Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Горнозаводская цивилизация
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Александр Масленников, Пресс служба

Архитектор Борис Демидов – об истории уральской архитектуры, ее особенностях и уникальности, а также о проекте «Парк Столиц», являющимся ярким примером архитекторы нового времени. 



Image_00_690x900.jpg

«Парк Столиц» – это как раз Манхэттен в миниатюре

Расскажите об истории именно уральской архитектуры, ведь, по словам многих ваших коллег, она уникальна в своем роде даже для России.

Наш город имеет хорошую архитектурную историю. Чтобы увидеть, каким он будет, нужно попытаться представить, каким он был, проследить его историю. А город наш был представителем так называемой горно-заводской цивилизации (на Урале вообще сложилась отдельная форма существования городов), и это наложило отпечаток и на прошлую, и на настоящую, и на будущую архитектуру. У нас существуют особые традиции, нам досталась передовая для начала 18 века планировка – Екатеринбург был спроектирован по прямоугольной сетке, как Санкт-Петербург. Это совершенно четкая, европейская схема. И в дальнейшем архитектура была подчинена этой общей логике. В 1920-х город в течение нескольких лет увеличивался в размерах и рос по качеству жизни и архитектуры: у нас была самая современная архитектура по тем временам. Достаточно того, что Маяковский, когда приезжал в 1928 году, назвал Екатеринбург городом «полунебоскребов» (только через три года начал строиться самый высокий небоскреб в Европе). Думаю, что нашему городу на роду написано обладать самой современной архитектурой, по крайней мере, на европейском уровне.


Image_01.jpg

А какие особенности застройки имеет Екатеринбург?

Ранее жилье строилось в виде индивидуальных или так называемых доходных домов, каждый возводился отдельно и не был связан какими-то общими идеями. Индустриализация 1920-х  требовала большого притока самых разных специалистов, их надо было где-то селить. Стояла социальная задача, чтобы они жили каждый в своей квартире, но чувствовали, что рядом есть единомышленники, которые всегда могут в любой момент встретиться и чем-то поделиться. Кроме того, это была новая система комфорта: учитывая наш климат, создавались теплые переходы между зданиями – в поликлинику, клуб, столовую можно было добраться, не выходя на улицу. Это были дома-коммуны. Но там все было несколько утрировано: например, не существовало кухонь, потому что работал комбинат питания, где можно было взять и принести в квартиру еду, и там разогреть (такие вещи в наше время надо решать по-новому). Это были передовые идеи и совершенно авангардные для зарубежных стран того периода. Хотя авангардная архитектура превалировала везде, но в ней не было социальной составляющей. Поэтому наши старые комплексы называются городками – Городок чекистов, Медгородок, ВТУЗ-городок, Городок студентов и прочее.

Вы занимались разработкой одного из самых нашумевших и передовых на сегодняшний день комплексов «Парк Столиц». Как это было?

Любой участок в городе имеет свои плюсы и минусы. Я считаю, надо обращать минусы в плюсы. Например, улицы Московская и Щорса – это участок мощных магистралей. Казалось бы, на самом углу их пересечения строить жилой квартал очень сложно. Надо же, чтобы там было комфортно жить! Но давайте поищем плюсы: транспортная доступность, въезды и выезды по всему периметру, с четырех сторон. Также мы отодвинули квартал вглубь улицы на 30 метров и сделали здесь автомобильные стоянки, еще один плюс. Если говорить об архитектуре, плюс в том, что здесь не находилось исторически значимых сооружений, которые надо было бы сохранить. Застройка была довольно типовая – жилые дома усадебного типа, находящиеся на довольно большом расстоянии друг от друга, и нам не приходилось вписывать в эту историческую среду наш квартал, как обычно бывает в центре города. Поэтому мы могли в полной мере показать высотную архитектуру: ничего не заслоняется, не затеняется, исторические памятники не закрываются. Квартал, несмотря на то, что находится среди магистралей, замкнут и комфортен: от шумных дорог он отгорожен 2-3-х этажными домами, сплошной застройкой. И когда ты находишься внутри, то не ощущаешь мощное движение снаружи. Можно привести такой пример: Манхэттен  в Нью-Йорке – внутри колоссальной застройки высотными домами вдруг размещен кусочек природы – Центральный парк. «Парк Столиц» – это как раз Манхэттен в миниатюре.


Image_02.jpg

Image_03.jpg

Image_04.jpg


Наш квартал, конечно, это хорошо забытое старое. Современная архитектура родилась еще в 1920-х, и наш город стал для нее полигоном. Сюда из разных стран приезжали и по сей день приезжают специалисты, которые поражаются как количеству конструктивистских построек, так и их разнообразию. Прецедент, что вокруг квартала есть такой объем, который объединит все 10 башен, в истории города уже был. Я говорю о Городке чекистов или о квартале на Ленина, 52-54. Если обойти весь периметр, по пути можно попасть в библиотеку, гостиницу, детский сад, ресторан, кафе. В этом смысле тоже можно говорить о традициях конструктивизма. Задача, которая формулируется всеми архитекторами --  создать максимум комфортной среды для тех, кто живет в квартале. А каким способом этого добиться, каждый решает по-своему. Мы подумали, что прежде всего нужно создать «добрососедскую» атмосферу, где каждый мог бы общаться на уровне всего комплекса. При желании можно замкнуться в своей квартире, а можно иметь доступ ко всему пространству как снаружи, так и внутри. Из других особенностей – большое разнообразие форматов квартир, огромный двор на 4 гектара, собственный парк и сад, где растут высокие деревья. Между домами заложены промежутки, чтобы солнце хорошо освещало периметр в любой период дня и года, потому что человек не должен чувствовать себя, как в замкнутом колодце. Кстати, на площадке расположены всего две квартиры. Это значит, что каждая имеет ориентацию на две стороны света – север-юг, запад-восток – и в каждой хорошее проветривание и освещение. Планировка любой квартиры уникальна, для каждой найдено интересное решение. Есть такие приемы, как уступы на зданиях, чтобы создавалось разнообразие -- и чтобы это был цельный город в большом городе, экосистема. Так было и в тех исторических примерах, о которых я говорил ранее. Много совершенно разных функциональных пространств, вписанных в общее пространство.

Image_06.jpg

Image_07.jpg


Вы впервые имели дело с подобным проектом?

Каждый проект для нас – это первый проект. Никогда не было одинаковых. За исключением, может быть, периода 1960-х, когда мы занимались типовым проектированием, да и то каждый типовой проект привязывался к одному месту. Но здесь особенно выделялся участок, такой нам никогда еще не попадался. Также здесь был обозначен особый подход к архитектуре, угол Щорса и Московская обозначается двумя доминантами. Это не просто равномерная застройка квартала по периметру, а два мощных объема, которые создают градостроительный акцент, и когда едешь на юг, то видишь их, а сквозь пустое пространство между ними наблюдаешь остальные здания.


Что этот проект значит для города?

Для города это значимый опыт. Для других застройщиков, в том числе. Мы ведь проектируем не на пустом месте, смотрим, что происходит в городе и пытаемся понять тенденции городского развития. Поэтому для города такая схема может и не единственная, но это в своем роде единственное решение, когда движение  такого объема и размера закольцовано по общественным пространствам. И этот эксперимент даст новый опыт в развитии таких решений.


Отдел продаж: г.Екатеринбург, ул. Белинского, 169 б/1
+7 (343) 286-88-86, atlasgroup.su


Поделиться