Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Красный Диор
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Фотобанк

«Мода – не диктует, а лишь подсказывает пути совершенствования индивидуальности каждого человека».



Image_00_690x900.jpg

Он мечтал сделать мир ярче и побороть серость, скуку и тоску

Мы долго думали с чего же начать новую рубрику журнала об истории моды, перебирая, какой из модных домов сейчас на слуху. «Может быть Maison Margiela?» — «Нет лучше, начать с классики, Chanel». В поисках вдохновения мы отправилась смотреть ютуб и телеграм-каналы историков моды и fashion критиков. Ни одно видео не обошлось без поиска русского следа в истории того или иного зарубежного модного дома. Так и пришла мысль о том, что совсем не обязательно смотреть на запад, стоит лишь оглянуться, как выбор первого героя рубрики становится очевидным. Вячеслав Зайцев – самое яркое имя в российской индустрии моды, человек, доказавший всем, что талант преодолеет любые преграды.

О детстве

Вячеслав родился в 1930-е годы. Выделяться было не принято, а женщина должна была соответствовать образу порядочной домохозяйки и прилежной работницы. Кажется, что яркий и амбициозный Слава хотел украсить этот серый мир с самого детства – его первым увлечением стала вышивка, которой его научила мама. Позже Слава проявлял интерес к разнообразным видам искусства, например, он отлично пел и даже побеждал на вокальных конкурсах. Было очевидно, что делом жизни Вячеслава станет что-то непривычное для обычного советского человека. Но, будучи сыном врага народа, юноша не мог подать документы ни в одно училище. Исключением стал Ивановский химико-технологический техникум, куда Славу все-таки приняли — на факультет прикладного искусства. После техникума юноша поступил в Московский текстильный институт, где учился с отличием.


Image_03.jpg

Кстати, преподаватели студента Зайцева не любили, считая деревенщиной


О первом успехе

Первая коллекция модельера была представлена, когда он занимал пост художественного руководителя экспериментально-технической фабрики Мособосовнархоза. Это была коллекция специальной одежды для работниц села. На удивление публики дизайнер продемонстрировал не привычные серые костюмы, а разноцветные телогрейки, юбки из павлопосадских платков и валенки, раскрашенные гуашью. В результате партийное руководство сочло это насмешкой над советской действительностью и отстранило Вячеслава от должности. А французский журнал «Paris Match» написал тем временем, что Зайцев «диктует моду в Москве». Такой диссонанс между признанием в мире и непринятием руководством родной страны будет преследовать Вячеслава еще долгие годы.


Image_02.jpg


О борьбе

В 1965 году в Москву приезжает Пьер Карден — и очень хочет познакомиться с Вячеславом. Партия, конечно, была против этой встречи, но свободолюбивый Зайцев проигнорировал этот факт и все-таки встретился с Пьером. Беседы великих кутюрье привели к настоящей дружбе, которая продолжалась долгие годы. Карден впоследствии привез Зайцеву сундук ткани, которой хватило для целой коллекции. Оскар де ля Рента после встречи с Владиславом отметил его как энергичного человека, рядом с которым он чувствует себя старым. Многие зарубежные журналы писали о таланте «Красного Диора», и Зайцев предложил начальству организовать показ французских дизайнеров, но, что неудивительно, получил отказ. В 1960-х с коллегами по работе в Доме моделей на Кузнецком мосту, модельер создал коллекцию тканей для одной из американских компаний. Коллекция была представлена в музее современного искусства в Нью Йорке, но создателям не удалось туда попасть, потому что их не выпустили за границу. Яркий и модный образ женщины претил идеям, царящим тогда в обществе. В 1978 году Вячеслав покинул дом моделей на Кузнецком мосту в попытке сбежать от руководства, которое «понятия не имеет, что такое мода, общество околомодников, нежелающее подарить людям разнообразие ассортимента».


Image_04.jpg


Image_05.jpg


О моде

В 1982 году Вячеслав открывает собственный дом моды. Фурор производит черное пальто с аппликацией и модели, дефилировавшие в нижнем белье. Следующим успехом стала коллекция 1987 года «Тысячелетие Крещения руси», показанная в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Вячеслав вдохновился образами средневековой Руси и силуэтами 1920-х годов, особенно публике запомнились головные уборы, напоминающие древнерусский шлем. Коллекция «Русские сезоны» в 1988 году снова покорила Париж. Ткани для изделий искали по всей Европе, потому что главной целью коллекции Зайцев видел «вернуть русскую идентичность с тканями из разных традиций или культур». Почерк Зайцева – это богатые вышивки, кружево, яркие цвета, изящный силуэт и стиль а-ля рюс, вдохновивший многих российских и зарубежных кутюрье на культовые коллекции.


Image_06.jpg


Удивительно, как мальчик из маленького города Иваново, рожденный в период отсутствия в обществе всякого самовыражения, пришел к пониманию моды, как искусства, к пониманию ценности индивидуального образа для каждого человека. Он мечтал сделать мир ярче и побороть серость, скуку и тоску. Пытаясь осуществить свою мечту, он прошел долгий путь, хотя талант его был признан сразу. Очень радостно, что Вячеслав Зайцев свою мечту осуществил, открыв мир моды для целой страны. Он не только показал нам, что «можно по-другому», но и убедил Европу, что России не чужды вкус и красота.

Поделиться