Побеждай себя вчерашнего
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Ирина Забара
Почему важно не останавливаться на достигнутом? Денис Гаврин, управляющий партнер Gavrin&Milton, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой экономики и права УрФУ им Б.Н. Ельцина полагает, что в этом заключается наш смысл жизни.
@gavrin_denis
Поиск и выбор подходящего партнера — это сложная задача, но ещё сложнее договориться о правилах совместного ведения бизнеса
Денис, как вы думаете, почему всегда важно не останавливаться на достигнутом?
Жизнь — это постоянное движение. Мне близка философия Кудо, один из основных принципов которой — «побеждай себя вчерашнего». Остановиться на достигнутом — значит затормозить своё развитие, а развитие не терпит длительных остановок. Однако не всем комфортно двигаться, некоторым людям важнее стабильность и комфорт. Но любое продвижение вперёд неизбежно связано с выходом из зоны комфорта.
Помните, как Виктор Гюго писал: «Он скользил, карабкался, падал, поднимался, нащупывал дорогу и упорно шёл вперёд — вот и вся тайна всякой победы». И это действительно так. Есть прекрасная пословица: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». В этой пословице заложен глубокий смысл жизни. Некоторые люди предпочитают синицу в руках, но, чтобы поймать журавля, нужно отпустить синицу. Нужно обязательно идти вперёд, к победе.
К чему может привести чрезмерная гонка за признанием?
Вспоминается один случай. Когда я приехал на научную конференцию в Ереван, то решил, что пока коллеги спят, возьму велосипед и прокачусь до озера Севан. Поездка с приключениями удалась, но не об этом речь. Когда я вернулся, то рассказывал коллегам о том, сколько всего увидел. В частности, я упомянул об одном монументе, который находится у дороги, но даже жители Еревана не поверили мне, утверждая, что такого монумента нет. А всё почему? Потому что, пролетая на скорости к своей главной цели, мы не замечаем интересные вещи и где-то пропускаем жизнь в её самых ярких проявлениях.
Есть ли дело, за которое вы никогда не возьметесь?
У меня есть два правила. Первое правило — не берись за дело, в котором не видишь перспективы. Это очень важно — видеть перспективу. Помните историю Колумба, которому никто не верил, а он видел перспективу. Однако перспектива и выигрыш не равные категории. Архитектура юриспруденции такова, что порой нужно что-то намеренно разрушить, чтобы сформировать идеальный фундамент для здания. Или иными словами, иногда нужно проиграть в малом, чтобы выиграть в большом.
Второе правило сформировано из старинного древнеримского правила: там победа, где согласие (Ubi Concordia ibi victoria). Работа выстраивается на одной волне с доверителем, ты слушаешь его, он слушает тебя. Но если эта формула даёт сбой, то риск потерять перспективу возрастает в разы. Если изначально тебя не слышат, то лучше и не начинать работу. У меня были случаи, когда клиенты не действовали в соответствии с разработанной стратегией, в какой-то момент они понимали, что они сами юристы и знают, что делать. Если я понимаю, что клиент не готов слушать и выполнять рекомендации, я с ним работать не буду.
Бывало ли такое, что вы защищали человека, заведомого не правого в сложившейся ситуации?
Да. Потому что человеку свойственно ошибаться, и с этим сложно поспорить. Споры сопровождали и будут сопровождать человечество. Существует одна буддийская мудрость: человеческие споры бесконечны не потому, что невозможно найти истину — а потому, что спорящие ищут не истину, а самоутверждение. Вы представляли когда-нибудь судью, к которому приходят две стороны, и каждая не только доказывает свою позицию, но и верит в неё? В таких ситуациях мы либо прибегали к переговорам, обеспечивая клиенту выход из ситуации с минимальными потерями, либо шли в суд, снижая к минимуму бремя его ответственности. Это подобно тому, когда клиент вышел в дождь на улицу, он очевидно замочит обувь, но юристы, как зонт, должны минимизировать промокшие части тела. А вот тут уже вопрос в профессионализме, не нужно жалеть средства в магазине зонтов, иначе в определённый нужный момент он не раскроется и не защитит вас от дождя.
Чрезмерные амбиции, которые мы всё чаще видим в современном мире у окружающих и особенно у молодёжи, вредят или помогают предпринимателям в развитии бизнеса?
Вообще многие зачастую смешивают амбиции с целями, хотя постановка целей очень важна. Амбиции — это прежде всего стремление, уверенность в своих способностях. Человеку без амбиций нечего делать в бизнесе. Но они имеют как положительный, так и негативный оттенок. Однако самое интересное, что для успеха в бизнесе нет универсальной формулы в отношении амбиций.
В определённый отрезок времени или во время переговоров они могут быть необходимы, потому что имеют тесную связь и с профессиональными качествами человека. Получается, что их уровень проверяется временем и обстоятельствами. Однако амбициозный человек, безусловно, находится в приоритете у бизнеса. Как говорит знаменитая формула - ставьте перед собой большие цели, в них легче попадать. Помогают в бизнесе адекватные амбиции, кореллирующие с профессиональными компетенциями, временем и обстоятельствами. А завышенные вступают в противоречие с морально-этическими ценностями общества, что приводит к конфликтам и увеличению числа врагов.
С какими юридическими проблемами сегодня наиболее часто сталкивается бизнес?
Вы удивитесь, но я отвечу, что с оформлением брачных соглашений. Конечно, это лишь шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Поиск и выбор подходящего партнера — это сложная задача, но ещё сложнее договориться о правилах совместного ведения бизнеса. Как говорится, истина одного человека может быть заблуждением другого. Ко мне часто обращаются за помощью в подготовке и оформлении корпоративных и партнерских соглашений. Партнеры, которые уже договорились и даже зарегистрировали компанию, просят зафиксировать на бумаге все условия соглашения. Подготовка такого соглашения может занять более года, так как в итоге оказывается, что партнеры друг друга неправильно поняли. У нас есть пример одной компании, где несколько учредителей работают вместе уже более 5 лет. Они решили определить правила партнерства. Мы сопровождаем этот процесс согласования условий уже более 2 лет, и за это время двое из них приняли решение выйти из бизнеса, так как партнеры не смогли придти к единым целым и задачам. Именно поэтому я провожу аналогию с брачными соглашениями. Из десяти пар, решивших заключить брачное соглашение, три пары на стадии согласования условий разводятся, четыре пары не могут договориться и оставляют всё как есть, и только три пары доходят до оформления брачного соглашения. В последнее время бизнес всё больше обращается за юридическими заключениями по различным проблемным вопросам, чтобы минимизировать возможные потери и снизить риски. На мой взгляд, это позитивная тенденция, которая положительно влияет на развитие бизнеса.