Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Молода и талантлива
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Личный архив

Софья Косажевская, режиссёр и сценарист, рассказала «Стольнику» об уральском кино, отношении к успеху и о том, что молодость – не помеха заявить о себе.



Image_00_690x900.jpg

Фильмы для меня всегда были в некотором роде энциклопедией жизни

Софья, на ваш профессиональный взгляд, насколько сегодня развито кино на Урале?

Хочется сразу отметить, что у нас есть очень сильные специалисты, мастера своего дела, если можно так выразиться. Это моя команда, которая трудилась над созданием нашего фильма «Просто случайность». Я считаю, мои ребята – профессионалы, задающие качественное развитие кинематографу нашего региона.

Важно понимать, если мы сравниваем уровень развития кино в нашем регионе, например, с московским, то, безусловно, оно всё-таки находится в зародышевом состоянии. Но мы уже слышим это будоражащее сердцебиение, трепетно бережём и очень сильно ждём яркого и запоминающегося появления этого плода на свет. Мы только-только начинаем открываться большому миру кино. Хотя в памяти Екатеринбурга есть отдельные, и даже не побоюсь этого слова, великие творцы, энтузиасты, которые развивались и творили на Урале. Это, например, Алексей Балабанов и Василий Сигарев, творческая биография которых вдохновляет меня. Или Алексей Федорченко, который, кстати, до сих пор живет в Екатеринбурге и снимает кино здесь, с местными, не менее талантливыми мастерами и актёрами. Он не переезжает в столицу и предан нашему региону. Наконец, Николай Коляда. Его труппа – это те творцы, которые также задают темп развитию не только театральной культуры нашего города, но и кинематографа. От театра ЦСД у меня до сих пор осталось огромное впечатление, его актёры и режиссёры развиваются самобытно и самодостаточно, сами снимают фильмы и сами снимаются в них, оказывая колоссальную поддержку друг другу.

После реструктуризации Свердловской киностудии всё больше режиссеров приезжает снимать кино именно у нас. На базе киностудии теперь действует киношкола, чьи выпускники востребованы буквально сразу после окончания обучения. Не менее важно и развитие киноклубов, объединяющих людей одной сферы деятельности и просто заинтересованных в обсуждении фильмов и сериалов. «Ельцин Центр», например, очень активно продвигает такое течение, привозит выдающихся кинокритиков на Урал, проводит доступные и открытые мастер-классы и лекции.

А как лично вы пришли в большое кино?

Я очень долго искала точный ответ на этот вопрос и, мне кажется, до сих пор его ищу. Когда мне было 8 лет, я пережила тяжёлый развод родителей, после которого не видела маму и сестру около 7 лет. Ужасающие обстоятельства в работе моего папы разлучили меня и с ним на долгие годы. Всё это травмировало и замкнуло меня. Я перестала разговаривать, боялась открыться миру, а мне очень этого хотелось. Я писала рассказы и пыталась высказываться в них, но этого было недостаточно. Тогда мне и открылся прекрасный мир кинематографа. Фильмы для меня всегда были в некотором роде энциклопедией жизни, я находила в них ответы на абсолютно все свои вопросы, ведь рядом не было тех, кто смог бы искренне рассказать мне о том, чего я пока не понимала. В процессе развития я четко осознавала, что таких же «потерянных» и «непонимающих», как я, очень много, им всем нужны ответы и поддержка. К 9 классу я точно поняла, что хочу быть режиссёром, который не только высказывается в своих работах и тем самым разговаривает со своей аудиторией, но и ведёт за собой целую команду. Я очень хотела, чтобы мне доверяли.


Image_01.jpg


Сейчас я ещё в самом начале своего творческого пути, и то, что я имею сейчас, появилось благодаря людям, поверившим в меня и мою историю. Это и мой прекрасный соавтор, сильная и талантливая Алёна Елистратова, с которой мы вместе написали сценарий фильма «Просто случайность». Я всегда действую, исходя из чёткого понимания своих желаний и жизненных ценностей. Понимаю, что для меня важно, чего я хочу достичь к определенному периоду жизни, и иду в эту сторону, помня, что я начинаю с маленькой роли и шаг за шагом дойду до главной. Работать на площадке я начала с ассистента продюсера, потом дошла до клаппера (хлопушки) и далее, до ассистента режиссера. А теперь я генеральный продюсер и режиссёр своей собственной картины.

Вы сама пишете сценарии. Сложно совмещать этот процесс с режиссурой?

Я согласна с мыслью, что толковый режиссёр должен уметь писать. Умение чётко, лаконично и интересно формулировать своё видение – неотъемлемый навык режиссёра. Режиссура для меня сейчас – это больше творческий поиск себя, и я в нём на этапе формирования, а мой основной рабочий вид деятельности — сценарное ремесло. Поэтому совмещать два взаимосвязанных между собой процесса мне не так сложно. Главное, уметь важно разграничивать свою деятельность. Сценарист больше отвечает за структуру, смысл и драматургически слаженное построение текста, режиссер же больше заботится о визуале, чувственности, ритме и восприятии аудиовизуального произведения в целом.

Вам всего 23 года. Какие советы вы можете дать своим ровесникам? Как идти к своей цели? Где черпать знания?

Я до сих пор удивляюсь тому, как быстро летит время. В 16 лет я думала, что уже готова снять свой первый полнометражный фильм. Но мы не в силах контролировать все жизненные обстоятельства. Только сейчас я поняла, что в том возрасте была бы не готова к тому, что получила сегодня. Я считаю, если тебе действительно важно и интересно то, к чему ты так яро стремишься, нужно идти вперёд и ничего не бояться. Что бы там ни говорилось, создание кино – это очень серьёзная и титанически трудная профессия. Это история не только о механике, но и о чувственности, ощущениях. Насмотренность, образованность, умение коммуницировать и выстраивать отношения внутри среды – важные составляющие для успешного движения по кинематографической иерархии. Недавно я осознала, что очень важно заботиться о своем психоэмоциональном здоровье, поддерживать и помогать себе. Это, кстати, частично касается темы нашего фильма. Не надо стыдиться обращаться за помощью к специалистам и близким. А еще важно быть искренним с самим собой. Это вообще для всех актуально: если ты честен перед самим собой, то и с другими вопросов быть не должно.

В нашем мире очень развита образовательная база, есть множество различных образовательных платформ, учебной литературы, однако тут больше вопрос о том, сможешь ли ты выделить из обилия информации действительно нужное и полезное. И приложить свои силы для получения необходимых знаний.


Image_03.jpg

Какие выводы вы сделали для себя, пройдя путь от создания сценария фильма «Просто случайность» до режиссуры на площадке?

Пройдя такой непростой, но вместе с тем важный и интересный путь, я сделала базовые выводы. Крайне важно уметь находиться в моменте, не пытаться предугадать и просчитать все действия наперёд. Иногда это помогает, но для режиссёра важно быть здесь и сейчас, внутри той минуты, в которую происходят важные решающие процессы. В период препродакшн надо уделять больше времени привлечению финансирования и различной поддержки фильму. Благодаря продюсеру из Red Pepper Film Ольге Барановой у нас появились прекрасные партнёры – Goodwill, Medliga, «Моменты счастья», бистро «Моменты», Megadrom, Mononova; а благодаря продюсеру и главной героине фильма Мариель Хлендовской у нас случилась коллаборация с брендом одежды Love Republic и Meri Teri. Оператор-постановщик моей мечты Георгий Бесштанников привлек к нашему фильму не менее важных партнеров – «Светоцех» и RatsOnSets, без них у нас бы не было необходимого оборудования на площадке. Для меня это уникальный опыт и бесконечная вера в людей и их силу.

Кажется, будто я еще раз убедилась в том, как важен качественно проработанный сценарий, выделенное время для репетиций с актёрами и слаженная коммуникация со всей командой. Это основа для создания любого кинопродукта, на мой взгляд.

Ваш первый большой фильм, где вы режиссёр и сценарист, сделан в жанре триллера-драмы. На какие моменты нужно точечно обращать внимание для раскрытия сюжета в этом жанре?

Для меня всегда была интересна тема выбора. Какой выбор делает человек, находясь в той или иной ситуации. Я очень люблю помещать героев в сложные жизненные обстоятельства и наблюдать за тем, как они будут действовать на пути к цели и как будут справляться с обстоятельствами, сложившимися в результате их действий. В рамках психологического триллера мы исследуем психологию поведения героев, их действий и поступков не только с точки зрения обстоятельств, в которых они оказываются, но и ввиду особенности их характеров и непроработанных травм. Безусловно, триллер задаёт нам направление, где мы воздействуем на зрителя, вызывая тревожные и нервные ощущения, страх и напряжение, которые периодически сменяются на некое «затишье перед бурей». Важно следить, чтобы инструмент, вызывающий внутреннее напряжение, работал. Сейчас впереди у нас сложный и бесконечно интересный этап постпродакшн. Параллельно с этим мы готовим к запуску связанный с нашим фильмом психологический проект, в котором грамотный специалист — психотерапевт и аналитик — будет рассказывать о различных психологических явлениях, делиться информацией и случаями, связанными с психологией личности. Нам очень важно, чтобы люди понимали, что обращаться за поддержкой — не страшно. Наш фильм — тизер/пилот сериала — по этой истории будет развиваться до полной расширенной формы.


Image_02.jpg


Ольга Баранова, продюсер картины «Просто случайность» от Red Pepper Film:

Я увидела в Софье несколько личностей, и каждая из них имеет свои очертания, манеру поведения и стихию. В её характере сочетается уверенность действий и поиск решений, она очень чётко понимает, к чему стремится, ясно выражает свои мысли и потребности, превосходно пишет и в верном ключе доносит информацию до коллег по цеху. Стержень у её внутреннего «я» точно есть, как есть и то, над чем ещё предстоит работать. Травма детства, которая по сей день читается в некоторых поступках и действиях Сони, является важнейшим фактором становления её личности. Для меня было примечательным, что в реализации фильма, подготовительных процессах участвовала вся семья Софьи! Мы провели совместно множество встреч, ночных разговоров, сделали сотни звонков для того, чтобы пазл фильма собрался воедино. «Просто случайность» – это точно любовь, та самая, до мурашек и трепета в душе. Все цеха возглавляли специалисты с большим стажем работы в кино, что дало проекту гарантию качества и сделало работу продуктивной. Хочу отметить, что каждый, кто окунулся в мир «Просто случайности», шёл сюда за идею и внёс свой вклад в большой проект молодого и талантливого режиссёра и сценариста Софьи Косажевской.

Поделиться