Тату-мастера из России и Германии рассказывают о новых технологиях в индустрии и о том, как изменилось отношение людей к их искусству.
На сегодняшний день появилось множество технологий, которые облегчают жизнь и тату-мастеру, и его клиенту: от современных беспроводных машинок до заживляющих пленок. Расскажите, как вы работали, когда только начинали заниматься тату, и как индустрия развилась за то время, которое вы в ней находитесь?
Василий Суворов, основатель студии «Тату студия Суворова» (Екатеринбург):
Татуировками я занимаюсь с 2003 года. Тогда было достаточно сложно найти информацию о том, что и как нужно делать, поэтому использовались технологии, разработанные в местах лишения свободы и в армии: самодельные машинки с моторчиком, при помощи которых создавались однотонные синие тату. Художественной ценности такие работы не имели, главным были образ, идея, энергетика. К 2011 году, когда я решил заниматься этой деятельностью профессионально, технологии серьезно поменялись. Татуировки стали красивыми, яркими, цветными. В Казани на тату-фестивале, куда я ездил в 2013 году, я впервые увидел вживую, как должны на самом деле выглядеть художественные татуировки – это были настоящие картины. Именно тогда я понял, что нужно постоянно изучать новую информацию и больше рисовать. Я получал информацию от профессиональных татуировщиков, ездил на тату-фесты, где также происходил обмен опытом. Потом в интернете начали появляться различные паблики, посвященные тату. Сейчас проблем с изучением новых технологий нет, постоянно проводятся мастер-классы, онлайн-мероприятия.
Что касается непосредственно новых технологий, то можно отметить появление трансферных принтеров, которые переводят фото на кожу, а мастеру остается только обработать его красками и иглами. Это намного легче, чем отрисовывать вручную, как мы делали это раньше. Появились профессиональные беспроводные машинки. Чтобы поменять в такой иглу, достаточно достать картридж, а раньше приходилось разбирать всю машинку. Появились еще и современные клеенки, которыми можно покрыть небольшую татуировку, снять через четыре дня и увидеть, что практически все зажило. С масштабными татуировками все, конечно, сложнее, за ними по-прежнему приходится ухаживать вручную.
Дарья Цыганова, мастер художественной татуировки, сооснователь салона 13 Tattoo & Art atelier (Дюссельдорф, Германия):
Технологии развиваются и здорово облегчают жизнь. Современные тату-машинки имеют минимальную вибрацию, минимальный вес, минимально травмируют кожу и мягче вводят пигмент в кожу. Сейчас нам не нужен силовик и куча проводов, огромные длинные иголки и так далее. Я закидываю свою тачку (тату-машинку) в рюкзак, беру небольшой набор расходников и краски в чемодан, и лечу налегке к клиентам в другие страны – красота! Кстати, из последних новостей: с 4 января 2022 года на территории всего ЕС вступает в силу закон о запрете цветных пигментов, а это 70% палитры. Также под запрет попадут некоторые линейки черных, серых и белых цветов. Это означает конец цветному реализму, цветному олдскулу, неотраду, цветной акварели и так далее во всем Евросоюзе. Официально альтернативы пока нет, а штрафы обещают огромные. Если говорить о технологиях, которые облегчили жизнь именно мне, то следует отметить одноразовые держатели, картриджи, суперлёгкий термопринтер и конечно, новую звезду — беспроводную тату-машинку Spektra Flux с двумя сменными аккумуляторами (держат заряд по 8 часов каждый).
Какие сейчас есть необычные тенденции в вашем искусстве, как вы к ним относитесь? Появляются ли новые способы нанесения тату?
Василий: Есть общемировые тенденции, например, сейчас во многих татуировках используют изображение грибов или оформляют тату как бумажную наклейку на теле, один бразильский художник начал делать «вязаные» нашивки и это тоже становится трендом. Не теряют популярности волки, львы и медведи. Также есть региональные тенденции: в Ростове много больших цветных татуировок, в Санкт-Петербурге — необычных, вроде надписей на лице, в Екатеринбурге предпочитают черно-белые работы. Если сравнивать современные тату и то, что было 10 лет назад, то сейчас появляется больше реалистичных, портретных татуировок. Если говорить о стилистике, то лично я работаю в цветном реализме, сюрреализме, магическом реализме, в остальных стилях я не особо силен.
Дарья : Татуировка, как и любой вид искусства, постоянно развивается. Появляются новые стили, направления, способы нанесения. Белая татуировка – не совсем тенденция, скорее, просто один из цветов, используемых мастерами, но не стиль и не направление. Белая тату, люминесцентная краска, а также временная тату — все это для меня просто баловство. Такое я не бью, не советую, да и опытные, именитые мастера таким тоже заниматься не будут. Что касается именно позитивных тенденций развития, то большая конкуренция мастеров порождает порой настоящие произведения искусства на коже. Это радует. Это красиво и гармонично. Как мастер, я оцениваю, прежде всего, не стиль, не картинку, а качество исполнения. И мастерство исполнения в настоящее время достигло невиданных вершин! Краски улучшаются так же, как и оборудование — производители представляют на рынок пигмент все лучшего качества, а палитра становится все более разнообразной.
Как вы думаете, что лучше бить – «классику» или что-то модное?
Дарья: Бить лучше то, что тебе больше всего откликается. Другой момент, что клиент, который не очень хорошо разбирается в стилях, которому кажется, что «вот это вот» красиво, не всегда прав. Просто нужно найти опытного мастера, чей стиль тебе визуально нравится, общение с которым именно тебе будет приятным, который разбирается в анатомии и правильном расположении арта на теле и который прислушивается к твоим пожеланиям. Тогда получится классный результат! Конкретно на моем теле есть татуировки и old school и более модные, а следующим будет реализм, также люблю сочетание нескольких стилей в одном. Повторюсь, что основной фактор для меня в выборе мотива — личный вкус и визуальная гармония.
Василий: Главное в татуировке – ее художественная ценность, показывающая высокий уровень профессионализма мастера. А по поводу того, что лучше бить, здесь, как говорится, на вкус и цвет, каждый сам выбирает. Главное понимать, что это больно, дорого и навсегда.
По вашим наблюдениям, изменилось ли отношение людей к татуировке? Почему даже сегодня на постсоветском пространстве татуировка часто воспринимается как нечто из ряда вон?
Василий: Я считаю, что у нас менталитет такой, наши люди не расположены просто хвалить человека, они могут покритиковать или сказать — да, хорошо, но не хвалить. Кроме того, как только ты начинаешь выделяться из общей массы, выходить из очереди, тебя тут же стремятся затащить обратно и указать на твое место, это даже не с тату связано, эта просто какая-то наша русская особенность. Люди вообще относятся ко всему новому настороженно, если не агрессивно. Ну и у многих до сих пор идет ассоциация татуировки с тюрьмой, кстати, странно, что с армией такой ассоциации нет, хотя там тоже делают татуировки.
Дарья: Да и не только в России, во всех странах третьего мира наблюдается такое. Чаще всего старшее поколение этих стран как минимум молча не одобряет тату, а часто и комментарий тебе на улице с удовольствием отвесят: «Намалевала что-то, испортила кожу только!». Относительно России все просто – история татуировки началась с советской лагерной и армейской, а затем переросла в культуру тюремного «искусства», отсюда и отношение людей. В целом можно сказать, что в странах «традиционных», где большую роль в культуре играют обычаи и стереотипы, а взгляды на мир консервативны, такое отношение есть и будет. И ничего страшного в этом нет. Каждому – свое.