Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Иван Охлобыстин: «Мы не знаем, куда идем»
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Пресс служба ТНТ

Image_00_690x900.jpg


Российский актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, драматург, журналист и писатель Иван Охлобыстин – о современной культуре, собственном тщеславии, страхе перед эффектом бабочки и современном искусстве.

Мне нужна автономия, мне проще писать. А сниматься выгодно и интересно. Именно поэтому актерская гордыня меня пощадила

Иван, о культуре и ее значении в жизни человечества в наши дни не говорит разве что ленивый. На каком уровне, на ваш взгляд, культура находится сегодня, и что вы думаете о современном искусстве? Есть мнение, что оно как опера – ты влюбляешься с первого взгляда или не принимаешь совсем. Вы согласны?

Я бы не был столь категоричен. Дело в том, что массовое искусство отталкивается от внутренних коллизий, которые проявляются в жизни людей, находящихся в социуме. Возьмем царскую Россию – там освещалась, в основном, хозяйственная проблематика: кони, крестьяне, земли и так далее. В советском кинематографе она уже совсем другая: есть мужчина и женщина, молодые специалисты, которые жертвуют чем-то, перешагивают через себя, или недотепы, как «Афоня», которые еще не нашли себя. То есть социум влияет на культуру. Какая проблематика интересна сейчас? Денежная! С того момента, когда мы оказались в мире наживы и чистогана, это входило в культуру и принимало комедийные формы в картинах 90-х годов. У нас вообще относительно тех лет — чистая вкусовщина. Девяностые принято демонизировать, так как это была переломная эпоха. Но если смотреть по результатам, то это был рывок не только вниз, но и вверх. В эти годы складывается тот кинематограф, который мы считаем эталоном: «Матрица», «Чужие» и так далее. В нашем кинематографе тоже были специфичные, но знаковые проекты «Брат», «Игла». 90-е – это дикий, пиратский ренессанс. Так бы я это назвал.

Сейчас же социум окончательно не сформирован, поэтому чего мы можем ждать от культуры и как должны к ней относиться? Та же опера превратилась в искусство внутри себя. Тот же театр – сколько в нем сейчас экспериментов… Я, в принципе, рядовой потребитель, и если иду в театр с семьей, то это настоящий выход. Мы собираемся, наряжаемся. И мне очень хочется видеть немного гипертрофированные страсти, гипертрофированную красоту. Мне хочется, чтобы меня подняли на некую эстетическую вершину. Когда постановка проходит в границах этого духовного подъема, прекрасно, но когда мне приходится угадывать, что хотел донести до нас режиссер-постановщик, то это уже не удовольствие. Если давать общие рекомендации, я бы сейчас сконцентрировался в культуре на классике и ее постановках. Тем самым позволил бы социуму до конца сформироваться и обрисовать круг насущных проблем, с которыми надо бороться.

В одном из интервью вы как-то сказали: «Представляя в детстве свое будущее, я неизменно включал славу даже в самый аскетичный список». Вы человек тщеславный? Считаете ли вы себя в какой-то мере избранным?

Что касается тщеславия… Я же закончил режиссерский факультет, и для меня актерский бэкграунд — на втором месте. Я жил другими мечтами и категориями, хотел походить на Иоселиани, Феллини, Тарковского. Не по жанру и стилю подачи, а по уровню. Уверенность была, что так и будет, ведь я же трудолюбив. Но со временем пришло понимание, что режиссер из меня получается не очень хороший – нет той жилки, с помощью которой я мог бы одновременно думать и о творческой, и о производственной составляющей. Мне нужна автономия, мне проще писать. А сниматься — выгодно и интересно. Именно поэтому актерская гордыня меня пощадила. Тщеславие во мне может взыграть только относительно того, какие меня учили люди, с кем я учился и работал. Мне повезло. Я учился у гениальных преподавателей, учился и работал с очень талантливыми людьми – в этом мое богатство. Это то, чем я могу гордиться и тщеславиться. Я горжусь знакомством с Роланом Быковым, горжусь, что я однокурсник Феди Бондарчука. Мне всегда везло на людей.


Image_02.jpg

За границу детей отправляют учиться из обычных местечковых амбиций. Чтобы просто сказать — здесь ничему не учат, и похвастать тем, что ребенок получает образование за границей


Отматывая жизнь назад, что бы вы сделали по-другому или не сделали вообще?

Я боюсь эффекта бабочки, поэтому ничего бы я не менял. В своей жизни я много накосорезил, но исправлять что-то я бы не решился. Это может повлиять на течение всех обстоятельств.

Современное общество это, бесспорно, букет проблем. На ваш взгляд, какие из них самые острые?

Отсутствие идеологии. Это не политический вопрос, а общественный. Вот посмотрите, что происходит с детьми? Они дистанцируются, совершают много дикостей. Проблема в том, что пока наши дети не будут понимать, во что верят их родители, внутренне они будут предоставлены сами себе. Это основная проблема: мы не знаем, куда идем. Я вот примерно понимаю свой путь: поставить детей на ноги, родителям помогать, литературно реализоваться, творчески. А в нашем обществе нет единой цели, родители сейчас сами не знают, куда идут, поэтому и дети неприкаянные.

А что для вас особенно важно в воспитании детей? Многие считают одной из главных вех образование, обеспеченные люди стараются вообще отправить детей учиться за границу. Неужели российское образование настолько плохо?

Вообще советская школа была признана одной из самых лучших в мире по научной части, педагогической, по подаче материала. Наш опыт уникален, и им пользуются многие страны, а мы его меняем в пользу ЕГЭ и прочих конкурсов «кроссвордистов». У наших детей нет стратегического мышления, у них кратковременная память. Раньше, чтобы получить информацию, ее надо было буквально раздобыть: пойти или поехать в библиотеку, или позвонить другу и поговорить с ним. И когда мы получали информацию, весь организм был с ней связан. Сейчас же достаточно задать вопрос Алисе и через 5 минут забыть ответ на него. Несколько последних поколений выращено с кратковременной памятью, оно не способно принимать стратегических решений и вообще планировать свою жизнь. А за границу детей отправляют учиться из обычных местечковых амбиций. Чтобы просто сказать — здесь ничему не учат, и похвастать тем, что ребенок получает образование за границей. На самом деле, это очень небольшой сегмент, основная масса учится в нашем обычном российском режиме.


Image_01.jpg

В каждой семье бывает кризис. У каждого свой характер, экспрессия. Нужно уметь притираться, уживаться. Мы с Оксаной живем 26 лет, но у нас все равно все продолжается. Поругиваемся, она меня укоряет за одно, я ее – за другое, а потом забываем, за что укоряем


Что для вас стало откровением в последнее время?

Сложно сказать. Я могу заметить в какой-то период времени, что происходит что-то чудное. Но вот про один случай могу рассказать. Как-то вышли мы с Оксаной погулять в пасмурный морозный свинцовый день. Я стал сетовать на некрасивость, а она сказала, что во всем этом есть некая розовость. И знаете, посмотрел я и увидел в свинцовых сугробах, в свинцовом небе надо головой и в бетонных некрасивых улицах эту розовость. Вдруг я увидел, что это красиво. Не зря говорят, что красота в глазах смотрящего.

 

Как вы выбираете роли и почему решили сняться в «Полярном»?

Это процесс, не подлежащий какой-то систематизации. Из предлагаемых проектов я выбираю адекватные, без порнографии и прочего и с эстетически выверенными художественными элементами. Да и с ТНТ у меня старинные отношения, поэтому там, зная мои пристрастия, мне предлагают порядочные проекты. Например, в недавнем «Полярном» мой персонаж добрый, смешной. Да и злодеев как таковых там нет. Есть недостатки у героев, но они компенсируются человеческими преимуществами. Сейчас, когда смотришь кино, у героев отсутствует бэкграунд. Даже у главных персонажей нет личной жизни и истории. Все картонное. И зрители тяготятся этим, ведь им интересно не просто наблюдать, например, за детективом или смешным падением персонажа в кадре, им интересно, что у этого героя происходило в жизни. Потому что волей-неволей зрители ассоциируют себя с теми или иными героями и типажами. Вообще актеры и актрисы, которые снимаются в кино или играют в театре, всегда были этакими агентами влияния определенного сегмента людей. Я люблю проекты, в которых снимаюсь и до сих пор не научился прощаться с коллегами по съемкам, особенно когда в процессе роднишься с кем-то из них. Тем более съемки – это всегда форс-мажор, что еще больше сближает. Вообще, хочу отметить особое киношное комьюнити, все цеха, которые незаслуженно забываются. Гримеры, осветители, костюмеры, операторы… Жаль, что нет человека, который бы этот мир где-то зафиксировал и описал, ведь в нем есть свои легенды. Обычно же говорят о режиссерах и актерах, а обо всех, кто обеспечивает весь процесс, умалчивают. Хорошо бы сделать такую большую энциклопедию о таких вот работниках цехов.


По вашему мнению, в «Полярном» показаны реальные ситуации из 90-х или это больше все-таки гротеск?

Разумеется, они должны быть более гротескными, так как это все же комедия. У нас вообще относительно 90-х годов чистая вкусовщина. 90-е годы принято демонизировать, так как это была переломная эпоха. Но если смотреть по результатам, то это был рывок не только вниз, но и вверх. В эти года складывается тот кинематограф, который мы считаем эталоном. «Матрица», «Чужие» и так далее. В нашем кинематографе тоже есть специфичные, но знаковые проекты «Брат», «Игла». 90-е это дикий, пиратский ренессанс. Так бы я это назвал.


У первого сезона сериала хорошие рейтинги, на ваш взгляд, зрителю понравилась концепция сюжета или игра актеров?

Это такой советский сериал. Начиная с титров и морозного хруста, заканчивая диалоговой составляющей. Я думаю, что зрителю, как и мне, в первую очередь понравилось человеческое отношение. Вот мой персонаж при том, что он брутальный дядька с темным прошлым, в этом прошлом он оставаться не хочет. При этом трезво оценивает свое положение. Он не хочет ехать в столицу, он искренне по-своему любит людей, с которыми живет. И при этом он просто бессилен перед своей любовью «Мисс Апатиты 93» Анжелой, которая вертит им как бубликом. У каждого из персонажей есть что-то за плечами. Он как может подстраивается и пытается сделать ее счастливой. Она так же, потому что они два влюбленных человека. Так или иначе, они ругаются, но любовь есть любовь. Кризис их утрирован, но и правдоподобен одновременно. В каждой семье бывает кризис. За каждым членом семьи свой характер, экспрессия. Нужно уметь притираться, уживаться.

Поделиться