Элен Мирошкина, совладелица студии Geometrix Design – автор многих уникальных проектов, опередивших будущее. Наш разговор, скорее, не о дизайне, а о смыслах в архитектуре, поиске истинного «я», возможностях его проявления и творческом азарте.
Как вы пришли к созданию собственной студии? Какая философия лежит в основе вашей творческой деятельности?
Нашей студии 17 лет и, конечно, за это время мы прошли большой трансформационный путь, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения ценностей, которые мы в него закладываем. Тем не менее, мы всегда очень чётко позиционировали себя на рынке – монохромные чёрно-белые интерьеры с обилием геометричных форм и арт-объектов стали ДНК нашего бренда, благодаря которой удалось определить свою нишу в индустрии. Следующей вехой развития мы выбрали параметрическое проектирование – это математический метод проектирования сложных бионических и геометрических форм. Параметризм больше присущ архитектуре, но мы смогли адаптировать это направление под дизайн интерьеров. 6 лет назад мы достигли переломной точки в творчестве и задались фундаментальным вопросом: «А зачем ?». Существует психологический приём, когда вновь и вновь отвечая на вопрос «зачем», вы приходите к своим истинным желаниям. Благодаря этому я четко поняла, что хочу делать интерьеры без участия заказчиков, только для себя и в полной свободе самовыражения. И мы в этом преуспели.
Как вы построили работу без участия заказчиков?
Мы сами себе заказчики. Например, дизайн-студия geometrix находится в старом здании, которое мы полностью восстановили. Это была заброшенная постройка, но мы разглядели прекрасный облик, который у неё когда-то был и наделили его новыми смыслами. Поскольку здание очень большое, часть территории стала ивент-площадкой, где теперь проходит множество мероприятий разного формата. Помимо студии я развиваю бренд вентиляционных решёток invisiline. Пространством для их производства был выбран цех на территории исторической фабрики 1865 года и снова взялись за реконструкцию. Для меня как архитектора это была мечта! Я хочу показывать и рассказывать о том, что можно что-то оставить после себя – восстанавливать и приумножать, а не делать бизнес ради бизнеса. Нам важно подружить прошлое и будущее. Мы уже вдохнули новую жизнь в два здания, которые могли бы быть снесены. И на данный момент готовимся к работе ещё с одним объектом, который станет площадкой для нашего нового проекта. Для меня это апофеоз творчества и свободы, и я вижу свою миссию в том, чтобы искать этот симбиоз современного дизайна и архитектуры с исторической основой, открывая в ней новые смыслы.
Как вы относитесь к российскому дизайну с точки зрения человеческого потенциала, талантов? Много ли в России уникальных аутентичных дизайнеров или пока мы только идём к этому?
Когда я начинала – более 20 лет назад, – в Москве был очень узкий круг дизайнеров и архитекторов, и все они были выходцами из строительных и архитектурных вузов. С течением времени этот круг стал расширяться с геометрической прогрессии, и в какой-то момент рынок претерпел колоссальные изменения. Я помню, когда стало возможным пойти на курсы и назваться дизайнером. Не то чтобы я против этого. Действительно, если у человека есть вкус и талант, он сможет добиться многого и без 6-летнего обучения. Но в то же время, большинство интерьеров стали так похожи друг на друга, а Pinterest открыл возможность не создавать, а копировать.
Позже все вроде бы немного успокоились, люди поняли, что важно следовать собственным ценностям и аутентичных интерьеров стало больше. На данный момент у нас много достойных имён, и это прекрасно, что сегодня каждый может выбрать дизайнера интерьера близкого по духу и вкусам… но вскрылась новая проблема. Количество студий, созданных лишь ради бизнес-процессов, всё больше. Когда дизайн-бюро предлагает весь спектр стилей, а его хозяин, скорее, бизнесмен, чем творец, интерьеры вряд ли получатся искусными. Я сама представитель крафтовой студии и всегда пропускала каждый проект через сердце. Всё же я думаю, что несмотря на засилье коммерции, людям ближе авторские интерьеры и личный подход.
Вам приходилось когда-нибудь сталкиваться с проблемой того, что всё уже давно придумано?
Вы знаете, наверное, это мой любимый вопрос. Потому что когда мы разбирали наши ценности, то поняли, что азарт – одна из основных. Азарт постоянного поиска чего-то нового. Да, можно сказать, что всё придумано, а нам остаётся лишь интерпретировать уже имеющееся согласно времени, запросу клиента и собственному вкусу. Но всё же я думаю, что когда человек пропускает что-то через себя не копируя – он это трансформирует. То есть даже не дорабатывает, а делает что-то новое. Например, здание, где находится наш офис. Можно ли сказать, что лофты восстанавливали до нас? Конечно, можно. Но geometrix всегда работали со сложными геометричными формами и мы этот футуризм вписали в пространство старого кирпичного здания. Было ли такое? Не было. Не могу сказать, что я специально сидела и выдумывала что-то. Я скорее стремилась применить свой опыт и знания в состоянии полной творческой свободы и азарта. Поэтому отвечая на вопрос, скажу – нет, я не испытываю мук и терзаний по этому поводу, ведь огонь в глазах всегда выведет на новый уровень.
Как сложилось ваше эстетическое видение мира? Почему именно геометрия и футуризм лежат в основе визуального кода geometrix?
Я думаю, что это моё нутро, я с этим родилась. Наверное, это и есть проявление моего истинного «я». Благодаря этой эстетике мы получили известность на рынке, взяли множество премий. И, несмотря на то, что у меня был страх остаться без своего клиента, мы гнули свою линию, были бескомпромиссны в решениях, но наши люди всё равно были с нами. Почему? Зачем? Вероятно, потому что то, что я делаю – моя подлинная ценность.
Есть ли у вас проект мечты?
Моя мечта – взять в реконструкцию здание, которое можно привести в футуристичный вид не только изнутри, но и снаружи. Несмотря на то, что мы занимаемся реконструкцией, получить разрешение на то, чтобы изменить облик фасада очень сложно. Всё же он должен соответствовать архитектуре близлежащих зданий. Поэтому пока такой проект – лишь мечта. А в основе этой мечты – взаимоотношения отцов и детей, глубокая тема, которую я часто затрагиваю. Я хочу показать, что старому и новому нужно не конкурировать, а работать сообща, поддерживать друг друга. Наши корни – это опора, которая даёт возможность развитию чего-то качественно нового.