Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Новое TV
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Пресс служба

Игорь Мишин, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра KION — о взлёте индустрии сериалов и закулисье телевизионного мира.



Image_00_690x900.jpg

Мы с вами, как зрители, видим, что популярными становятся сериалы, в которых есть какой-то оригинальный сюжет

Вы стали почетным гостем фестиваля “Одна шестая”, где молодые таланты представляли свои фильмы. Что в работах молодых авторов цепляет вас больше всего? Приглашаете ли вы начинающих режиссёров для работы над проектами KION?

Работать с молодыми достаточно сложно, потому что в большинстве своём они хотят сами и писать, и снимать, и монтировать, и быть чуть ли не музыкальными продюсерами. Кино, конечно, коллективное творчество. Постепенно какие-то яркие самородки научатся и снимать, и писать одинаково талантливо, но, конечно, при первых работах у молодых режиссёров есть художественный руководитель. Вот, например, режиссёром нашего фильма «Краш-тест» (KION), который был в основном конкурсе фестиваля, выступила молодая девушка из Якутии – Анастасия Борисова, а художественным руководителем проекта стал Борис Хлебников, выдающийся автор современности, сценарист и режиссёр. Вот такие альянсы всегда дают очень любопытный и неожиданный результат, потому что тот же «Краш-тест» затевался как мини-сериал и мог вообще не случиться. Но в итоге материал для мини-сериала превратился в очень достойный полнометражный дебют, который занял достойное место в программе фестиваля.

За последние несколько лет люди все больше стали смотреть сериалы, а не фильмы. Количество платформ с эксклюзивным контентом только растёт. С чем связан этот “сериальный бум”?

Этот «сериальный бум» связан приблизительно с тем же, с чем был связан бум новостей в 1990-е годы в Екатеринбурге. Тогда появилось очень много телеканалов новой формации и новой эпохи, то есть частных телеканалов. Появилась новая среда развлечений, новая среда информации, эфирное телевидение. Появилась возможность регистрировать частные СМИ и получать лицензии на эфирное вещание.

Сегодня развивается техника и технологии, цифровое пространство стало безграничным ресурсом для трансляции контента — в отличие от эфирного телевидения, где есть физически ограниченный ресурс частот. Если телевидение регулировалось тем, что частот, на которых может вещать телеканал, в природе физически мало, то цифровая среда не имеет никакого технологического, физического или лицензионного ограничения. Поэтому каждый, кто хочет и может выполнять определенные регуляторные правила, предложенные государством, имеет возможность создавать современные цифровые онлайн-кинотеатры.

Да, в России их чрезмерно много в сравнении с другими странами. У нас уже более 10 онлайн-кинотеатров, которые производят оригинальные фильмы и сериалы. Термин «originals» или «оригинальный контент» обозначает то, что онлайн-кинотеатр разрабатывает или эксклюзивно заказывает какой-либо фильм или сериал, который можно посмотреть только в этом онлайн-кинотеатре на протяжении, как минимум, нескольких премьерных месяцев, а то и года.

Можно ли назвать приметы наиболее успешных на сегодняшний день сериалов? Что нравится людям?

Мы с вами, как зрители, видим, что популярными становятся сериалы, в которых есть какой-то оригинальный сюжет или, выражаясь профессиональным языком, “оригинальный setting”. То есть место действия, обстоятельства жизни, завязка сюжета представляют собой что-то новое для зрителя, то, чего он раньше не видел. Например, наш сериал «Хрустальный» стал очень успешным проектом. С одной стороны – это триллер-детектив про маньяка, с другой, он оригинален в силу того, что здесь исследовался очень интересный конфликт братьев. Мы подняли табуированную в общественном пространстве тему насилия старших подростков над младшими мальчиками. Это было первым свежим высказыванием на эту тему. Или другой пример — комедийный сериал “Почка”. При всём его искромётном юморе это сериал, который затрагивает проблемы в сфере трансплантации органов и, одновременно, рассказывает об отношениях между близкими родственниками, без участия которых героиня может умереть.

Сегодня людям нравится свежий взгляд на то, что, казалось бы, уже всем и так давно известно, или же поднятие неочевидных тем, новые сюжеты и новое режиссёрское видение.

В чём состоит коммерческая выгода онлайн-кинотеатров? Приходится снимать по несколько сериалов в год, а потребителя могут заинтересовать сериалы от разных платформ…

Все начинали с 2-3 сериалов в год, потом стали производить 5 или 6. Сегодня лидеры рынка, а им является и наш онлайн-кинотеатр KION, выпускают от 20 до 30 наименований оригинального контента в год. Эти 20-30 проектов не обязательно должны быть супербольшими. Здесь и мини-сериалы, и документальное кино, но, как минимум, один крупный знаковый сериал в месяц мы выпускаем. Мы даже перешли к такой практике, что первого числа каждого месяца на KION обязательна премьера нового сериала.


Image_01.jpg

Растет количество подписчиков и время, которое зритель проводит на платформе


И да, количество подписок на одного зрителя множится. Когда-то, действительно, у всех было по одной подписке, но сегодня очень много зрителей, у которых уже по 2 или 3 подписки на онлайн-кинотеатры. В целом, если посмотреть на экономику с точки зрения зрителя, это невероятно выгодное предложение — ведь за 200-300 рублей человек получает доступ к десяткам тысяч наименований контента со всего мира и при этом гарантированно имеет оригинальную премьеру каждый месяц. Подписка на 2-3 кинотеатра не превышает тысячи рублей в месяц. Сравните с ценой билетов в кино. В общем, становится понятно, что для зрителя с точки зрения экономии семейного бюджета и потребления, просмотр контента в онлайн-кинотеатре в разы выгоднее, чем поход в кино.

Как вы думаете, ситуация с забастовкой сценаристов в США и невыход в свет многих зарубежных сериалов спровоцирует рост интереса к российским сериалам?

Если сценарист сегодня прервет забастовку и что-то напишет, то зритель увидит результат его труда года через 3-4, поэтому нет никакой прямой зависимости не то что для России, но и для мирового потребления контента. Доказательством этого служит тот любопытный факт, что, когда с рынка ушли крупные американские студии — Disney, Universal, Warner Brothers и прочие, критики и журналисты мрачно прогнозировали, что онлайн-кинотеатры загнутся, потому что люди привыкли приходить в них, прежде всего, за американскими премьерами. А раз их не будет, то количество подписчиков упадет, и количество часов просмотренного контента в неделю на одного зрителя тоже резко снизится. Эти прогнозы не то что не оправдались, они оказались глупыми и смешными, потому что у онлайн-кинотеатров, и у нас в том числе, произошёл абсолютный ежемесячный рост. Растет количество подписчиков и время, которое зритель проводит на платформе. И сейчас платформы начинают думать о том, как предоставить доступ к дополнительному развлекательному контенту. Например, на KION появился раздел «Музыка», и постепенно сбывается наш прогноз, что онлайн-кинотеатры-лидеры превратятся в многофункциональные цифровые развлекательные платформы. Просмотр кино и сериалов останется базовым времяпрепровождением, а ещё появится возможность прослушивания музыки и подкастов, обсуждения фильмов, будто вы сходили в реальный кинотеатр. В общем, скажу так: отсутствие американского контента никоим образом на экономику онлайн-кинотеатров в России не влияет.

Что вам больше нравится, работать над сериалами или фильмами? Есть ли любимые среди спродюсированных вами картин?

Прямое сравнение здесь не подходит. Человек любит лыжи — по одной причине беговые, а по другой — горные, и время от времени с удовольствием катается то на горных, то на равнинных. Продюсирование сериалов и кино, несмотря на внешнюю технологическую похожесть – абсолютно разные виды спорта, хотя и очень близкие друг другу. И такое профессиональное ремесленное удовольствие играет разными красками. Я люблю продюсировать и сериалы, и фильмы.

За прошедшие годы я был причастен ко многим проектам. Но хотел бы рассказать о фильме “Овсянки” Алексея Федорченко, потому что он во многом очень личный. Да, у него есть автор сценария и режиссёр, но эта глубокая картина стала особенной и для меня. В этом фильме есть много моих решений и находок, личных переживаний, эмоций и какой-то личной страсти. Кроме того, это картина мирового класса, которая была показана более чем на 20 мировых фестивалях и получила призы практически на каждом: или “Лучший фильм”, или “Лучшая режиссура”, или “Лучший сценарий”. Фильм увидели зрители во многих странах, потому что была дистрибуция на весь мир. Был даже ограниченный, но тем не менее, прокат в Америке в 2011 году. Большой прокат этой картины во Франции прошёл весьма успешно, ведь французы очень любят наше артовое кино.

Сериал «Клиника счастья», в котором в котором тоже много моего личного, стал супер-хитом на KION. Пока он отсутствует на платформе, потому что изменилось законодательство. Сейчас мы перемонтируем пару линий/эпизодов, приведём его в соответствие новым нормам закона — и в ближайшее время этот сериал и реалити “Клиника счастья” можно будет снова увидеть на нашей платформе.


Поделиться