Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Я не ханжа
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Пресс служба

Продюсер и телеведущий Гарик Мартиросян – о современном юморе, карьерном пути, причинах, почему он решил заняться раскруткой талантов, почему важно быть в нужное время в нужном месте, как он относится к популярности и в чём настоящий секрет его тайм-менеджмента.


Image_00_1200x800.jpg

Все проекты - это гигантский механизм, и я - часть этого механизма

Гарик, вы уже очень давно в шоу-бизнесе, а начинали карьеру в КВН. Следите ли вы сейчас за современными комиками? Какие ошибки, на ваш взгляд, они совершают?

Комиков сейчас очень много, а ещё много тех, кто считает себя комиками, но таковыми не являются. Об ошибках сказать не могу, так как всё индивидуально. Есть блистательные ребята и девушки, а есть не очень. В целом, мне не очень нравится, когда шутят грубо и матерятся через каждое слово. Я не ханжа. На частных выступлениях или корпоративах комик может говорить, что угодно. Но всё равно, когда перебор с этим, уши вянут. Я уже не могу воспринимать юмор, который заложен в выступлении, мне это становится не интересно. Но это не значит, что эти ребята бездарные, среди них очень много талантливых. А есть и, наоборот, те, кто не матерятся, но при этом абсолютно никакие. В целом, ситуация такая, что я вообще ни за кем конкретно не слежу из-за отсутствия времени. Вот выйду на пенсию, со всеми ближе познакомлюсь.

Как вы думаете, какие темы сегодня интересны аудитории в комедийном жанре?

Я сейчас больше выступаю как телеведущий и для себя выбрал такую тему: привлечение непрофессиональных людей на профессиональные площадки и раскрытие их талантов. В шоу «Ярче звёзд» и в «Конфетке» я придерживаюсь этого, потому что мне кажется, что про звёзд мы уже знаем всё и посмотрели на них со всех сторон: они прыгали с парашютом, ели червей на островах... Для меня наступило время раскрывать народные таланты, и мне кажется это самым интересным, потому что там непаханое поле. Столько талантливых людей, а площадок нет! Моё глубочайшее убеждение, что бездарных людей нет, они просто находятся не в том месте или не в своей роли, и мы должны им помочь раскрыть и показать их способности.

А как же интернет – площадка для возможностей, для продвижения?

Да, в интернете есть множество талантливых людей, которые добились успеха и продвинулись, но есть и те, кому это сделать не удалось. Для таких людей мы и делаем наши шоу. Например, в «Конфетке» многие участники, чьи клипы мы показываем, не бабочки-однодневки, а серьёзные музыканты, которые этим долго занимаются.


Image_01.jpg


В современном мире, где толерантность имеет важное значение, ощущаете ли вы, что общество стало более чувствительным? По-вашему, нужно ли стараться никого не обидеть в комедии?

Весь мир стал чувствительнее в последнее десятилетие. Еще 20 лет назад мы могли озвучить такую шутку и раскрыть такие темы, к которым сейчас даже притронуться невозможно. Мир другой – мы другие. В свое время в КВН в прекрасной команде Днепропетровска талантливая Ирина Елкина показывала грудь в миниатюре «Песни про Эммануэль». Вы сейчас представляете это хоть в одном юмористическом шоу? Я – нет. А тогда это было нормально.

Я думаю, чтобы не обижать того или иного человека, нужно просто захотеть его не обидеть. Часто комики делают это по глупости, невоспитанности, молодости, когда просто не понимают, что не надо затрагивать эту тему относительно конкретного человека, это обидно звучит. Я бы в большей степени адресовал этот вопрос уже зрелым юмористам, которые понимают, что они шуткой могут обидеть, но продолжают шутить. Это отвратительно. Я всегда руководствуюсь принципом: говорить со сцены те шутки про человека, которые я могу ему сказать в лицо. Я шучу про Филиппа Киркорова со сцены, и у меня градус этой шутки ровно такой, каким он был бы, если б я говорил эти слова Филиппу в лицо. Посмеялся бы он? Насколько здесь соблюден баланс острого и остроумного?

А возраст влияет на понимание юмора? Если да, то как?

Конечно! Я в 2010-м, 2020-м и в 2023-м году – это три разных человека. А в 1993 году, когда я начал играть в КВН, мы вообще шли в юморе, как в потёмках. Сейчас у меня, конечно, всё более эффективно, я понимаю, что надо говорить, а что нет. Раньше я мог сказать шутку, не подумав, что за ней может стоять. Сейчас об этом задумываюсь.

Есть мнение, что стендап – форма психотерапии. Вы с этим согласны?

Юмор в целом – это психотерапия. Когда люди смеются, смешат, это своего рода терапия. И хотя научно эффективность смехотерапии не доказана, и она не прописывается врачами, но когда вы приходите домой после тяжелого дня, и кажется, что всё плохо, настроение на нуле, и слышите с экрана какую-то хорошую шутку, вам хуже от этого точно не станет, разве что лучше. Это совершенно точно. Стендап всё же наиболее близок к психоанализу и психотерапии, потому что зачастую стендаперы таким образом лечат сами себя. Человек высказывается, ему становится легче.


Image_02.jpg


Сейчас для вас слава – это бремя или счастье?

Ни то ни другое. Я никогда не стремился быть в кадре или на сцене, хотел стать сценаристом или продюсером, это мне нравится намного больше. Но жизнь так сложилась, что я чаще попадаю в кадр и на сцену. Я за эту славу абсолютно не держусь, не придаю ей никакого значения. К славе я отношусь как к побочному эффекту нашей профессии. Я не назову это ни тяжелым бременем, ни счастьем. Это просто данность.

Оборачиваясь назад, хотели бы вы что-то исправить в начале вашего пути? Что бы пожелали себе в молодости?

Начало моего творческого пути было в КВН, мы с успехом выступали и даже завоевали Суперкубок КВН с командой «Новые армяне». Сейчас, когда я смотрю наши выступления, понимаю, что где-то можно было дожать, где-то я не так сыграл, но я бы не стал ничего менять. Прелесть юности заключается в том, что ты, молодой и неопытный студент, приехал в Москву и пытаешься пошутить на своем уровне, достучаться до людей своими мыслями. Ничего не менял бы, всё было прекрасно!

И вы никогда не хотели, чтобы ваша жизнь сложилась по-другому?

Об этом я не задумывался, это серьезный вопрос. Но если быстро покопаться в себе, то нет, не хотел бы менять ничего. Меня устраивает, как всё сложилось. Мне повезло, я встретился с такими людьми – талантливыми и потрясающими. Представьте, КВН, Comedy Club, потом «Прожекторпэрисхилтон». Вы представляете, какое гигантское количество прекрасных людей встретились мне на пути? И от каждого я что-то взял, чему-то научился. Не могу представить, если бы это всё не произошло со мной.


Image_03.jpg

Вы верите в судьбу, удачу?

В творческих профессиях удача – очень важный фактор. Кому-то удача улыбается, а кому-то нет. Возьмите, к примеру, шоу «Ярче звёзд». Победители смогли победить, потому что в этот день у них всё совпало: они были и в голосе, и в образе. А другие участники признаются, что на репетициях сорвали голос и им трудно петь. И всё, это уже может стать причиной того, что они не выступят блистательно. Важно быть в нужное время в нужном месте, так бывает всегда.

При всей своей занятости, наверняка, у вас все-таки остается свободное время. Как вы его проводите?

Свободное время у меня бывает очень редко, это как раз большой минус. Но если оно появляется, стараюсь проводить его с семьей, смотрю футбол, играю в футбол.

Тогда поделитесь лайфаком, как вам удаётся все успевать?

Ответ на этот вопрос страшный! Я ничего не успеваю. Всё вместе со мной делает прекрасная команда. Над каждым проектом трудится огромное количество людей – режиссеры, продюсеры, костюмеры, хореографы, операторы, осветители! Если бы не они, то никаких шоу вообще не было бы. Все проекты – это гигантский механизм, и я – часть этого механизма. Один я ничего бы не успел и не смог, это однозначно!

А на что больше всего обращаете внимание при выборе проекта?

У меня очень разные проекты. Если сравнивать ту же «Конфетку» и «Ярче звёзд», то «Конфетка» – это юмористическое развлекательное музыкальное шоу, где мы удивительным образом создаем такой творческий мостик между профессионалами и непрофессионалами, причем это получается весело и увлекательно. «Ярче звёзд» – это в чистом виде шоу талантов, где участников с профессиональной точки зрения оценивает жюри. Между этими проектами большая разница. Но выбирая проекты, я никогда не обращаю внимание на их жанр, при условии, что все они относятся к развлекательным, так как я все же шоумен, а не ведущий серьезных программ. При выборе я ориентируюсь только на то, нравится ли проект мне самому. Когда Юлия Сумачева, глава компании «Вайт медиа», принесла нам формат «Ярче звёзд», купленный в свое время у англичан или американцев и с огромным успехом «обкатанный» во многих странах мира, я сразу согласился. Я увидел в нем перспективу.

Различные шоу, например, то же «Ярче звезд», действительно ли делают участников популярными?

Это зависит от того, насколько участники сами проявляют себя в рамках этого шоу. Приведу пример. В одной из программ участвовал Владислав Чайников, который перевоплощался во Фредди Меркьюри. Он не победил в том выпуске, но я думаю, что выступление добавило ему популярности, потому что и всем создателям проекта, и телезрителям очень понравилось, как он превращается в легендарного солиста Queen, с каким музыкальным азартом это делает. Спотыкаясь и поднимаясь, подправляя по ходу программы свое перевоплощение... Так что всё зависит от конкретного участника. Со своей стороны мы сделали всё для развития их популярности, создали площадку для профессионалов и не профессионалов. У нас ведь бывают и профессиональные пародисты, такие, как Алексей Баринов, и музыканты, которые в обычной жизни серьёзно занимаются музыкой. А вот как уже зритель воспримет участников, какие усилия они приложат – все зависит от них самих.

Кто из участников запомнился больше всего и почему?

Я был поражен выступлением одного пародиста, который скоро появится в шоу. Пока не могу раскрывать карты и называть имя. Так передать не только голос, но еще и харизму артиста, его поведенческие тонкости – очень крутое перевоплощение. Если бы мне сказали, выбери безусловного победителя сезона, я бы отдал победу ему. Не знаю, как сложится судьба этого участника дальше, но если мой любимчик пройдет в финал и будет выступать так же круто, как и в своей программе, то я точно выберу его.


Image_04.jpg


В кого из звезд вы хотели бы перевоплотиться сами?

В шоу «Ярче звёзд» участники перевоплощаются не просто в любых звезд, а именно в своих кумиров. Если у нас фантастическая девочка пела Ариану Гранде, то она и в жизни ее поклонница, знает все ее песни. Девушка, которая перевоплощалась в Адель – фанатка Адель и так далее. И если подходить с этой позиции, то моим музыкальным кумиром является Стиви Уандер. Но перевоплотиться в него и спеть, как Стиви Уандер – это из области фантастики. На уровне юмористического скетча я мог бы это сделать, но осуществить такое перевоплощение, как делают победители наших программ – это, конечно, маловероятно. Как сказал про меня профессиональный музыкант Алексей Чумаков, когда я пытался ему показать Стиви Уандера, у меня очень хороший тембр, но не хватает техники. И это правда. Я не профессиональный певец, поэтому мне не очень удаются переходы, мелизмы и тому подобное. Но если бы был такой запрос, я бы рискнул. Как минимум, зрители посмеялись бы.

Открою секрет. В финальной программе вас ждёт перевоплощение от ведущего. Не раскрою персону, не могу сказать, что это мой музыкальный кумир, но я очень уважаю этого музыканта, он блистательный вокалист и конкретно ту песню, которую я исполню, люблю и я, и, уверен, все зрители. Вот я и рискнул сделать такой музыкальный шарж.

Скоро, как все говорят, главный праздник года. Какой Новый год для вас идеален? Как бы хотели его встретить?

Честно говоря, мой каждый Новый год разный. В прошлом году мы встречали его в гостях с ребятами из Comedy Club, в другой год – дома, наслаждались новогодней ночью с детьми, как-то ездили на дискотеку в клуб, как-то вообще выступали вместе с Comedy Club. Одно время я мечтал побывать на Новый год в какой-нибудь тропической стране, чтобы не было снега и я плавал в море. И вот мечта сбылась, в 2000 году мы встречали миллениум вместе с нашей командой в Лос-Анджелесе. И я понял, что никакого новогоднего настроения не было. Никто в Лос-Анджелесе не собирался праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января, это просто был обычный вечер выходного дня. Всё-таки наши традиции мне нравятся больше, и они для меня идеальны.

Вы появитесь в новогоднем фильме «Иван Васильевич меняет всё!».

Здесь никаких сюрпризов не будет. Потому что наши прекрасные авторы Андрей Шелков, Максим Ткаченко, и наши прекрасные режиссеры Рома Ким и Михаил Семичев уперлись и решили, что раз я так хорошо перевоплотился в прошлой новогодней комедии в Шпака, то и в этот раз я буду Шпаком. Я пытался отбиться, потому что у меня и съемки «Ярче звёзд», и «Конфетка», а съемки проходили в Пущино Тульской области, и еще 2 часа надо добираться до съёмочной площадки, потом ехать обратно. Времени это занимает очень много. Но они все равно меня заставили, поэтому от меня сюрприза для зрителей точно не будет.

Но весь остальной фильм будет полон сюрпризов. У нас Иван Васильевич и Милославский попадут не только в далекое прошлое, но и в лихие 90-е годы, они даже окажутся в фильме «Назад в будущее». Будет много отсылок к любимому кино, и я уверен, что этот новогодний калейдоскоп вызовет только восторг.

Опишите вашего персонажа? Как вы входили в образ?

Роль Шпака мне очень льстит, потому что Владимир Этуш – один из величайших советских актеров. Актерским талантом с Владимиром Этушем я, конечно, не сравнюсь, но внешне, говорят, очень похож на Шпака. А как я входил в образ… дело в том, что фильм «Иван Васильевич меняет профессию» я знаю наизусть. Недавно кто-то из коллег мне сказал, что эта комедия Гайдая, согласно каким-то опросам и подсчетам с видеоплатформ, является самой любимой у зрителя и даже опережает культовые фильмы «Ирония судьбы» и «Бриллиантовая рука».


Image_05.jpg


Представляете, насколько это знаковый фильм для россиян? Поэтому каких-то особых усилий мне прикладывать не пришлось, я знаю этот образ и эту роль с детства. Другое дело, что нужно было соответствовать высоким стандартам новогоднего огонька на ТНТ, поэтому пришлось еще раз отсмотреть приёмы, которые Этуш использует в фильме. Но скажу, что у нас не было цели быть один в один похожим, чтобы зритель не мог понять, это Гарик Мартиросян или Владимир Этуш. Мы по-своему раскрыли этот образ.

Поделиться