Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Личный выбор: Екатерина Садыкова, Анатолий Карнаухов, Марина Малиновская
Текст: Ольга Дубровина Фото: Архив героев

Современная мода изменилась настолько, что теперь потребители решают, какие тренды будут актуальными, а какие — уйдут в небытие.

Господство личности в моде стало самым важным трендом, сформировавшимся в конце прошлого десятилетия. На первом плане — восприятие тенденций и стиля, которое берет начало во внутреннем мире человека, в его самоопределении и позиционировании. Сексуальная ориентация, гендерная идентичность, увлечения, сиюминутные эмоции и даже редкие заболевания двигают мир моды вперед, потому что уникальность каждого становится доминантой в отношениях между производителями одежды и покупателями. Теперь не подиум вдохновляет людей, а люди — подиум.

Сколько людей, столько и задач, которые выполняет их одежда. Для одних важно удобство, для других — нестандартный крой. Кто-то придает большое значение ярким цветам, выражая с их помощью свое внутреннее состояние. Вследствие этого мы наблюдаем разделение мира на два лагеря: на тех, кто тяготеет к минималистичной моде, и на тех, кто рвет шаблоны и каждый свой выход на улицу стремится сделать более эпатажным, чем предыдущий.

Тренды задают люди, и это становится все более очевидным. Существует теория, которая называется диффузией инноваций. Она была создана в 1962 году Эвереттом Роджерсом и объясняет, как, почему и с какой скоростью идеи и инновации распространяются через разные культуры. Одна из схем — следующая. На вершине любого тренда всегда находятся инноваторы — создатели тренда. Как правило, творческая и интеллектуальная элита. Дизайнеров мы относим как раз к этой категории. За ними — ранние последователи: фэшн-блогеры, стилисты, то есть люди, имеющие прямое отношение к индустрии. Раннее большинство появляется после подключения ранних последователей. Это первая волна, популяризирующая тренд, например инфлюенсеры. Далее тренд доходит до позднего большинства, которое приобретает трендовую одежду уже после того, как от нее отказались предыдущие категории. Отдельный пласт составляют консервативные люди, они принимают любые инновации в последний момент. Их всего 16%. Так тренды фиксируются и развиваются, оставляя свой след в мире моды.

Теория диффузии инноваций успешно существовала более пятидесяти лет. Однако в последнее время она разрушается, поскольку потребитель изменился: теперь ему важно не только то, что он носит, но и то, как он это делает. Стиль важнее моды, экология и забота о мире важнее личных потребностей. Осознанность — главное слово моды, и поэтому инноваторами становятся те, кто раньше был ранним последователем. Инноваторы частенько смещаются на позицию раннего большинства или даже позднего. Теперь все решает потребитель, задавая новый вектор в развитии модной индустрии. Стилисты, блогеры, редакторы журналов о lifestyle и моде — самые активные покупатели товаров fashion-индустрии. Именно у них мы решили узнать, чего же хотят современные потребители и как глобальные тренды влияют на их выбор.

Тренды задают люди, и это становится все более очевидным

2_1200х800 (2).jpg


Анатолий Карнаухов, основатель независимого интернет-издания «Самиздат»


При выборе одежды современный человек наверняка акцентирует внимание на то, где он мог видеть эту вещь, на какой звезде, блогере или другой публичной персоне. Вспоминает, как она была застегнута и сексуально ли выглядела. Человек соотносит этот образ с собой, потом идет его примерять. Кажется, что процесс выбора занимает много времени, но на самом деле он очень быстрый: осмысление происходит мгновенно, это наша психология. Для человека одежда — его защита и, как сейчас говорят, способ общения и самовыражения, поэтому цели при ее покупке у всех разные. Обеспеченные и семейные люди обращают внимание на качество одежды, на то, сколько она прослужит. Если мы говорим о молодых ребятах, то для них важен, в первую очередь, бренд, который носит то или иное комьюнити. Отсюда — «мартинсы», «вареная» одежда, тай-дай и другие субкультурные атрибуты. Это не столько жест субкультур и группировок, сколько игра стиля с культурой этих сообществ. Одежда должна быть актуальной. Важно, чтобы она отражала момент, чтобы ее можно было фотографировать на себе и быть в этом первым.

Я предпочитаю приобретать вещи у брендов, которые шьют их сами. В основном это российские дизайнеры, сейчас экспериментирую с грузинскими модельерами. Аксессуары покупаю тоже у отечественных дизайнеров: в нашей стране научились создавать отличные украшения из серебра. Сумки беру в брендах, которые умеют их делать: это дорого, но изделия долговечные. В целом на мой выбор одежды влияет только один тренд — осознанность. При покупке задаю себе вопросы: «Сколько я буду ходить в этой одежде? Если не буду ее носить, то куда дену? Если я куплю ее, то с чем буду носить?» Так прихожу к пониманию, нужна ли мне та или иная вещь. Экологичную одежду в России найти почти нереально, поэтому выбираю ее самостоятельно в различных брендах. Что касается гендерной нейтральности — это не про то, чтобы парни носили юбки, а девушки ходили в брюках. Это не тренд, и нужно носить то, что чувствуешь. Меня не смущает зайти в женский отдел в магазине, чтобы взять водолазку. Мой осознанный выбор — носить любую одежду.


3_1200х800 (1).jpg


Марина Малиновская, стилист


В 2020 году мы говорим о мировом курсе на осознанное потребление: устойчивое развитие стало глобальной задачей для многих брендов, начиная с гигантов модного бизнеса и заканчивая маленькими локальными торговыми марками. Человечество осознало свое негативное влияние на природу и сейчас принимает меры по восстановлению баланса на планете. Общество постепенно идет к пониманию того, что качество важнее количества, покупки должны быть ответственнее, а "жизнь" одежды — дольше. В 2010-м мы только начинали задумываться об этом, а сейчас вещи стали реальными инвестициями. Современный человек стремится сформировать небольшой, но функциональный гардероб из качественной одежды, которая прослужит не один год, а в случае чего ее можно будет перепродать через секонд-хенд, сдать на утилизацию или благотворительность.

У меня, например, существуют четкие требования к вещам, которые попадают в мой гардероб. В первую очередь, качество материала и пошива, срок службы, экологичность. Постепенно ухожу от масс-маркета, так как он не отвечает моим требованиям. Мне нравятся секонды, отдаю предпочтение некоторым отечественным брендам. Из российских марок могу выделить Outlaw, The_Ockam, My8i2. Люблю их за эстетику, качество и уникальность. Не нравятся женские бренды, сделанные как под копирку: никакого дизайна и творчества, лишь желание заработать. Я приняла свободу в выборе одежды еще в подростковом возрасте, когда это не было «глобальным трендом». Свой стиль никак не хочу называть. Он просто мой. Я — стилист, поэтому все эмоции, знания и культурные ценности транслирую через одежду. Пытаюсь оставить себе «чистое полотно». Не надеваю на себя стили и тренды. Мой гардероб состоит из джинсов, футболок и худи, этого мне хватает. Но иногда, конечно, позволяю себе вызывающие образы. Обожаю сексуальные мини-платья, оверсайз косухи и футуризм. Я верю, что через свои образы выражаю свободу. Не только для себя, но и для окружающих.


1_1200х800 (4).jpg


Екатерина Садыкова, блогер


Думаю, в наше динамичное время человек при покупке одежды, в первую очередь, концентрирует внимание на комфорте. Второе — это самовыражение. Сейчас столько всего! Если в 2000 году, кроме доступного тогда Benetton, в Екатеринбурге ничего не было, а в 2010-м мы голодными глазами хватали, что дают, то сегодня магазины есть в любом ценовом диапазоне: от масс-маркета и появившихся в огромном количестве небольших ателье до вещей именитых дизайнеров. У нас есть возможность проявлять свою индивидуальность! Даже можно сказать, что люди «наелись»: у них уже все есть, рынок перенасыщен, они стали задумываться об экологии, о разумном потреблении. Но я от этого далека. Не откажусь от любимых мехов, да и новую сумочку себе куплю!

Мой бренд — это Dolce'n'Gabbana. Dolce, dolce и еще раз dolce. Я девушка-dolce: люблю роскошь, кокетство, элегантность! Так себя ощущаю. Меня вдохновляют любовь к жизни, солнцу, цветам, всему, что вокруг, и, конечно, я не «наемся» этим никогда! Мой образ жизни — Dolce Vita, а не life! Я люблю наряжаться по поводу и без, в выходные с удовольствием ходила бы в ресторан в вечернем платье. Собственно, так и хожу, но хотела бы одеваться в наряды «от кутюр», не предназначенные для повседневной жизни. Мечтаю носить километры шелка и кружева, роскошные украшения из редких камней, меховые накидки, мои любимые шляпы, перчатки, которые коллекционирую. Каждый день одеваюсь по настроению, не боюсь экспериментов и обожаю быть разной. Мужу со мной очень повезло: он каждый день встречается с новой девушкой. К общественному мнению я не привязана и от трендов далека, поэтому сегодняшняя мода на стандартизацию и униформу не мой выбор. Для меня это скучно. Жизнь — праздник каждый день, и я успешно отмечаю его в цветах и бантах. Но при этом абсолютно уверена, что не наряд красит человека, а человек красит любой наряд.

 

Поделиться