Наша стратегия – WIN – WIN
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Диана Коростелева
Почему развитие города невозможно без диалога всех сторон: власти, бизнеса, профессионалов и общества – рассказывает главный архитектор Екатеринбурга Руслан Габдрахманов.
«Давайте учиться слышать друг друга во благо нашего города!»
Какие моменты со времени назначения на пост стали особенно запомнившимися? Были ли планы, которые не удалось реализовать по каким-либо причинам?
Во-первых, и это, пожалуй, один из главных моментов, мы смогли наладить конструктивный диалог с бизнесом - строительным сообществом, чтобы впоследствии объединить ресурсы на благо Екатеринбург. Было важно поменять подходы к застройке в целом. Застройщики не должны единолично принимать решения, как будет выглядеть город, им необходимо советоваться с властью и профессиональным сообществом. И, как оказалось, такой подход был востребован всеми, я бы даже сказал, что был такой запрос. Во-вторых, удалось вовлечь в процесс Союз Архитекторов России и проектные организации туда не входящие. Перед тем, как занять пост главного архитектора, меня приняли в члены Союза и включили в экспертно-консультационный совет. В нем мы с определенной периодичностью рассматриваем значимые проекты, также обсуждаем необходимость регулирования архитектурно-градостроительного облика в городе, которое в скором времени появится законодательно. Эта практика будет продолжена и в следующем году. Костяк уже заслуженных и признанных архитекторов и градостроителей, имеющих колоссальный опыт и свое видение, способен дать профессиональный совет, подсказку, непредвзято оценить проект со стороны. Одновременно с этим мы выстраиваем диалог и с молодыми профессионалами – они очень талантливы, у них новые смелые идеи и взгляды, интересные подходы. Единственное, что пока не удается реализовать в полной мере – это наладить диалог с общественностью.
Почему?
По моему мнению, есть определенная предвзятость, так скажем, негативный настрой по отношению к чиновникам и в целом к власти. Всегда проще критиковать, чем выдвинуть объективную и логически выстроенную позицию, предложить конкретные решения проблем. Но уже появляются отдельные горожане, которые готовы к диалогу, и они стараются активно принимать участие в развитии города. В этом им помогает представление, как работает вся система власти, понимание действующего законодательства, что в зоне ответственности администрации, а что – нет. Ранее многие горожане не понимали, чем мы как Департамент на самом деле занимаемся. В своем Telegram-канале я показываю, что мы делаем и за что отвечаем, какие решения принимаем. Я, в меру своих возможностей, стараюсь практиковать политику открытости. В будущем я, конечно же, надеюсь на снятие имеющегося напряжения. По сути, мы все двигаемся к одним целям.
С аналогичным посылом мы вышли к застройщикам: «Коллеги, мы все делаем одно дело! Мы хотим, чтобы наши близкие люди и дети жили в красивом, благоустроенном и комфортном городе. Чтобы, когда к нам приезжают гости, нам было чем их порадовать – не только кухней и культурной программой, но и транспортом, архитектурой, средой. Мы все вместе как раз и вносим вклад в будущее города».
Безусловно, есть вопросы, с которыми надо в первую очередь работать – это внешний вид зданий, благоустройство, различные вывески и реклама. Это то, что горожанин видит каждый день.
Но ведь борьба с хаотичными вывесками и рекламой начиналась?
Да, но законодатель на федеральном уровне дает послабления практически каждый год. Бизнес в этом плане имеет свою логику: «Все что не запрещено-разрешено, зачем тратить деньги?». Но надо понимать, что сейчас подход меняется в сторону ужесточения требований к внешнему виду зданий и отдельных объектов, у жителей появился запрос на более гармоничную и упорядоченную городскую среду. Многие жители в том числе и через систему квартальных обращаются в администрацию с целью приведения в порядок витрин, вывесок, рекламы и других вещей, связанных с тем же благоустройством. Я не раз говорил, что у горожан эстетическое восприятие и вкус развивается в последние годы гораздо быстрее, чем раньше, появляется намеренность и это радует нас. Здесь мы как раз выстраиваем диалог с предпринимателями, исходя из того, что в первую очередь необходимо хорошо и качественно оказать услугу и за счет этого выделиться, а не за счет кричащего внешнего вида вывесок и рекламы. Мы всегда готовы подсказать, как сделать правильно и красиво.
Хорошо, а что касается именно зданий?
Здесь два направления. Первое – существующие здания. И здесь как раз вопрос, как улучшить внешний вид фасадов. Пока мы прорабатываем это. Второе – новая застройка. Я уже ранее обозначил, что удалось наладить диалог, застройщики активнее начали согласовывать архитектурный облик объектов. В 2021 году было подписано соглашение между Гильдией строителей Урала и Администрацией города Екатеринбурга о добровольном согласовании облика объектов капитального строительства. При этом мы видим положительную динамику: раньше мы собирались раз в две недели для рассмотрения проектов, сейчас – еженедельно, увеличили штат и количество часов. Застройщикам, как оказалось, нужна профессиональная обратная связь, и именно в части облика, а не во всех возможных параметрах и требованиях, которые должны решаться на следующих стадиях проектирования и экспертизы. И мы, и бизнес в конечном счете понимаем, что архитектура – это важная составляющая проекта, которая благоприятно влияет на облик города, повышает стоимость продажи продукта и конечном счете дает преимущество в конкуренции. Получается, что от качественной идеи и реализации все остаются в выигрыше.
Почему в современных реалиях, когда спрос снижается, объемы ввода жилых площадей только растут?
Потому что есть общие показатели, которые спускаются в регионы с федерального уровня, а регион уже сам распределяет их по городам. В стратегию строительства жилья заложена хорошая идея про доступность и простая формула: «Чем больше предложение – тем ниже цены». Но, к сожалению, никто не предвидел, что экономика строительства изменится так быстро, что стоимость материалов за несколько лет вырастет в 2-2,5 раза, а по каким-то позициям и выше. Сформировался определенный кадровый голод, и это сейчас даже дефицитом трудно назвать. Строить, конечно, будут и дальше. Надо отдать должное строителям, они со своей задачей справляются на 5+. Но для реализации построенного жилья нужен спрос, поэтому государство ищет инструменты. Например, льготная ипотека, которую хотели отменить, но продлили действие. Власти и дальше будут искать пути решения, так как объективно строительной отрасли нужна поддержка, потому что стройка обеспечивает как минимум семь параллельных отраслей и создает огромное количество рабочих мест. Это факт.
Но давайте вернемся к архитектуре. Архитектура – это один из элементов конкуренции, как я уже говорил. Люди научились определять, что хорошо, а что плохо. Моя задача, как главного архитектора, понимать, за счет чего то или иное здание нравится или не нравится жителям, и как сделать город более привлекательным. Форма, расположение, функциональное наполнение, стилистические решения, колористка, материалы, подсветка – всё играет роль. И здесь наступает ответственность: архитекторов – за проект, застройщиков – за реализацию, власти – за итоговый результат и создание условий для появления объектов, которые встроятся в город и сформируют привлекательную среду.
Некоторые эксперты отмечают, что архитектура в последнее время, больше превращается в дизайн. А дизайн быстротечен. Поэтому мы стараемся делать упор на появление более устойчивых решений – интересных и сейчас, и в будущем, которые будут актуальны и через пять, и через десять лет. Вот, например, посмотрим на когда-то яркие и цветные дома в Академическом. Что произошло спустя время? Кто ежегодно будет красить их, чтобы они сохраняли первоначальный вид? Поэтому если на этапе проектирования заложены ошибки, то далее за них придется отвечать тем, кто эти здания эксплуатирует. В данном случае необходимо было более продуманно подходить к колористке и материалам.
То есть гармоничный образ города все-таки недостижим?
Как говорит один мой друг: «Нет ничего невозможного». Нам надо продолжать работу над созданием силуэта города и исправлением каких-то уже допущенных ошибок и не повторять негативный опыт. Но рост города не остановить, и поэтому передо мной, моей командой и коллегами стоят действительно сложные задачи, в том числе, как совместить уже построенное и новое.
И надо понимать, что есть определённая инерция – это появление объектов, которые ранее были запроектированы и уже строятся или планируют начать строительство без согласования Департамента. Поэтому результат системной работы можно будет увидеть и комплексно оценить только через несколько лет.
Я бы разделил территорию Екатеринбурга на две условные части. Первая – уже застроенная, где мы работаем с существующими зданиями и приводим в порядок фасады, вывески и разбираемся с рекламой. Здесь надо работать очень аккуратно. То, что уже построено, конечно, гармонично между собой уже сложно увязывать. Также часто стали появляться новые объекты, которые необходимо встраивать в ткань города. Вторая – вновь застраиваемые территории, которые должны быть современными и отвечать всем требованиям. В данном случае нужно более осознанно подойти к будущим объектам, так мы программируем определённые сценарии жизни.
Почему тогда не установят регламенты, как это, например, сделали в Европе?
Там архитектура создавалась веками, а мы очень молоды в этом плане. Они установили регламенты очень давно. И надо понимать, что у нас в 90-е произошло изменение в части подходов регулирования, активно начали заимствоваться инструменты с запада. Действующий градостроительный кодекс появился в начале 2000х, и все еще в него активно вносятся изменения. Теперь представьте, сколько за это время произошло изменений в городе.
В настоящее время город представляет собой наслоения зданий различных лет постройки и архитектурных стилей.
Снести весь Екатеринбург и заново его отстроить не получится, да и задачи такой точно не стоит. Наш город формировался определенными периодами и слоями. Рассмотрим последнее столетие. Раз – появилась задача возвести здания для нового советского человека. Время 20х и 30х годов прошлого века - расцвет авангарда. Два – устали от простоты конструктивизма и появляется более помпезная неоклассика. Три – нужно срочно обеспечить всех жильем после 50-х годов – переориентир всей архитектуры на типовую хрущевскую и затем брежневскую. Сейчас от коллег все чаще слышу о том, что появляется запрос в профессиональной среде на возрождение «русского» стиля.
Вернемся в Екатеринбург. Возьмем любую улицу в центральной части города. Кто сможет определить один архитектурный стиль, в котором она дальше должна развиваться? Мнения всегда будут расходиться. Это как весы. Так что здесь лучше всего для появления новых объектов подходит идея конкурсного или вариантного проектирования, когда из нескольких проектов можно выбрать наиболее подходящий и его дорабатывать. При этом конечно же необходимо проводить профессиональные обсуждения. Когда разные эксперты высказывают свое мнение, идет проработка концепции практически до идеального результата.
При этом хочется отметить, что Екатеринбургские девелоперы и архитекторы продвинулись в этом направлении, и их проекты сильно выросли: в качестве архитектуры, подходам к благоустройству, функциональности объектов.
Нашему городу, я считаю, повезло. Другая особенность наших девелоперов – с ними всегда можно найти общий язык. Это суперпрофессионалы, действительно искренне любящие родной город. А вот те, кто “заходят” к нам со стороны… Свои основные ошибки они уже совершили в тех городах, в которых базируются. Они уже набили себе шишки там. При этом те решения, которые они считают уникальными и интересными, они пытаются принести сюда, в Екатеринбург. Поэтому наша задача – понять, с какими идеями и продуктом они пришли, и насколько это уместно будет в Екатеринбурге. Иногда случаются и напряжённые моменты в работе, когда внешний застройщик приходит с готовым решением и настаивает на нем. Приходится объяснять, что я это уже видел в их городах присутствия, и что там построено - в Екатеринбурге неприемлемо. У Екатеринбурга есть своя планка, согласитесь?
И уже сейчас можно сказать: то, что ранее поступало на рассмотрение и что по итогу мы начинаем строить – это колоссальная разница! Застройщики видят конкурентную среду. Когда есть внутренние девелоперы и внешние, начинается конкуренция за качество и конечного покупателя, внедряются новшества в проекты. Рынок в таком случае будет только разнообразнее.
На данный момент Департаментом проведена работа по определению территорий и подготовке требований регулирования архитектурно-градостроительного облика. В Правила землепользования и застройки города будут внесены соответствующие изменения.
Сейчас заметен тренд на социализацию бизнеса. Предприятия работают не только для того, чтобы заработать, но и чтобы помочь людям и городу. К застройщикам это тоже относится?
Да, безусловно. Мы же все понимаем, что основная задача бизнеса — это извлечение прибыли. Но сегодня она дополняется тем, что многим хочется оставить что-то после себя. Давайте я назову это «наследием». И для каждого «наследие» свое: кто-то создает знаковые объекты, кто-то благоустраивает территории, кто-то возводит социальную инфраструктуру, а кто-то все в комплексе. Это помогает создавать не только материальную среду, но и смысловую.
А история с Генпланом – это ведь тоже своего рода регламент? Как можно закладывать его на 25 лет с учетом постоянно меняющихся реалий и трендов?
Генплан – это документ, ориентированный не на вкусы и предпочтения. Прежде всего, это стратегическая история. Самая главная его задача – определить те направления, в которых город будет развиваться в дальнейшем, заложить основные каркасы. Первый – планировочный: какие в городе районы и как они будут развиваться. В его основу ложатся транспортный и природный каркасы. Второй — это зонирование: жилые и производственные территории, смешанные и общественно-деловые зоны. Отдельно, зеленый каркас, который мы стараемся сохранять. Далее внимание уделяется социальной и инженерной инфраструктурам.
В подготовке Генерального плана Екатеринбурга на период до 2045 года принимали участие специалисты от власти, науки, общественности и бизнеса, которые предлагали различные решения в части развития систем расселения и распределения рабочих мест, развития рекреационных территорий и всех видов инфраструктурных объектов. Каждое решение было проанализировано на предмет обеспечения безопасности, экологической устойчивости, экономической эффективности, баланса интересов.
Как мы всё просчитываем? Допустим, объём населения на 2045 год достигнет 1 900 000 человек, где они будут жить? Как будут добираться до мест работы и жительства? Какими объектами люди будут обеспечены? Образование, культура, спорт, здравоохранение – мы должны зафиксировать эти точки как якоря.
Профессионалы делают хорошие документы, но наступает новое время, когда важно показать, объяснить, раскрыть, как можно совместными усилиями сделать город лучше. Для этого надо понимать друг друга. С профсообществом и бизнесом это получается сделать достаточно легко, а с простыми горожанами –намного сложнее. Часто люди не умеют читать документы и не понимают, как ими пользоваться, при этом существуют ожидания по решению всех существующих проблем при помощи одного документа. Поэтому мы готовы объяснять подходы в развитии тем, кто готов слышать. Я призываю еще раз: «Давайте учиться слышать друг друга во благо нашего города!».