Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Путь к осознанности
Текст: Ольга дубровина Фото: Архив журналиста

Каждая выброшенная вещь наносит урон окружающей среде; иметь огромный гардероб необязательно; личность уникальна. Теперь в моде - внимание к миру и человеку.

Дизайнеры отказываются от натурального меха и кожи, используют переработанные материалы. Забота об экологии - приоритет.

Мода — это отражение эпохи и мышления людей. Девяностые запомнились нам гранжем и кислотным рейвом, нулевые — расцветом вызывающего гламура, десятые стали историей об интеллектуальности и осознанности. Человечество начало понимать, какую роль играет в мире. 

Мы находимся в информационном поле, где можно узнать абсолютно все и быстро распространить полученные знания с помощью соцсетей, ставших эффективной заменой тысячам сайтов. Именно соцсети открыли глаза пользователям, насколько более качественной может быть жизнь: блогеры по всему миру на протяжении десятилетия демонстрировали новейшие продукты beauty, fashion-индустрий, рассказывали о правильном питании, здоровом образе жизни, путешествиях и других вещах, которые могут облегчить наше существование в динамичном мире.

Модельеры пытались соответствовать изменившимся предпочтениям. Так появился феномен эстетики Celine: после того, как в 2009 году Фиби Файло возглавила убыточный модный дом, он занял лидирующие позиции на рынке, перевернув мир моды. Лаконичные, но запоминающиеся силуэты, идеальная посадка одежды — вот что принесло огромную прибыль Celine и завоевало сердца любителей моды по всему миру. Фиби Файло первой поняла, что современный человек устал от избыточности гламура нулевых, что для него важна не «упаковка», а содержание. После минималистичная одежда появилась в брендах всех сегментов, а люди начали тяготеть к базовому гардеробу, состоящему из простых вещей, которые легко сочетаются между собой.

Но простота не всегда отражает внутреннее состояние, тем более в мире, где личность человека выходит на первый план, становясь сложнее. Развитие гендерной теории, сознание значимости человека вне зависимости от его пола и ориентации, усложнение мира в целом — важнейшая мысль минувшего десятилетия, которая оставила отпечаток на мире моды.  Мы стали более свободными, поэтому мода стала меняться, чтобы отразить некое освобождение личности. 

Яркий пример — Gucci Алессандро Микеле. В 2015 году, когда Микеле занял пост креативного директора модного дома, о нем практически никто ничего не знал, но первая же коллекция Микеле поразила мир моды: модельер вывел на подиум «мальчиков-ботаников», которые стали символом десятых. Яркость и гиперболизация, возможность быть не такими, как все, — это щедрый подарок Микеле современному потребителю. Одежда Gucci — это некий универсальный символ, обозначающий свободу быть, кем хочешь. 

Еще одним модельером, навсегда изменившим восприятие моды, стал Демна Гвасалия, креативный директор дома Balenciaga и создатель Vetements. 
Vetements в переводе с французского означает «одежда». Целью модельера было подчеркнуть, что его коллекции — это отражение свободы и «улицы», это мода не для высокопоставленных людей, а для, так скажем, «обычного человека». В коллекциях бренда —  вещи, которые ассоциируются с уличной модой: объемные куртки, бомберы, массивные кроссовки. Ту же эстетику Гвасалия принес в Balenciaga, переосмыслив каноничные формы, которые существовали со времен Кристобаля Баленсиаги. Его первая коллекция в этом бренде была представлена в 2016 году, а в 2017 бренд стал лидером по скорости продажи, обогнав Gucci. 

Однако перенимать моду улицы одним из первых стал Эди Слиман, управлявший Yves Saint Lauren, при его руководстве переименованный в Saint Laurent Paris. Слиман был креативным директором с 2012 года по 2016, выпустил несколько коллекций в стиле гранж, которые продавались благодаря шоу-подаче и грамотной легенде. Модельер говорил, что его вдохновляет образ молодых людей, которых он видит на улице. Его идеологию подхватил следующий директор, Энтони Вакарелло. Он создает коллекции, эстетически схожие со слимановскими.

Еще одно важное событие, которое произошло в мире моды благодаря развитию общества, — появление экологичного и этичного потребления. В 2018 году Prada и MiuMiu отказываются от использования натурального меха, как ранее сделали и многие другие бренды под предлогом, что животные не должны страдать, если модницы хотят носить шубы. Так появилась мода на экомех, сделанный из синтетических волокон, не уступающих натуральным. От натуральной кожи отказываются в пользу искусственной и экокожи. 

Крупнейшие производители одежды масс-маркет озаботились тем, что они производят слишком много продукции, которая потом превращается в тонны мусора. Так, H&M, Uniqlo и ряд других компаний организуют сбор старых вещей, часть из них потом попадает в секонд-хэнды, а часть – перерабатывается. Конечно, у этих систем есть критики, но сам факт, что проводятся такие кампании, говорит о внимании к проблеме. 

В целом за десять лет мир моды перестал быть чопорным, и в нем наконец-то может найтись место любому, кто захочет его найти. Прогрессивное мировосприятие, которое включает в себя заботу о ближних и природе, принятие человека таким, какой он есть, модернизировали моду, сделали ее более ответственной перед потребителем.

Глобальные тренды на будущее – это свобода, экология и гендерная нейтральность во всем, что нас окружает. Десятые были первым шагом к тому, чтобы эти тренды перестали быть на уровне идей, хотя бы частично воплотившись в реальность. И, несмотря на некоторую неуверенность и брожение наугад, мы смогли приблизиться к идеалу, которого можем достигнуть. Удастся ли это – можем только гадать.

Поделиться