Новый номер «Стольника» посвящен будущему и технологиям. В разговоре о моде в этом контексте, сразу вспоминается футуризм и его главные представители. Футуризм расширил сознание общественности и взгляды на моду, но благодарны мы ему не только за это.
Мода, как и любое другое искусство, молниеносно отзывается на перемены в обществе, будь то политические течения, экономические кризисы, периоды рассвета и заката эпох. Нам довелось жить в период стремительного технологического прогресса, развитие которого стало источником вдохновения многих дизайнеров. Их размышления о будущем выросло в направление футуризм.
В 60-х весь мир был захвачен новостями об освоении космоса, космической гонке между СССР и США, полетом Юрия Гагарина, а в 1969 году человечеству удалось достичь когда-то фантастической цели – ступить на Луну. Столь же фантастические наряды стали ответам дизайнеров на этот эпохальный момент.
Довольно легко распознать стиль, который отличается причудливыми формами, геометрией, абстрактными принтами, металлизированными тканями и инновационными материалами. Таким образ девушки из будущего представлялся основоположникам футуризма – Андре Куррежу, Пьеру Кардену и Пако Рабану.
Андре Куррежу повезло оказаться в модном доме Кристобаля Баленсиаги, новатора того времени и гения работы с формой. Дизайнеры тогда смотрели в одну сторону, и Кристобаль стал инвестором модного Дома Андре Куррежа, дав ему возможность транслировать свои визионерские идеи. В 1964 году Андре показал коллекцию, где создал образ «лунной девушки» в белых и голубых цветах, ставших отражением холодного космоса и звездных туманностей. Белые сапоги на плоской подошве и объемные платья А-силуэта, очень короткое мини и использование пластика для создания одежды шло вразрез главенствующему в те годы стилю New Look. После недолгого шока общественность провозгласила Андре триумфатором, открывшим новую главу в мире моды. К сожалению, уже в 80-х коллекции Куррежа потеряли актуальность, а дизайнеру больше не пришлось достичь громкого успеха. Но все же его модели до сих пор цитируют Prada, Moschino, Dior и многие другие бренды.
Первая мужская линия одежды, первое прет-а-порте, первый унисекс... Уже этого достаточно, чтобы назвать Пьера Кардена новатором, но мы здесь говорим о футуризме. Забавно, что дизайнер оказался в доме Кристина Диора и работал над той самой коллекцией New Look, переросшей в стиль, на смену которому пришел футуризм. После ухода от Диора Пьер создал модный дом своего имени, предложив клиентам совершенно новый взгляд на моду. Как и Андре Курреж, Пьер показал свою первую футуристичную коллекцию в 1964 году. Она была вдохновлена полетом в космос Валентины Терешковой. Обилие металлизированной ткани, четкость линий, гипертрофированные молнии изрядно впечатлили общественность. Карден очень любил чистый дизайн, и со временем избавился даже от лацканов и воротников на мужских пиджаках и куртках для большего минимализма. Потом Карден позаботился об удобстве людей будущего и создал удобные платья из эластичного трикотажа. Именно удобство стало отличительной чертой изделий дизайнера.
Имя Пако Рабана сегодня ассоциируется скорее с парфюмерией, хотя его вклад в мир моды куда ценнее. Если и говорить об использовании необычных материалов, то только в контексте творчества Пако. Его дебютная коллекция 1966 года получила название «12 неносибельных платьев из современных материалов». Современными материалами стали кольчуга, бумага и пластик, который уже присутствовал на подиумах благодаря Андре и Пьеру. Это были скорее арт-объекты, чем платья, ведь в них нельзя было даже сидеть из-за риска помять конструкцию. По мнению дизайнера, женщина должна быть заметна в его платьях, что ему, безусловно, удалось.
Современная мода активно использует достижения недолгой, но очень яркой вспышки футуризма. На Лондонской неделе моды бренд JWAnderson показал переосмысленный футуризм 2023 года с геометричными формами и яркими акцентами. А бренд Coperni, вдохновившись технологиями, создал одежду из антибактериальных материалов и сумки из яблочных отходов. В рамках показа на Парижской неделе моды Coperni буквально распылили «платье» или жидкий состав из хлопковых волокон на модель Бэллу Хадид, представив совершенно новый способ создания одежды.
Подводя итог, скажу, что человек будущего вряд ли будет носить привычное пальто, и, скажем, брюки. Размышления о будущем переродились в настоящий кутюр, шокировавший едва ли не каждой деталью, но вызывающий бурный интерес. Футуризм 60-х оказался парадоксальным стилем, где минимализм кроя сочетался с авангардизмом в идеях и расцветках.
Сегодня наш космос – это искусственный интеллект и технологии, а новая волна осмысления будущего в моде уже началась. Только теперь дизайнеры, вероятно, станут еще и изобретателями новых методов создания одежды.