я знаю с 2008 года, все они из разных городов – Саратова, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Нового Уренгоя. Изначально это были просто друзья, затем они присоединились к моему проекту. Когда ты начинаешь зарабатывать, ты не доверишься первому встречному, а в первую очередь будешь рассматривать тех, кто в состоянии все реализовать, чьи возможности ты уже знаешь. Скажем, к отчетности и бухгалтерии первое время я вообще никого не подпускал, сейчас этим руководит сестра. Другой пример — недавно отмечали день рождения, и мой друг, который работает со мной, сказал: «Влад, я безумно рад тому, что мы вместе работаем, при этом остаемся друзьями, не нарушая границ».
Очень негативно отношусь к займам, кредитам и невыполненным финансовым обязательствам. Если со мной гипотетически такое произойдет, я решу вопрос за два дня. Долги всегда тяготят
Когда в первый раз встречаете человека, слушаете свою интуицию?
Нет, я обращаю внимание на первый контакт, встречу, коммуникацию, чтобы понять – на одной мы волне с человеком или нет, есть ли у нас общие точки соприкосновения, интересы, темы для общения. Хотя, не буду отрицать, волк может быть и в овечьей шкуре, но спустя время это все равно откроется.
Вы бы к такому человеку, как вы, сразу прониклись симпатией?
У меня хорошая самооценка, считаю себя человеком интересным, с которым можно говорить о разных вещах, даже о дизайне одежды. Могу поделиться экспертным мнением, исходя из личного опыта.
Сможете назвать свои сильные и слабые стороны?
Из слабых – не умел говорить людям нет. Были проблемы и с принятием решений, в большинстве случаев возникали сомнения – получится-не получится. Тогда я занял позицию – надо пробовать: шансов всегда 50 на 50. Но пробовать однозначно надо. У того, кто не пробует, а живет в опасениях, не будет никаких достижений и результатов.
Получается, что это понимание приходит с возрастом? Или нужно какое-то знаковое событие, толчок?
Все мои достаточно крупные финансовые успехи, как правило, были связаны с риском. Случалось, что партнеры не выполняли свои обязательства и не хотели или не могли платить по счетам. Риск неизбежен.
Если бы у вас была возможность вообще не работать, вы бы ей воспользовались?
Не работать – глупо. Да, у меня действительно есть сейчас такая возможность – улететь на Мальдивы или Гоа. Умный человек понимает, что если он перестанет работать, начнется стагнация, которая рано или поздно перерастет в деградацию. Мне постоянно нужно что-то делать: закрыл один бизнес, нужно начинать другой. Движение меня мотивирует, заряжает, поддерживает и драйвит. Я от этого получаю удовольствие и реализую свои желания.
Какие-то страхи еще остались в жизни?
Страхи... Хороший вопрос. Когда-то боялся потерять все, что у меня есть. То, что строил годами. Хотя с нуля я начинал не раз. Я терял очень много, часто оказывался на грани разорения. Но у того, кто ищет и пытается, всегда получиться подняться. Один раз заработав миллион, согласиться на меньшее не сможешь, значит, заработаешь и второй, и третий, и не важно в чем.
То есть сейчас вы любую ситуацию воспринимаете, как этап, когда все пойдет к лучшему?
Нет, может и к худшему, все зависит от людей и обстоятельств.
Но вообще вы склонны видеть больше плюсов или минусов?
Когда возникает сложная ситуация, я обдумываю все возможные варианты негативного исхода. Такая позиция свойственна всем людям с прагматическим мышлением.
Если бы о вашей жизни сняли фильм, то на какой бы уже существующий он был похож?
Хотел сказать сначала – на комедию. Но нет. Напрашивается ассоциация с фильмом «99 франков» по Бегбедеру. Книгу эту тоже читал и фильм пересмотрел не один раз. Он мне не то чтобы близок по духу, скорее, нравится его атмосфера. Обычно я сначала смотрю фильм, потом читаю книгу. Потому что мне важна визуализация персонажа. Мне так легче воспринимать.
Существует ли нечто такое, чего вам все-таки на данный момент не хватает, даже притом, что, по вашим словам, у вас все есть?
Недавно работал с внутренней гармонией, с осознанием реальности и соотнесением происходящих событий с моим внутренним представлением. 40 дней я отсутствовал в стране и жил абсолютно один в достаточно серьезной изоляции, ни с кем не виделся, поэтому у меня было много времени подумать и расставить приоритеты, решить, чего я действительно хочу в жизни. Сейчас все стало ясным – я знаю, какие проекты делать дальше, в какую сторону двигаться. Сегодня большая часть проектов зависят от меня в минимальной степени, потому что люди, которые их реализуют, максимально компетентны, и я не пытаюсь лезть в их работу, не вставляю им палки в колеса, не раздаю советы. Я могу дать совет рекомендательного характера, но это не требование конкретных действий.
Случилось своего рода выгорание?
У всех бывает выгорание. У предпринимателей каждые 3-5 лет — стабильно, и на длительный промежуток времени – по статистике это 3-6 месяцев. Человек находится в депрессивном состоянии, не зная, что ему делать и так далее. Но свое состояние я бы не назвал выгоранием, это нечто другое, осознание себя. Скорее всего, апатия — не моя история, так как я веду достаточно активный образ жизни, часто меняю локации, общаюсь с различными людьми, многое узнаю, и периодически этот темп и события направляют меня в другое русло, вдохновляют на что-то новое.
Бывает так, что человек сам не замечает, что стоит на грани…
Это заметно со стороны. Я хорошо отношусь к конструктивной критике, и если мне скажут: «Влад, ты не очень хорошо выглядишь и чувствуешь себя, тебе нужно отдохнуть», я такой совет точно послушаю.
Поговорим о профессиональной этике. Как вы работаете и взаимодействуете со слишком придирчивыми клиентами, которым все не нравится?
Во-первых, мы не со всеми работаем. Если нам нравятся человек и его условия, то начнем реализовывать проект, если нет, то не будем, зачем? Во-вторых, нам еще ни разу не прилетало за то, что мы делаем свою работу некачественно, а если прилетит, прекратим партнерство. Нашим заказчикам из разных стран и компаний всегда нравится качество выполняемой нами работы – все безупречно. Меня достаточно многие люди на рынке знают. Я часто выступаю на профильных конференциях и в IT-сфере кручусь давно. Хорошая репутация делает свое дело, меня рекомендуют.
Можете вспомнить момент, когда ваш бизнес стал показывать свою эффективность?
Первые деньги я начал зарабатывать в девятом классе, когда мне было 14 лет. На тот момент мои заработки были больше, чем у моих родителей, работавших на северах. Дальше доход увеличивался в геометрической прогрессии. В последние 7-8 лет идет хороший рост: мы делаем качественный продукт и люди, которые со мной, развиваются и растут в профессиональном плане. Вот за это я и держусь – за людей, они помогают мне расти и развиваться.
Что сегодня вас больше всего раздражает в людях?
Непунктуальность, некомпетентность. Если я в ресторан опаздываю на пять минут, то обязательно позвоню предупредить. И эта ситуация внутренне будет меня очень раздражать. Не люблю непрофессиональных людей в бизнесе, тех, у кого отсутствует понимание важности выполнения тех или иных обязательств. Взялся за что-то, будь добр сделать это хорошо, а не тяп-ляп. Такого отношения в IT-сфере, к сожалению, много.