На третий фестиваль «Слова и музыка свободы» в Ельцин Центре приехал писатель, сценарист, журналист и телеведущий Сергей Минаев. В своем выступлении он рассказывал о драйвовых выборах 1996 года, а со «Стольником» поговорил о свободе и мнениях
Объясните мне как дилетанту, почему вы выбрали 1996 год и последние выборы Бориса Николаевича для своего документального сериала?
Это же очевидно. Такая важная и переломная точка, большая политическая кампания, столкновение двух лагерей, последний бой, в который пошли коммунисты, яростная война штабов и агрессивная агитация. Это все впервые происходило в России, впервые было увидено людьми, а впоследствии не единожды использовалось и во многих других политических затеях. Это и есть история 1996 года.
Я тогда был маленький, поэтому помню только «Проголосуй или проиграешь». Это же хайп чистой воды?
Любая кампания – хайп. Если не создаешь его вокруг кандидата, то он проигрывает.
Так кампания 1996 года смогла отложиться в головах, потому что она была хорошо написана и оказала сильнейшее эмоциональное влияние на простых людей.
Я очень далек от политических тем. Мне не очень интересно вникать и не хочется знать всех имен, дат и событий прошлого. Как таких как я, которым нет дела до политики, заинтересовать ей?
Честно говоря, не вижу в твоей незаинтересованности никакого преступления. Мне в твоем возрасте тоже было пофиг на политику, интересней были девушки и карьера. То, что я знал историю – так она была мне всегда интересна. Ты пойми, любая вещь, будь то история, политология или математика, должна быть правильно преподнесена. Важно, кто рассказывает и как рассказывает. Если это унылый бубнеж, то никто слушать его не будет. Пытаться искусственно привить интерес – бесполезно.
Все хорошо в меру. Я не вижу ничего плохого, когда поп-ит в цветах российского флага. Но, например, мангал такого цвета - это безумие
Есть большой пласт тех, кому действительно важна политическая ситуация и происходящее, а есть те, кто пытаются быть в тренде. Аполитичным сейчас быть не модно, неправильно, плохо и вообще, как сказал Поперечный, «Быть аполитичным –это как закрывать глаза в комнате, где тебя имеют». Согласны с такой формулировкой?
Знаешь, я, в отличие от Поперечного, постарше буду, и в такой ситуации привожу в пример три фамилии погибших во время путча в 1991 году, которые были первыми Героями России. Спустя два года их уже мало кто мог вспомнить, а сейчас вообще никто и не знает, кто это такие. Давай оценим в масштабе их семей – стоили ли их жизни того? Наверно, нет. С точки зрения истории – конечно да.
Вроде плохо быть аполитичным, а может и хорошо. Во все времена получается бег по кругу: простые люди кладут свои жизни, карьеру и возможные блага на чашу политических столкновений, а потом политики, которые выигрывают выборы и чего-то добиваются, – забывают про них. Это циничная позиция и неправильная, но говорю с точки зрения человека, который это много раз видел. Это не значит, что не надо ходить на выборы или что не надо иметь свою политическую позицию. Просто подчинять свою жизнь политике в 28 лет – глупо. Лучше подчинить ее девушке, молодому человеку или какой-то классной идее.
Еще одна вещь, которая сейчас часто бросается в глаза – мода на ностальгию. Откуда она?
Ты про 90-е? Это отдельная история. Эпическое время, когда страна менялась, случился разлом. Бандиты, новая тусовка, другая музыка, клубная культура, глянцевые журналы и телевизор с новыми форматами. Все это в новинку. Хоть сейчас садись и пиши книжку или фильмы снимай. Это же готовый сценарий! И получится очень круто, ведь это звучит не как жизнь, а как невероятные приключения. Время героев притягивает и воспевается всеми. Люди, которые стареют, с ностальгией вспоминают свою молодость, но ты пойми, было не хуже и не лучше, было по-другому. Есть такие эпохи, которые выпадают один или несколько раз за век. Эпохи перемен. И вот 90-е годы были нашей эпохой перемен.
Из подобной любви к ностальгии вытекает псевдопатриотизм. Шел к вам на встречу и видел поп-ит в цветах российского флага. Стало не по себе от того, насколько пытаются продать патриотизм во всем, а народ с благодарностью берет и внутри себя голосит: «РААСССЕЯ!».
Все хорошо в меру. Я не вижу ничего плохого, когда поп-ит в цветах российского флага. Но есть безумие, когда мангал в цветах российского флага или георгиевские ленточки на стеклоочистителях – вот это перебор и недопустимо.
Другая сторона нынешнего времени – всеобъемлющая толерантность. Вступаю в конфликт с окружением, потому что повсюду меняют белых персонажей на черных или азиатов, пытаются кому-то угодить в ущерб художественной составляющей. Это же жесть. Человек был белый и его перекрасили. Мне говорят, потерпи! А я не хочу, у меня одна жизнь, я хочу адекватно воспринимать все цвета кожи, видеть талант людей, но не терпеть….
С такими высказываниями, тебя надо прямо сейчас закэнселить! Это то, о чем мы говорили с тобой про патриотизм. С одной стороны набор для шашлыка, перекрашенный в триколор, а с другой – свобода слова, только если она совпадает с доминирующим мнением. Был такой писатель Аксенов, у него есть книга «Остров Крым» и я ее сейчас перечитываю. Полез в Википедию и нашел его цитату от 1995 года: «То, что происходит на западе – это какой-то бред, когда доминирующими становятся люди исключительно из-за цвета кожи или сексуальных предпочтений». То есть говорить негативно о чем-то подобно нельзя, можно только высказываться о том, что это все здорово и весело.
Когда Clubhouse появился, я зашел к феминисткам на дискуссию и спросил, что такое эко-феминистка. Меня забанили моментально
А как же разница мнений?
Никакой разницы мнений быть не должно. Разница мнений хороша, когда мы с тобой согласны. Вот это разница мнений. А если ты будешь спорить про своей цвет волос или ориентацию, тебя вырезать надо. Это называется цензура подавляющего общественного мнения. Решили, что это хорошо. Если тебе не нравится, то мы тебя забаним. Вот она – вся современная свобода слова.
Как жить-то дальше?
Я не знаю! Ты мне вопрос задаешь такой, а я тоже первый раз с таким сталкиваюсь. Такого не было, это появилось несколько лет назад с приходом нового поколения. Когда Clubhouse появился, я зашел к феминисткам на дискуссию и спросил, что такое эко-феминистка. Я не успел двух слов сказать, а они уже решили, что пришла цисгендерная мразь, с которой и разговаривать не стоит. Меня забанили моментально. Поэтому лучше темы такие не поднимай, себе дороже.
Звучит все как-то не очень. Но давайте тогда закончим на позитивной ноте, на творчестве. Чего ждать от вас в ближайшее время?
Мы сейчас сделали большой сериал про последние выборы. Называться он будет «Спойлер» и выйдет осенью на сервисе Кинопоиск. Параллельно я пишу сценарии к еще двум проектам и делаю документальный фильм про нулевые годы.
Не опасно про современные выборы?
Мы старались сделать не опасно, но интересно.