Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Между жизнью и смертью
Текст: Юна Ильина Фото: Личный архив

Александр Абрамов, мастер спорта по альпинизму, чемпион Советского Союза, 12-й кратный восходитель на Эверест, создатель и президент клуба «7 вершин» начал свою историю покорения вершин ещё будучи студентом. О том, что для Александра значит альпинизм — в рассказе «Стольнику».



Image_00_600x600.jpg

вулкан Орисаба в Мексике

Клуб «7 вершин» ежегодно организует около 100 экспедиций в 30 странах мира, около 1000 человек в год совершают с нами восхождения

Image_01.jpg


В начале пути

Хотя ещё в школе я занимался различными видами спорта, это было не всерьёз. Но в какой-то момент горы стали частью моей жизни: в институте я попал в секцию альпинизма, и это настолько меня затянуло, что я практически перестал заниматься чем-либо другим. Даже сейчас, спустя 42 года, я всё ещё никак не могу насытиться этим образом жизни. У меня в жизни было очень много восхождений, думаю, порядка пятисот, может, и больше. В год я поднимаюсь на вершины не менее 20 раз. Когда ты новичок, на сложные вершины ты не ходишь, так как на тот момент каждая гора для тебя является сложной. Постепенно твой уровень растёт, получается, ты покоряешь те вершины, которые всегда соответствуют твоей подготовке. Я пришел к Эвересту не сразу, первые 4 экспедиции были неудачными. И каждый новый поход для меня был новым испытанием. Помню, когда все же взошёл, стоял на коленях, утирал слёзы и звонил маме. Это было 24 мая 2004 года. С тех пор прошло 20 лет, а я продолжаю заниматься альпинизмом.



Image_03.jpg


Image_03.jpg


На всю жизнь

Если бы у меня было всего 4-5 восхождений, я бы запомнил их все. Но у меня их было так много, что выбрать лучшие сложно. Наверное, это были мои первые «шестёрки». В альпинизме выделяют 11 категорий, с обычными туристами ходят максимум на вторую категорию. Восхождение на самую сложную вершину занимает больше недели. Скорее всего, вы будете взбираться по стене, где нет вообще места для ночёвок. 10 дней и более ты болтаешься где-то между небом и землей, ночуешь на специальных платформах, которые сам же на себе тащишь. Такое, конечно, запоминается на всю жизнь. Например, до сих пор отлично помню первое зимнее восхождение на Аксу. В принципе, все первые восхождения — рекордные, вот они в памяти запечатлеваются надолго.

На свой страх и риск

Каждое второе восхождение вызывает страх и, отчасти, желание оставить начатое. Эверест  – одно из самых опасных мест в мире. Нельзя сказать заранее, поднимешься ты  на эту вершину или нет. Кто-то может заболеть, кто-то получит травму. Если совсем откровенно, то абсолютно любой альпинист, уходя на вершину, часто пишет завещание. И не потому, что им очень страшно, а потому, что они ответственные люди и понимают всю опасность и риск экспедиции. Мы были в Папуа—Новой Гвинее, где шли восемь дней подряд в одну сторону под гору, и не по тропинке, а по болоту, когда утопаешь по колено в грязи. А когда прибываешь на место ночёвки, не знаешь, что тебя там ждёт – снег или дождь, потому что ты находишься на высоте четырех тысяч метров. Так что альпинисты, скажем так, часто испытывают страх. Но как раз настоящие альпинисты умеют этот страх перебороть, ведь желание вернуться назад возникает почти на каждой горе после того, как ты начал восхождение. Хотя ты понимаешь – возвращаться нельзя, иначе перестанешь себя уважать. Люди, которые сдаются — легко это для них или тяжело, не важно, — перестают себя уважать в этот момент. Им требуется новое испытание, чтобы вернуть уверенность в себе. В общем, советую так не рисковать. Лучше не разворачиваться в обратную сторону, если тебе страшно, потому что потом придётся или повторить это восхождение, или совершить более сложное.


Image_02.jpg


Image_05.jpg


Image_06.jpg

Подготовка
 
Решили подняться на Эверест с гидом? Тогда запомните основные правила. Во-первых, вы должны быть физически и психически здоровы, морально устойчивы и, главное, финансово готовы. Потому что гид просто так на гору не полезет. Во-вторых, потребуются постоянные тренировки, 3-4 раза в день нужно циклично заниматься. В-третьих, для того, чтобы иметь достаточно опыта, необходимо совершить порядка десяти других восхождений, менее сложных – с 4-5, потом 5-6, и так до 8 тысяч метров. После этого можно сказать, что человек уже готов к восхождению на Эверест. Я тренируюсь постоянно. Экспедиция на Эверест занимает около 45 дней, поднимаются на него весной, с апреля по май.

Цели и причины
 
Как говорили классики альпинизма: «Людям, которые не были на горе, объяснить причины стремления покорить вершину невозможно. А люди, которые там были, вопросов не задают». Зачем моряки ходят в море, невзирая на риск и опасности? Зачем парашютисты прыгают из самолёта, зачем люди вообще идут на риск и опасности? Потому что это им требуется. Особенно мужчинам, а иногда и женщинам. Все мы разные, но могу сказать, что не существует людей, которым не требуется риск и опасность. Бизнес — тоже риск. Человек не может жить, ничего не делая. Самое тяжёлое испытание для любого из нас — это не делать ничего.



Image_09.jpg


Image_08.jpg


Image_10.jpg


Сколько стоит
 
Стоимость восхождения зависит от компании, уровня сервиса и надежности. Приблизительно цена варьируется от 50 000 до 100 000 долларов на одного человека. Это 2-месячная экспедиция, где на одного туриста работает сразу 4-5 человек. Дело в том, что для того, чтобы организовать экспедицию на Эверест, нельзя просто приехать куда-то и заселиться в первую попавшуюся гостиницу. Мы строим для каждой новой экспедиции новый 3-звёздочный «отель» с нуля на леднике под Эверестом. После чего этот отель через полтора месяца разбирается и увозится. «Отелем» называются палатки с кроватями, столовой с тёплыми полами и обогревателями, баром с напитками и телевизором. Есть медпункт со всеми необходимыми лекарствами. Также необходимо оформить специальное разрешение на каждого участника, которое стоит 11 000 долларов. Плюс понадобятся запас баллонов с кислородом, сопровождение из десятков носильщиков и яков, вертолёты, повара. Это очень большая логистика. Да, еще команда шерпов, протягивающая верёвки до вершины. Наверное, я описал не больше, чем половину необходимого.


Image_07.jpg


Image_12.jpg


Image_11.jpg


Гора мёртвых

Мой самый любимый вопрос: «Правда ли, что на склонах Эвереста остаются тела множества погибших?» Правда. Нужны огромные ресурсы, чтобы спустить их оттуда, порядка 50 000 долларов, поэтому, и это самое интересное, большинство семей погибших альпинистов не сильно настаивают на их спуске вниз. Люди идут на Эверест за счастьем, у них есть большие ожидания. Осуществляя мечту, они чувствуют себя счастливыми. И даже если им не удалось взойти на вершину, это важно живым, а не мёртвым. Человек остался там, где ему было хорошо, где он любил жизнь перед смертью.



Image_13.jpg


Image_15.jpg


Переоценка себя

Совершенно очевидно – люди сильно меняются в экстремальных условиях, меняются по отношению друг к другу и к жизни в целом. Это ожидаемо. Люди становятся лучше, потому что их выживание прежде всего зависит от того, насколько они могут влиться в коллектив. Бывает, конечно, наоборот. Случается, кто-то начинает требовать исключительного к себе отношения. Одни находят силу в коллективе, другие — в своей требовательности. Соответственно, отношение может быть разное. Но 80% участников становятся лучше, ближе друг к другу. Часто после наших поездок созданные групповые чаты «живут» долгие годы. Многие говорят, что в обычной жизни практически невозможно завести таких друзей, которым ничего от тебя не надо, просто встретиться, поздравить с днем рождения и пообщаться. И эту ценность формируют горы! Здесь мозг освобождается от всякой рутины и ерунды, мы единой командой идём к одной вершине. Альпинизм очень похож на бизнес: есть задача – находятся варианты её реализации, а после начинается штурм вершины, командная работа, которая в конечном итоге приводит к достижению цели. И это очень классно воспитывает коллектив и людей.

Поделиться