Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Человеку нужен человек
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героев

В чем состоит феномен кластеризации и почему сегодня так важно быть оффлайн — в трех мнениях.


Image_00_600x600.jpg

Сегодня сообщества стали особенно актуальны, так как стало больше неопределенности, появилось больше желания сплотиться

Image_01.jpg


Евгения Роньжина, управляющий директор, руководитель Штаба SberX Дирекции по развитию экосистемы ПАО «Сбербанк», 15 лет в собственном бизнесе, из них 12 лет занимается развитием сообществ, идеолог Community University с 2019 

Разработка собственных проектов и развитие ответственности внутри корпорации связаны с построением интеграционных и коллаборативных структур, образованием новых и развитием уже существующих сообществ. «Время сообществ пришло», — так я обычно завершаю свои вебинары и выступления, а посты — словами: «Человеку нужен человек». Собственно, в двух этих емких фразах и заключается вся суть популяризации кластеров.
Человек – существо социальное и генетически чувствует себя лучше в «стае». Но развитие технологий, инфраструктуры городов, релокация людей привели к быстрому изменению форм взаимодействия. Старые формы рушатся, а новые — только создаются. Сообщества и клубы по интересам и ценностям становятся новой формой организации «стаи» — не из потребности выживать, а благодаря  возможности выбирать окружение. Только находясь среди «своих», человек может найти поддержу, обменяться опытом, получить новые знания и эмоции.
Если посмотреть на мир сверху и во времени, то можно заметить повсеместно возникающий тренд на локализацию и протекционизм. И хотя многие этого еще не видят, но маятник уже качнулся от глобальности и индивидуализма в обратную сторону. Из «ассортиментной слепоты» в выборе друзей, которая развивалась с появлением и ростом социальных сетей, мы возвращаемся в оффлайн объединения до 300 человек.

Усиливает спрос на сообщества и клубы, и еще целый ряд трендов. Это одиночество, которое регулярно испытывает 40% населения России (в разных странах мира показатель еще больше), высокая скорость жизни и изменений, ведущих к быстрому устареванию информации и знаний и необходимости постоянного обмена опытом, и снижение доверия в обществе на всех уровнях, перемещение его в ближний круг (и это тоже общемировой тренд). В России, например, доля людей, доверяющих незнакомцам — 20,4%, а тем, кого знают лично, — уже 82,2%. Кроме этого, удорожание маркетинга ведет к росту потребности в удержании и привлечении клиента через «сарафанное радио», когда «человек держит человека». Влияет на распространение комьюнити, в том числе, потребление интернета и социальных сетей, которое в России среди пользователей всемирной паутины (а это 62% населения) достигло в среднем 7 часов 50 минут в сутки. Из них 50% приходится на 7 социальных платформ в среднем.
Все это усиливает поляризацию клубов по интересам и «ассортиментную слепоту» выбора друзей, с одной стороны, и рост потребности в глубоком общении в узком кругу – с другой. Сообщества – не хайп времени. Это явление, которое оставалось неизменным всегда. Сейчас важно создавать их гибридными –онлайн + офлайн – и учитывать контекст времени, чтобы как можно больше людей вспомнили о своей естественной потребности объединяться.


Image_02.jpg


Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь «Рыбаков Фонд», основатель сообщества «PRO женщин» (более 36 000 последователей)


Почему клубы и сообщества сегодня — центр притяжения людей? Причина в том, что не только мы, россияне, но и весь мир столкнулся с кризисом доверия: люди перестали доверять существующим общественным институтам – политикам, государствам, корпорациям, церкви, даже науке. А доверие в обществе – необходимая составляющая нашего благополучия, чувства защищенности и уверенности в себе и в завтрашнем дне. По какой-то причине знание того, что мы принадлежим к общности людей, например, населяющих земной шар или какую-то его часть – материк, страну, – не дает чувства объединения и защищенности. Возможно, это происходит потому, что случайным образом оказавшиеся объединенными люди, которые не выбирали и не принимали решения присоединиться к этой общности, часто не берут на себя никаких обязательств по отношению друг к другу – и в этом причина недоверия. Мы чувствуем себя потерянными и никому не нужными, если не ощущаем принадлежности к группе людей, разделяющих наши ценности и цели. «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», – пел Булат Окуджава. Поэтому люди объединяются в клубы, кластеры, сообщества по различным темам и видам деятельности — это могут быть профессиональные сообщества, клубы по интересам или убеждениям, волонтерские, некоммерческие, постоянно действующие, или собирающиеся на время, под конкретную цель, задачу. 
Вообще, это не новое явление в культуре: сообщества существовали всегда, просто назывались иначе – коммуны, гильдии, артели, товарищества, союзы, коалиции, альянсы, братства, землячества и прочее. Это правда, что сегодня они переживают расцвет популярности —возможно, этому способствует появление удобных современных способов коммуникации в сообществе. Еще и пандемия, искусственно нас разделившая на долгое время физически, повлияла на то, что многие люди остро ощутили потребность не просто общаться, а объединяться для чего-то значимого и важного, ведь мы вновь осознали, что жизнь конечна и скоротечна, и нужно успеть совершить то, для чего мы пришли в этот мир, оставить после себя след, а лучше —наследие. 
Принадлежность к сообществу дает нам ощущение связности с его участниками и способности что-то сделать вместе, на что-то повлиять в своей жизни и в жизни тех, кто для нас значим. В сообществе мы гораздо меньше времени, сил и других ресурсов тратим на то чтобы найти единомышленников, партнеров и договориться о совместном действии, благодаря отношениям, построенным на доверии. В сообществе мы гораздо чаще готовы проявлять инициативу и брать на себя ответственность за ее воплощение, потому что мы опираемся на поддержку участников сообщества, это очень важно для принятия решения о запуске любой инициативы — верить в то что, она будет поддержана!


Image_03.jpg

Григорий Аветов, ректор школы бизнеса «Синергия»


Сообщества в первую очередь – это решение для тех компаний или брендов, которые занимаются взаимоотношениями с клиентами, это поглощение трафика. Если у продукта есть комьюнити, и оно правильно выстроено, то такой продукт продавать легче, аудитория имеет возможность поближе познакомиться с брендом, ее лояльность легче завоевать.  Поэтому комьюнити является эффективным решением для продвижения. В то же время для участников клуба закрывается потребность в горизонтальных коммуникациях друг с другом, что дает возможность найти единомышленников и обменяться опытом, найти партнеров для бизнеса, да просто друзей.  Хороший пример — программа MBA, которую мы реализовывали много раз, в первую очередь, как комьюнити и клуб. Люди приезжали на MBA-программу, чтобы пообщаться друг с другом, а не только с тем, чтобы послушать преподавателя. Женщины-участницы, кстати, часто закрывали здесь вопрос поиска партнера и замужества. Таким образом складывается ситуация «вин-вин» – выгоду получают обе стороны. 
Сегодня сообщества стали особенно актуальны, так как стало больше неопределенности, появилось больше желания сплотиться, но также имеет место предпринимательский эволюционный процесс. До 2017 года никто не проводил форумы, как пример, в «Олимпийском», хотя это вроде как логично! Россия — развитая страна с развитой предпринимательской экосистемой, рыночной экономике уже 32 года, а «Олимпийский» стоит с 1980-х. За это время была возможность проводить там мероприятия, лекции. Но этого не происходило, история эволюционировала и созрела только к 2017 году. Появились люди, которые знают, что такое комьюнити, этому стали учиться, появилась профессия комьюнити-менеджеры. Появился комьюнити-университет, и рынок стал формироваться, в каком-то смысле стихийно, хотя появилась потребность. Формирование рынка произошло через профессию, через обучение, через комьюнити-университеты и первые успешные кейсы в инфобизнесе. Все сообщества, успешно работающие в  этой сфере, являются доказательством того, что благодаря комьюнити можно добиваться своих маркетинговых целей быстрее. 
Казалось бы, успешное сообщество должно насчитывать хотя бы 500 участников, меньшее количество экономически невыгодно. Но клубы могут иметь совершенно разный ценовой диапазон, от чего зависит и количество участников. Бывают кейсы сообществ, где вход стоит 100 000 долларов в год,  войти туда, конечно, сможет не каждый, и 50 участников будет достаточно. Так, тематика клуба, ценник и специфика зависит от целевой аудитории.
Самое сложное сейчас — найти человека, который является и профессионалом в сфере, которой посвящена тематика сообщества, и лидером, который сможет сформировать комьюнити и вести людей за собой. Если такой человек находится, то клуб сможет успешно существовать. Закрывать свои маркетинговые цели и объединять людей с общими интересами, которые смогут создавать коллаборации, учиться друг у друга и совершенствоваться. Но, кажется, история с сообществами не долгосрочная. Пока что найти людей с пограничными компетенциями сложно, да и сложно представить себе рынок, где известны все прибыльно работающие клубы, ведь их не так много.

Поделиться