Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Вам слово, Маэстро!
Текст: Ольга Дубровина Фото: Алексей Чистополов

Детское творчество и музыка, воспоминания о Свердловске и впечатления от Екатеринбурга – «Стольник» пообщался с народным артистом России Ильей Резником.

После Москвы и санкт-Петербурга Екатеринбург — главный город. Это красивый мегаполис, в котором живут очень интересные творческие люди

Илья Рахмиэлевич, вы провели в Екатеринбурге четыре дня, которые были наполнены встречами и презентациями. Расскажите, что привело вас в наш город? 
Конечно, основной целью моего визита была презентация нашего совместного с «Галамартом» проекта: они берут мои стихотворения и создают из них небольшие иллюстрированные книги. Сейчас таких книг четыре. Однако «Галамарт» пошел дальше, и теперь они готовят к изданию большой сборник с моими стихотворениями для детей. Я очень благодарен, что они взялись за мое детское творчество: раньше стихотворения, конечно, публиковались, но были разбросаны по разным книгам. Еще в скором времени, также при поддержке «Галамарта», будет представлен еще один проект — книга «Сотворение мира», которая выходит в начале года. 

«Сотворение мира» - ваш новый масштабный проект?
Эта книга будет выпущена с благословения святейшего патриарха Кирилла, что, конечно же, очень серьезно. «Азбука детского счастья», где будет выходить книга, издает раскраски. Денис Артамонов, руководитель организации, предложил мне сделать раскраску, основанную на моем тексте «Сотворение мира». Я согласился. Сейчас, когда вижу первые экземпляры этих чудесных, красивых раскрасок, я чрезвычайно  доволен результатом. К тому же, книги получились необычные,  с дополненной реальностью: наводишь смартфон — голуби летают. Также мы записали голосовое сопровождение этого проекта в студии Александра Пантыкина. 

Выпуск детских книг — не единственный ваш проект по взаимодействию с детьми. Расскажите подробнее о вашем театре.
Да, действительно, у нас с супругой Ирой в Москве есть музыкальный театр «Маленькая страна», в нем занимаются 70 детей. Я пишу для них сказки, басни. Пишу также молитвы: каждый год в мае мы с двенадцатью детьми из коллектива посещаем итальянский Бари, где находится церковь Святого Николая Чудотворца. Дети ходят там на молебны, выступают на трапезе. Также мы организовали «Маленькую страну» в Крыму, в Севастополе, по просьбе сенатора Ольги Ковитиди, которая была руководителем сопротивления во время «Крымской весны». Она автор гимна «Крым вернулся домой», и сейчас ансамбль Росгвардии вместе с «Маленькой страной» записывает эту песню. Кстати, вполне возможно, что и в Екатеринбурге появится детский театр «Маленькая страна». Я рассказал об этом полпреду в УрФО Николаю Цуканову, он очень заинтересовался и поддержал идею. Кроме того, мы уже договорились с Пантыкиным, что в случае успеха проекта будем вместе создавать детские песни для коллектива «Маленькой страны». Очень приятно, что удается заключать такие творческие союзы. Символично, что местоположением театра может стать домик на территории мельницы, где я жил с мамой во время эвакуации в войну целых два с половиной года.

После того, как покинули Свердловск по окончании войны, вы бывали в городе? Или это ваш первый визит за много лет?
Не первый. Я приезжал в Екатеринбург, когда был председателем общественного совета МВД. Мы вместе с Рашидом Нургалиевым совершали поездки по военным частям, по личному составу. Так что это были «направленные» поездки, и город мне тогда посмотреть не удавалось. Сейчас же получилось, и я с удовольствием могу сказать, что после Москвы и Петербурга Екатеринбург — главный город. Это мегаполис, в котором есть широкие улицы, прекрасные новые здания гармонично соседствуют со старинными. В Екатеринбурге живут очень творческие люди. Меня просили особо не распространяться, но намекну: мы были на строительной площадке Венецианского театра. Это будет уникальный и очень элегантный театр! Обязательно приедем на открытие. 

Среди творческих людей Екатеринбурга много молодых поэтов. Как вы считаете, реально ли в XXI веке быть успешным на этом поприще?
Этот вопрос очень сложен, и я не знаю на него ответа... Могу сказать, что сам я прошел тернистый путь: мечтал и о Нахимовском училище, и об артиллерийском, потом четыре раза поступал в театральный институт и, наконец, поступил. Затем попал в театр Комиссаржевской. Но меня всегда тянуло к литературному творчеству. Я писал пародии для гениального Виктора Чистякова, сценки для капустников, стихотворения для нашего театра. Создавал пьесы для Нодара Думбадзе. В 1969 году вышла «Золушка» с Людмилой Сенчиной - прошло пятьдесят лет, а песня все еще свежая, актуальная. В том же году в Риге большим тиражом вышла книга для детей «Тяпа не хочет быть клоуном». В целом, я занимался параллельно написанием песен и детских стихотворений. Писал для Пьехи, с 1972 года — для  Аллы Пугачевой. А сейчас я понял, что и писать-то не для кого: взор ни на ком не останавливается. Единственным исключением стал Сергей Волчков, для которого мы с Раймондом Паулсом создали песню «Мне тебя не хватает», потому что он очень хороший певец. Сейчас мне интересно творить для детей: стихотворения, хоры, песенки... Моя композиция «Служить России» стала гимном Юнармии, она исполняется детьми из моего театра, и я очень рад этому. Сфера моей деятельности всегда была широкой, и я рад, что не зацикливаюсь на чем-то одном, это всегда помогает. Процесс созидания не должен останавливаться: согласитесь, это неправильно, когда певец записывает одну песню и поет ее десять лет, называя это творчеством. 

Вам действительно никто не нравится из современных исполнителей?
Куража нет. Когда я писал Киркорову, когда я писал Алле, Преснякову, Лайме при их становлении — вот это было интересно. Но теперь они все успешны, а интересен-то как раз процесс становления! Что же до молодых исполнителей, то мне действительно никто не нравится. Я понимаю, все, что они поют, весь этот рэп — это преходящее, это творчество «для ног», для клубов. «Для сердца» сейчас никто не поет, а Россия — страна сердечная, душевная, поэтому такая музыка надолго не задерживается. Пока оплачивают эфиры, музыка звучит, как только перестают - исчезает. Это грустно, но с этим ничего не сделаешь. Конечно, есть интересные исполнители, но их единицы... Недавно я смотрел по «Ностальгии» программу «Песни-76». Представляете, более двадцати песен, и все шедевры, все живут до сих пор. Да, сейчас авторы говорят: «Что это мы нафталином будем заниматься?» Но написать такой «нафталин» они не могут, в нем должны быть и поэзия, и смысл. Легче придумать три слова, конечно. А если написать их на бумажке и попробовать прочитать, то выяснится, что король-то голый... 

И напоследок: продолжите ли вы издавать детские книги? 
Конечно, да. «Галамарт» — это основа моего детского творчества. Они очень продуктивно и талантливо выпускают книги, а мне очень важно, чтобы огромный багаж стихотворений для детей, который есть, распространялся большими тиражами: при советской власти детские книги выходили миллионными тиражами. Так что, большое количество книг, которые будут продаваться по очень доступным ценам, — это именно то, о чем я так давно мечтал! 

Поделиться