Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Молодежь стремится быть востребованной!
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героини

Наталья Попова – первый заместитель генерального директора негосударственного института развития «Иннопрактика», а также идейный вдохновитель нового шоу «Вызов» на ТНТ и его ведущая. Вместе с популярным комментатором Дмитрием Губерниевым Наталья знакомит телезрителей с поколением молодых ученых. О нынешнем  образовании, идее телевизионной программы, современном искусстве и многом другом – в интервью «Стольнику».


Image_00_690x900.jpg

Смотрите шоу «Вызов» по субботам в 14.00 на ТНТ

Когда мы молоды, амбиции, страсти, желания – всегда в приоритете,  по крайней мере, для большинства. У вас тоже так было? Часто успешная карьера заставляет выбирать между семьей и работой, вы попадались в эту ловушку?

Да, безусловно, попадалась. Думаю, что если бы на данном этапе мне пришлось выбирать себе супруга, сделать это было бы намного сложнее. Сейчас у меня полное отсутствие свободного времени, я сфокусирована на карьере, и не только на телевизионной, но и на всех остальных проектах, которые я веду как омбудсмен, как первый заместитель генерального директора «Иннопрактики». Мой мозг сконцентрирован в основном на работе, и поэтому найти близкого человека по духу сейчас было бы сложно. Но мне повезло, я уже больше 10 лет замужем. Не думаю, что супруг сильно в восторге, что работа занимает 90% моего времени, но человек он тоже крайне занятой и знает, что такое успешная карьера даже лучше, чем я. Поэтому он к этому относится вполне толерантно, и кроме того, мы же всё-таки вместе растём. Я не слишком рано вышла замуж, и супруг на момент начала наших отношений был не юн. Поэтому особенно ценно, что мы вместе развиваемся и вместе совершаем поступательные карьерные шаги. Именно поэтому выбирать между семьей и работой нам не приходится. Хотя, конечно, вопрос приоритетов все равно встает. Бывает, что мероприятия наслаиваются друг на друга и у меня, и у супруга. В таком случае я, как мудрая жена, могу чем-то пожертвовать и посетить мероприятие супруга. Работа в отношениях продолжается даже после 10 лет брака. Но это далеко не та работа, которая требовалась бы в начале отношений.

Помимо семьи, каковы ваши ценности? Какие принципы вы никогда не нарушите?

Я бы никогда не пошла «по головам», и не стала бы достигать карьерных высот за счет обмана и предательства. Для меня это четкая и абсолютная стоп-грань. Моя деятельность основана на принципах честности, справедливости и уважения к чужому мнению и чувствам. Мои рабочие отношения всегда строятся на принципах взаимного уважения. Я давно развиваю свои проекты на позиции топ-менеджера и вижу, что моя стратегия отлично показала себя «вдолгую». Даже если просто анализировать с точки зрения успешности, та карьерная модель, которая основана на ценностях, работает намного лучше той, что основана на достижениях любой ценой. Не хочу напоминать о законе бумеранга, но карьера, которая не основана на глубоких моральных принципах, так или иначе, рассыпается из-за вскрытия каких-нибудь негативных моментов и последующего отторжения тебя сообществом. Поэтому честная игра всегда выигрышнее. Все эти ценности мы постарались показать в шоу «Вызов». Изначально мы хотели вывести под свет софитов ценности, присущие нашей молодежи из мира науки и культуры, благодаря популярности уже раскрученных медийных лиц – участников шоу из команды «звезд». По факту получилось даже лучше, потому что нам удалось вычленить ценности различных социальных групп: популярных блогеров, актеров и спортсменов, и тех же «интеллектуалов», посвятивших свою жизнь науке и искусству. Ребята обладают немного разным восприятием мира в силу своей деятельности, но тем не менее, они в равной степени мотивированы, у них четко прорисована картина мира. При этом для большинства участников из обеих команд были важны взаимопомощь, командная работа и честная борьба.

Важно ли передавать знания об истории молодому поколению, ведь зачастую, когда спрашиваешь у 20-летних о событиях, прошедших буквально 50 лет назад, они ничего не могут сказать? Считаете ли вы, что нынешнее молодое поколение слишком инфантильно?

Могу сослаться на научное исследование «Ценностный атлас», представляющее срез ценностных ориентиров нашей молодежи по регионам. То есть это не мое мнение, а мнение людей с научной базой, которые проводили исследования с помощью более чем 4000 респондентов. Так называемое поколение Z достаточно инфантильно, но ценностно-ориентировано. Его представители понимают, что такое хорошо, что плохо, они ставят долгосрочные цели на основе этих ценностей, но совершенно не видят путь, который может к этим целям привести. У них абсолютная информатизация всего, что происходит. Они не выстраивают карьерную траекторию,  не видят связи между своими действиями и последующими событиями. Я общаюсь с огромным количеством научной молодежи, в том числе и с ребятами, которые приняли участие в шоу «Вызов». Их никак нельзя назвать инфантильными. Это уже сформировавшиеся личности, при том, что они достаточно молоды. Они абсолютно четко понимают свои жизненные приоритеты, знают, кем хотят стать, когда вырастут, и как этого добиться.

Как вы оцениваете современное образование? Нужны ли ему серьезные реформы?
Не буду говорить за Министерство Просвещения и Министерство науки и высшего образования, какие реформы нужны. Единственное, что я вижу, что интересует молодежь и что, наверное, хотелось бы повсеместно внедрить в школах и вузах — это проектный подход. Сейчас в силу технологических особенностей и огромного количества потребляемой информации, такое последовательное обучение, когда тебе просто рассказываются события и каждый предмет идет без связки с другим предметом и без связки с твоей потенциальной профессией, оно немного изжило себя. Сейчас молодежь действительно интересуется тем, как знания непосредственно применяются на практике. Мы проводили исследование среди школьников старших классов аграрных школ и студентов начальных курсов аграрных ВУЗов: связали  их с работодателями и предложили поучаствовать именно в проектной деятельности. Когда ребята увидели своего работодателя, они поняли, что конкретно  могут делать в этом регионе, в этой компании. Это имело феноменальный успех с точки зрения того, что многие ребята захотели остаться в своем регионе, захотели трудиться в компаниях, которые с ними работали. То есть молодежь стремится быть востребованной, им важна точка приложения своих усилий,  встройка во все процессы, которые сейчас происходят в экономике. И им обязательно нужно это давать.
Также не стоит забывать традиции советской школы. У нас прекрасный фундамент, мы закладываем очень широкий спектр различной информации, и, безусловно, от этого ни в коем случае нельзя отказываться, нельзя идти только в кейсовый метод решения проблем экономики. Широкий пул информации создает базисную картину мира у человека. Дальше эта базисная картина мира должна стыковаться с реальными экономическими событиями. Тогда это будет и успех нашего наследия – советской школы – и новое веяние, которое поможет ребятам лучше встраиваться в процессы. Уровень нашего образования достаточно высок, наши выпускники востребованы везде. У наших ребят генетически феноменальные способности.

Как вы относитесь к домашнему обучению? Считаете ли его хорошей альтернативой для родителей, которые не довольны системой образования?

Домашнее обучение было временной мерой в период пандемии, и как временная мера она работала. Это даже дало некий рост образовательным платформам, мы сами в «Иннопрактике» активно участвовали в том, чтобы переходить на российские цифровые решения, развивать их, но опять же с точки зрения soft-skills (мягких навыков). Домашнее обучение – не выход, потому что ребенку обязательно нужно социализироваться. Даже если родитель недоволен системой образования, запирать ребенка вне социума и отстраивать собственную программу образования — это значит лишать растущего человека огромного количества внешних коммуникаций, которые критически необходимы для формирования  личности. Я знаю, к сожалению, несколько неудачных примеров, когда родители сами решали переделать систему образования. В возрасте 15 лет я поступала в Финансовый университет, и с 17-18-летними абитуриентами у меня была небольшая разница в возрасте, поэтому я нормально адаптировалась, была в социуме, училась со всеми вместе. А на другой курс вместе со мной поступала девочка, которой было 10 лет. Это было желание матери – доказать всему миру, что ее ребенок талантлив. Она сама с ней ходила на все лекции, все записывала. Ребенка лишили детства по факту, потому что он, естественно, не может не общаться, а 10-летней девочке невозможно как-то вписываться в круг подростков, оттачивать свои коммуникативные навыки, нормально общаться с преподавателями, разговаривать на взрослые темы. У этой девочки детство загубили. Она закончила пятый курс в 15 лет. Точнее, его закончила мама, которая была на всех экзаменах. Дальше об этой девочке ничего не было слышно. Вряд ли на тот момент она могла трудоустроиться - это была бы эксплуатация детского труда. Вот зачем это было нужно? Есть система образования, в которую можно встроить индивидуальное образование конкретного ребенка. Но это должно быть в рамках системы: индивидуальная программа обучения, индивидуальный график, подстройка непосредственно под ребенка, и только в рамках социума.

Как вы считаете, что нужно воспитывать в детях прежде всего? Например, Билл Гейтс отказал своим детям в наследстве, считая, что они сами должны всего добиваться и знать цену деньгам.

У меня детей нет, поэтому я здесь теоретик, а не практик. Но мне кажется, что нужно передать им ту ценностную парадигму, в которой выросли и живут родители. Это очень важно. Понятно, что ребенок скорректирует ее сам. Его общая картина мира состоит не только из того, что закладывают родители, она формируется еще и благодаря его окружению, сверстниками, с которыми он будет общаться. Но важно изначально заложить ту матрицу, которая поможет  отделить зерна от плевел, определять, что такое добро, что такое зло. Это нужно закладывать с детства. Билл Гейтс отказался детям давать наследство, но это частность. Дети  могут понять цену деньгам и без этого, важно  правильно заложить ценностные парадигмы. Ребенком надо заниматься. Поэтому, наверное, у меня до сих пор нет детей: я понимаю, насколько это огромный труд и сколько требуется личного времени, чтобы вот это все заложить в нужном возрасте.

Также важно заложить ребенку так называемые soft-skills. Если не обращаться к англицизмам, то это те навыки, которые помогут работать с входящей информацией и выстраивать коммуникации с другими людьми. Это умение чувствовать собственное я в социуме.  

Что вы думаете о современном цифровом искусстве – виртуальных картинах, экскурсиях, перфомансах?

Когда появился кинематограф, а потом телевидение, было очень много разговоров в таком ключе: «Ну, все теперь, театр станет атавизмом, никто не будет в него ходить, потому что есть кино». Но при этом театр благополучно живет, и мы все пытаемся ходить на премьеры, и с боем добывать билеты. Мы видим, насколько востребовано именно театральное искусство. Точно также цифровое и аналоговое искусство останутся просто двумя различными концепциями. Я не против цифрового искусства, наоборот, горячо поддерживаю. Во время пандемии я с удовольствием бродила по виртуальным музеям, и спасибо что наше Министерство культуры сделало такую площадку, где можно было посещать виртуальные выставки.

Года три назад я снимала сюжет во время Петебургского экономического форума, где была представлена выставка произведений, созданных искусственным интеллектом. По айтрекингу отслеживалось,  как люди воспринимают искусство, и затем искусственный интеллект воплощал их предпочтения в своих работах. Это безумно интересно и отвечает требованиям времени. Интересно и с точки зрения развития искусственного интеллекта, и даже с точки зрения просто визуального восприятия полотен.


Image_01.jpg


Заменят ли электронными книгами печатные? Есть ли у вас собственная библиотека?

Да, печатные книги у меня есть, есть даже раритетные издания, в основном – подарки друзей. Но выполняют они роль инсталляции, я ими любуюсь, они занимают достойное место в моей квартире. А читаю, я, конечно, на айпаде, потому что постоянно в разъездах, у меня куча командировок, и даже когда я прилетаю в Москву, то продолжаю читать ту книгу, которую начала читать на айпаде. Я лишена вкуса к переворачиванию бумажных страниц, запаху печатного издания, хотя раньше я читала только на бумаге -- это было моей фишкой. Но жизнь все-таки меня переломала, и в командировки я беру именно айпад, там собрано все, что мне необходимо. Я  книголюб, читаю постоянно, у меня есть традиция всегда перед сном прочесть хотя бы пару страничек.

Вы выступаете ведущей экстремального шоу, а сами любите экстрим?

Я не представляю своей жизни без экстрима. Все мои близкие знают, что я дофамино-зависимая, что мне обязательно нужен всплеск дофамина, который я получаю только от экстрима. Поэтому, к сожалению, все уже смирились, что я вся переломана. Я катаюсь на горных лыжах, катаюсь плохо, но самозабвенно, с черных трасс, не снижая скорости, ору, слезы из глаз, сопли из-под шлема: лечу к победному финалу, ну или к перелому. Но ничего с собой сделать не могу, потому что действительно прыжки с парашютом, прыжки с высоты со скал, горные лыжи — это все мое. В шоу «Вызов» я, конечно, завидовала ребятам, когда они проходили препятствия. При этом я знаю свои страхи и понимаю, что какие-то испытания мне было бы очень страшно проходить.

Для телеканала ТНТ у вашего шоу необычный формат. Почему канал обратился к теме науки? Какая цель у проекта?

На самом деле, канал не просто так обратился к теме науки. Я думаю, что здесь мы все-таки нашли друг друга. «Иннопрактика» пришла в «Газпром Медиа Холдинг» с идеей как-то промоутрировать наших ученых. Я как популяризатор науки постоянно общаюсь с научной молодежью, я вижу, насколько они талантливы, привлекательны, интересны, и как бы было хорошо широкой публике с ними познакомиться. Команда «Газпром Медиа Холдинга» смогла переложить эту задумку на формат реального шоу. На мой взгляд, получилось безумно интересно. И интересно даже не то, что противопоставлялись две команды – блогеры и интеллектуалы, а то, что они смешивались и единым командным фронтом преодолевали все испытания. Я уверена, что одна из целей этого шоу в том, что те зрители, которые будут болеть за интеллектуалов, потом будут видеть их карьерный путь, и их популярность наведет на мысль, что можно этот путь повторить. Что можно стать таким же ученым, добиться таких же высот и быть таким же классным, веселым, востребованным публикой и популярным. Поэтому я надеюсь, что после этого шоу возрастет поток желающих заниматься наукой.

Понравилось ли вам работать с Дмитрием Губерниевым? Научил ли вас чему-то за время съемок опытный комментатор? 

Я стала фанатом Дмитрия Губерниева. Это человек с глубочайшими знаниями, с колоссальным опытом работы, которым он, кстати, с удовольствием делится. Нам было сложно, потому что я всегда индивидуально работала в кадре: я и интервьюируемый, то есть у меня нет соведущего. Дима все-таки работал в формате соведения, но тем не менее он — человек-оркестр, он может занять собой весь эфир, ему в принципе никто в кадре не нужен. Для нас это тоже было вызовом, но мы прекрасно сработались и нашли точки соприкосновения. Да и вообще по многим жизненным вопросам у нас совпадают позиции. Нам очень нравится друг с другом общаться.

Поделиться