Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
2019 vs 2020
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героя, Фотобанк

Самые громкие открытия уходящего 2019-го и что ждем в будущем 2020-м.

Сергей Ермак, заместитель главного редактора журнала «Эксперт-Урал», заместитель директора аналитического центра «Эксперт», главный эксперт НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)

Синара-центр
Культурно-выставочный комплекс расположился в отреставрированном здании бывшего госпиталя Верх-Исетского завода на Верх-Исетском бульваре, в котором, кстати, бывал сам император Александр I. Из-за статуса объекта культурного наследия, здание снести не могли, но и браться за его реконструкцию желающих не было. В результате исторический ансамбль был разрушен почти на 80%. За три года и два миллиарда рублей развалины удалось превратить в современный многофункциональный культурный центр. Инициатором реставрации выступил Александр Пумпянский, брат акционера Группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. В 2016 году компания выкупила здание бывшего госпиталя за один рубль с условием полного восстановления и придания новому комплексу культурной функции. Поэтому четыре из пяти зданий комплекса были построены по сохранившимся архивным чертежам XIX века. Площадь всего комплекса, включая территорию для прогулок, составляет почти 6 тысяч кв. метров. Единовременно Синара-центр сможет принимать порядка 600 гостей. Сегодня здесь расположились Зал приемов, главная достопримечательность которого – огромный купол, пропускающий солнечный свет, центр творческих инициатив, где горожане смогут заняться креативным развитием и интеллектуальным отдыхом, Sinara Art Gallery, концертный зал с потайными креслами (речь о бличерной системе, которая была создана по аналогии с недавно открытым конгресс-центром), кафе и винный бар. Учли организаторы и проблему передвижения по центру людей с ограниченными физическими возможностями. В зданиях комплекса есть лифты, которые сделают посещения нового культурного учреждения максимально комфортными.

Сергей Ермак
На мой вкус, Синара-центр – один из лучших примеров сохранения и восстановления архитектурного наследия в России. Компания чрезвычайно внимательно и бережно подошла к реконструкции комплекса: убрала чуждые и бессмысленные советские наросты и постаралась максимально прибилизиться к изначальной задумке автора. Что еще мне очень импонирует, так это то, что «Синаре» удалось вдохнуть в здания новую жизнь, приспособить их под современные функции. Зачастую реконструкция заканчивается совсем иначе – город получает красивый, но абсолютно мертвый, неиспользуеый объект. Яркий пример такого исхода – дом Севастьянова.      

Школа № 106
Пожалуй самое скандальное открытие этого года, споры вокруг которого ведутся и по сегодняшний день. Обычная средняя общеобразовательная школа неожиданно превратилась в дворец, в прямом смысле этого слова. Мрамор, позолота, люстры, подсвечники, фонтанчик для питья – главные герои всего интерьера. Дорогостоящий ремонт состоялся благодаря бывшему ученику, собственнику группы компаний «Сима-ленд» Андрею Симановскому, решившему сделать из учреждения то ли Версаль, то ли Эрмитаж. Но насколько такой интерьер вписывается в школьную реальность? В планах Симановского провести реконструкцию спортивного комплекса, остальных этажей, пристроить новую столовую, а также привести в порядок территорию школы на улице.

Сергей Ермак
Я испытываю двоякие чувства по поводу этого проекта. С одной стороны, очень круто, что екатеринургский бизнес готов инвестировать немалые деньги в социальные проекты. С другой – мне хочется плакать от того, насколько у некоторых местных предпринимателей отвратительный вкус. Мрамор, позолота, колонны, канделябры – все это не для средней школы. Ее интерьеры должны провоцировать учеников на творчество, рождать в них жажду познания, а не обломовскую усталость от жизни. Я прекрасно понимаю, что требовать от предпринимателя архитектурных или дизайнерских навыков глупо. Но очень хочется, чтобы в будущем они реализовывали проекты, исходя не только из своего чувства прекрасного.  

Штаб-квартира РМК 
Здание строилось по уникальному проекту всемирно известного архитектурного бюро Foster + Partners. Автор проекта Джереми Ким подошел к задаче со всей серьезностью. Конструкторы тщательно обдумывали каждую деталь. А местные производители фасадов даже приобрели специальные станки, чтобы сделать уникальный фасад. В его оформлении было решено использовать не медь, а нержавеющую сталь, обработанную специальным веществом. Чтобы проверить крепость такого материала, был сделан образец, который благополучно оставили на балконе еще в 2014 году. К слову, он все еще там и с ним все в порядке. Сначала инвестор и архитекторы планировали использовать медь — РМК хотела, чтобы внешний вид здания имел структуру меди. Но медь со временем зеленеет, поэтому было принято решение заменить ее нержавеющей сталью, чтобы избежать изменения цвета. 4 года велась работа и над созданием белого бетона, и в конце концов цель была достигнута. По словам архитектора, был получен уникальный результат, аналога которому пока нет. Еще одной особенностью здания является отсутствие отделочных материалов – ни краски, ни штукатурки вы здесь не увидите – и наличие на крыше здания двух машин весом 20 тонн, которые передвигаются по этой крыше. Они предназначены для мытья фасадов. 

Сергей Ермак
Круто. Больше мне в общем-то сказать об этом проекте нечего. Он еще на стадии проектирования породил столько разговоров, сколько не порождало, пожалуй, ни одно здание Екатеринбурга. То, что здание моментально получило прозвище «ананас» и стало городским мемом – явный признак народной любви. У штаб-квартиры РМК есть идея, при ее строительстве применены уникальные технологии. Оно шикарно вписывается в пейзаж (особенно, если смотреть с улицы Радищева). Никаких сомнений – сильный проект. Правда, я никак не могу отделаться от ощущения, что владелец РМК Игорь Алтушкин немного расстроен. Он явно хотел возвести самое-самое здание Екатеринбурга. А парни из бюро Захи Хадид немного испортили ему праздник. 

ASTROOM 
Новый интерьерный центр в 10 этажей расположился в 8 минутах от центра Екатеринбурга и в 13 минутах от «Кольцово». 23 000 квадратных метров было отдано владельцами на то, чтобы сделать живым процесс выбора предметов интерьера. Здесь можно увидеть готовые решения в виде профессионально подобранных и объединенных в одно целое деталей, погрузиться в конструирование интерьера, пообщаться с дизайнерами и производителями.

Сергей Ермак
Пока «Аструм» представляет собой слабо заселенный торговый центр с не до конца понятной мне концепцией. Он вроде и не массовый, как «Докер» или «ЭМА», но и не люксовый, как Architector. Пока это что-то среднее, мало чем выделяющееся, без какой-либо концепции. Но зато архитектура неплохая. И воздуха довольно много. Да и идея с декорированием остановок мне по душе. Хороший был пиар-проект.    

Роддом УГМК
Роды по европейским стандартам предложил холдинг УГМК. Роддом специализируется не только на этапе рождения, но и на планировании беременности и взрослении малыша. Здесь есть и лаборатория ЭКО, и отдельная женская консультация, и само родильное отделение, и новая детская поликлиника. Что помимо команды профессионалов и теплого отношения важно будущим мамам? Домашняя атмосфера. Место, где спокойно, тихо и комфортно. Поэтому, этот роддом не похож на больницу. Он представляет собой отдельные апартаменты с пребыванием от поступления до выписки. Из родовых убрали все, что может вызывать стресс и отвлекать маму. Медицинское оборудование скрыто за стеллажами – его достают по мере необходимости. Даже операционные лампы убрали с потолка. Зато появились шведская стенка, душевая и кровать-трансформер. В палатах (1 и 2-местных) продумана каждая деталь – несколько вариантов освещения, планшеты у кровати, вкусные и красивые завтраки и обеды от шеф-повара. Для партнеров отдельный зал с мини-баром и быстрым интернетом.

Сергей Ермак
В ноябре у меня родилась дочь. Весь октябрь мы бегали, как ошпаренные, по роддомам, пытаясь выбрать лучший. В итоге остановились на государственном. Просто потому что он стоил в три раза дешевле единственного на тот момент частного, а по атмосфере и качеству исполнения палат почти ничем от последнего не отличался. Если у УГМК все будет так, как они описывают, то для Екатеринбурга этот роддом однозначно станет прорывом. Да, он явно не для всех. Но все равно приятно.   

Конгресс-центр МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Общая площадь Конгресс-центра – 41 600 кв.м. Помимо главного зала-трансформера с посадкой от 1 500 до 4 000 мест (5 000 мест в модификации с фан-зоной), в центре находится более 40 конференц-залов, включая переговорные комнаты, комнаты для СМИ, комнаты отдыха. Ресторан и зоны отдыха. VIP-лаундж. SMART-управление конференц-залами. Многофункциональный трансформируемый зал позволяет проводить масштабные общественные мероприятия в различных форматах. Так фойе центра может быть использовано для проведения различных презентационных и праздничных мероприятий. Первыми на новой площадке выступили оперные певцы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. И сразу по достоинству оценили акустические качества конгресс-хола. Строительство его в рамках второй очереди МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» завершилось летом 2019 года. Центр успел принять саммит GMIS-2019 и международную выставку «Иннопром». Помимо официальных мероприятий и концертов, в центре планируется проведение спортивных мероприятий, и первым был Чемпионата мира по боксу. 

Набережная Исети
В течение двух лет шли работы по благоустройству набережной Исети. За это время было потрачено более 120 миллионов рублей, еще 20 миллионов ежегодно будет требоваться на поддержание этой красоты. В администрации Екатеринбурга сразу отказались от прямых аллей, их решили сделать извилистыми, чтобы было удобнее гулять. Под Малышевским мостом проведут тоннель. Технологическое решение по реконструкции моста будет принято в следующем году. По ночам на набережной светло и можно гулять хоть до рассвета. В следующем году реконструкция набережной продолжится: изменят бетонный забор, который сейчас отгораживает набережную от частной территории, а также задний двор дендрария. Сейчас там находятся старые хозяйственные постройки, а в следующем году вместо них появится большое общественное пространство. Сейчас 16 площадок на набережной в работе, их сделают особо охраняемыми природными территориями в течение двух-трех лет и облагородят. 

Сергей Ермак
Одно можно сказать тjчно – стало в сто раз лучше, чем было. Но глупостей, недоделок, нестыковок, нелогичностей осталось миллион. Сгруженные скамейки, странные качели, абсолютно непонятное открытое пространство у ГЦСИ, узенькая нелепая дорожка идущая вдоль бетонного забора от моста к дендрарию, абсолютно не приспособленные к уральскому обращению и потому сломанные в первую же ночь пружинки-батуты на детских площадках и так далее, и так далее, и так далее. Но есть и действительно удачные находки. Например, деревянные оборки моста через Исеть и деревянные же спуски к воде. Вышло очень мило и уютно. Надеюсь, что мэрия в дальнейшем не свернет с направления, заданного «Стрелкой», «Осой» и In.Form, и не реализует имперские планы по закатыванию набережной в гранит и чугун. Это будет одной из самых больших градостроительных ошибок в истории.  

Клубный дом «Ривьера»
Это дом, где все подчинено комфорту и удобству, где функциональность сочетается с изысканностью. Расположенный на берегу реки Исеть, в самом центре города, но в отдалении от шумных центральных улиц, он сразу обращает на себя внимание. Решенный в строгом неоклассическом стиле, в окружении исторической застройки, ЖК «Ривьера» становится украшением архитектурного ансамбля этой части города, а продуманная подсветка в вечернее время очаровывает во время прогулок. Архитектурная идея строится на гармоничном сочетании строгих линий неоклассицизма, современных требований жилья элитного класса и новейших достижений в строительстве. Западный фасад здания обращен к набережной и представляет собой динамичное чередование высотных элементов – эркеров и фронтонов, и продольного остекления с витражами. Башни-ротонды по углам комплекса являются дополнительными акцентами и вписывают его в существующую застройку района. В отделке использованы как натуральный камень, так и декоративная штукатурка с рустовкой и покраской фасадными красками с имитацией фактуры песчаника. Дизайн внутренних общественных пространств – вестибюлей и холлов – создается по специальному проекту, включая оригинальную концепцию освещения.

Что строить будут

Храм Святой Екатерины
Наконец-то, решено! Площадкой для строительства скандально известного храма стал участок на улице Горького, на котором пока еще стоит бывший приборостроительный завод. Если отодвинуть на второй план споры и разногласия относительно нужности этого строительства, то в планах инициаторов возвести храм в старославянском стиле, греческом с отделкой мозаикой. (Пример мозаичного храма – храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге). Что ж, для таких серьезных целей потребуется, пожалуй, не один десяток лет.

Сергей Ермак
Про храм уже столько всего сказано, что добавить мне особо нечего. Хотят строить вместо культурного центра – пусть строят. Не в сквере – и ладно. Инициаторам этого проекта стоит сказать спасибо хотя бы за то, что они помогли екатеринбуржцам осознать и понять себя. Когда-то потом храм вполне могут назвать одним из главных этапов становления гражданского общества. Не удержусь и все же замечу: перспективные города разговаривают с жителями, а не отгораживаются от них забором стройплощадки, они развивают соучастное проектирование, а не ставят людей перед фактом. Именно это позволяет привлекать и удерживать человека – главный ресурс развития на следующую пару сотен лет.   

Ледовая арена
Это будет центр притяжения, и не только для хоккея. Арену-трансформер за сутки можно будет переделать во что угодно: и в площадку для проведения спортивных соревнований по различным видам спорта, включая хоккей, фигурное катание, баскетбол, волейбол и мини-футбол, так и в арену проведения различных концертов и других культурно-массовых мероприятий. И конечно, масштабный проект требует масштабного окружения, поэтому весь квартал улиц 8 Марта – Куйбышева – Декабристов реконструируется! И набережная реки Исеть, и пешеходный мост, и подходы, и развязки, предполагается расширение улицы, парковки. Напомним, что ледовую арену УГМК с бюджетом на строительство в 130-140 млн. евро, ради строительства которой в 2018 году уже снесли недостроенную телебашню, обещали возвести к 2022 году. Общая вместимость спортивной площадки составит до 15 тыс. человек.

Центр искусств
Помните здание с надписью «Кто мы, откуда, куда мы идем?», еще раньше на нем гордо красовался «Мотив»? Скоро его не будет. Судя по слухам, на месте бывшего приборостроительного завода, который выкупил холдинг УГМК, скорее всего появится центр искусств мирового масштаба. По словам Андрея Козицына, к созданию концепта новой застройки привлекут иностранных специалистов. Это будет современная точка притяжения, некий живой организм, связанный с восприятием современного мира и культуры – музыки, искусства, танцев, гончарного искусства, скульптуры, бальных танцев. Планируется построить в новом комплексе и зал, который может трансформироваться под разные мероприятия и проекты…

Новый акустический зал Свердловской государственной академической филармонии
Разговоры о реализации столь амбициозного проекта ходят давно. Но каждый раз старт стройки откладывается. Связано это и с вопросом оформления земли, и со сносом жилого дома на Карла Либкнехта, 40, квартиры в котором выкупили сама филармония и компания «Бэл», а также пристроя к существующему зданию филармонии, где находятся репетиционный зал и служебные помещения. Прилегающий сад Вайнера тоже претерпит изменения. Часть его попадет под стройку, другая будет благоустроена в соответствии с общим дизайном проекта. Одной из особенностей нового зала будет полностью стеклянный фасад, выходящий на сад. Таким образом, люди, прогуливающиеся по саду, смогут частично присутствовать в зале. Старшим в команде проектировщиков назначено бюро Zaha Hadid Architects. В планах организаторов – выйти на строительную площадку осенью 2020 года.

Сергей Ермак
Френк Гери и Заха Хадид – люди, от которых у меня сносит крышу (как, в общем, и от некоторых других деконструктивистов, но от этих – особенно). Я просто не понимаю, как такое можно проектировать и строить. В рабочем столе у меня лежит блокнот, в нем – список из пары десятков зданий Гери и Хадид, которые я обязательно должен увидеть. Я гоняюсь за ними по всему свету. Пока осилил половину. Новое здание филармонии – большой подарок для Екатеринбурга. Нет, оно не нагонит в город толпы туристов, не сделает его культурной столицей мира, не поставит на один уровень с Нью-Йорком и даже с Бильбао. Но, согласитесь, жить здесь станет куда приятнее и интереснее. Проект бюро Хадид – штука для города абсолютно уникальная. И от нее, в отличие от заброшенного пустыря, который почему-то называют садом Вайнера, пахнет будущим.  

Поделиться