Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Знакомьтесь, геном!
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героини

«Что заложено, то заложено», - давно опровергнутый миф. Так считает основательница, идейный вдохновитель и главный врач известной московской клиники анти-эйджинга Юлия Титель. То, как мы выглядим, обусловлено генами всего на 20%, 60% из того, что проявилось, напрямую зависит от нашего образа жизни. А значит, человек может управлять качеством и длительностью жизни.


1___3_690x900.jpg

Исследование генетики – зона моего глубочайшего интереса, поэтому я как руководитель клиники каждого своего сотрудника «заражаю» этой историей

Как вы пришли к идее, что работать нужно, начиная с исследования генома человека?

То, как мы выглядим и какие мультифакториальные заболевания начинают проявляться во внешности, напрямую зависит от активности генов (экспрессии), которая в свою очередь зависит от образа жизни, экологии и медицинских мероприятий. Сейчас уже кажется очевидным, что здоровье отражается на нашей внешности. Поэтому и начинать нужно не с «ремонта фасада», а с капитального «ремонта здания». Одиннадцать лет назад, когда зарождалась концепция антиэйдж-медицины, когда стали в комплексе оценивать состояние внутренних органов и внешности – то есть организма в целом – об этом мало кто думал. О чем говорить, если даже от врачей можно было услышать: «Что лечить, если ничего не болит?». Собственно поэтому, к врачам шли, когда становилось совсем плохо. Тогда, практикуя подход антиэйдж-медицины в эстетическом направлении, у меня появилось желание исследовать человеческую генетику – основу основ. Почему я пошла так далеко? Потому что к нам часто приходят люди, скажем так, почти здоровые с виду, но при взгляде на них понимаешь – какие-то процессы в организме идут не так. Болезнь не случается неожиданно. Любой процесс патологии имеет долгий путь развития от клеточного уровня до организменного, когда мы уже чувствуем боль или происходит серьезное воспаление. Этот путь по времени может занимать от 2-х и более лет. То есть все это время человек спокойно живет, может хорошо себя чувствовать, но его что-то начинает не устраивать – активность снизилась, память ухудшилась, чувство постоянной усталости, плохой сон. И вроде бы и придраться не к чему: он не валится с ног, не шатается. Но это первые признаки сигнала, который в один момент может прозвучать очень громко, мгновенно снизив дальнейшее качество жизни – когда человек болен, он не может нормально функционировать, выполнять свои обязательства, даже общаться с окружающими. Тогда мы начали искать первопричину: делали тестирование крови, мочи, волос, слюны – то, чего ни врачи, ни тем более пациенты делать не привыкли. Еще больший эффект произвело наше решение внедрить генетическое тестирование пациента, пришедшего решить проблемы внешности. Конечно, исследование генома – давно не новость, и ДНК-тесты активно делают с начала XXI века, но тогда никто и не думал о нем как об инструменте управления качеством жизни для врача эстетической медицины. И в этом мы были первыми. Созданная нами концепция антиэйдж-медицины в том виде, в каком она сейчас существует, существенно повлияла на весь рынок эстетических услуг. Мы задали тренд, который сегодня интегрировали в свою практику ряд косметологических клиник.

Вы выступили в роли своеобразного законодателя мод… Наверняка, поначалу было трудно убедить в своей правоте окружающих?

Я в свое время перевернула сознание врачей и людей. У меня были как последователи, так и противники. Хотя нет, тогда, скорее, последователей у меня не было вообще, потому что окружающие оказались не готовы к таким инновациям. Помню, рынок даже немножко притих тогда, потому что не понимал, что происходит, но за мной внимательно наблюдали. Наблюдали, а мы в это время двигались. И дошли до того, что стали использовать генетическое тестирование для управления качеством жизни, возрастом, биологическим возрастом и здоровьем. Зная свой геном, можно разработать эффективные методы профилактики заболеваний и старения. По сути, мы сейчас создаем персонализированные чек-апы на основе того, что в нас заложено на уровне генетики и даем ответ пациентам, что делать, чтобы жить больше 100 лет. И это тоже было и остается абсолютно новым трендом, ведь клиник, работающих в подобном направлении, насчитывается не более пяти по всему миру.

Например, на сегодняшний день долголетием считается возраст 90+ без потери качества жизни, это значит, что человек остается в ясном уме и не имеет серьезных патологий. Видя подобные реальные примеры, мы решили серьезно заняться изучением вопроса, почему так происходит, какой генетической информацией мы можем управлять, чтобы достигнуть высокого качества жизни.

То есть вопреки общему стереотипу активностью генов (их экспрессией) можно управлять? Это действительно кажется сюжетом для нового фэнтэзи!

Абсолютно верно! Когда я училась в институте, нам тоже говорили, что генетика – это нечто неизменное, как заложено, так и будет. Однако есть такое понятие, как эпигенетика – этот подраздел генетики имеет дело с поведенческими факторами, с информацией, на которую мы можем влиять и корректировать ее. Здесь очень важно понять – генетика с точки зрения заданного природой и неизменного – это всего 20%! Поэтому с эпигенетикой можно и нужно работать. Могу сказать больше, есть даже гены, мутации которых управляются только интеллектом. К примеру, мутация в гене FTO: нам для поддержания жизнеспособности нужно определенное количество еды, но что-то заставляет нас положить в тарелку на 15% больше необходимого объема, это определенная мутация в гене FTO. Под его влиянием мы неосознанно берем больше, чем надо. Но мы же не знаем, что эта мутация у нас есть, в итоге никак ей не управляем.

80% реализации признаков, связанных с полиморфизмами в генах, обусловлены образом жизни: состояние организма на 60% зависит от того, как вы живете, 10% – медицины и 10% – экологии. Соответственно, заложенным потенциалом мы можем распорядиться себе во благо, а можем разрушить все основы и фундамент своего здоровья.

Каким образом работают генетические тесты?

Благодаря исследованию генома возможно предугадать, когда, в каком возрасте может возникнуть определенный риск и модифицировать свой образ жизни, чтобы избежать или снизить его, словно поставить забор. А дальше решение за самим человеком: врачи ему дали самое важное – знание, воспользуется он им или нет – его дело. Если пациент берет эту информацию на вооружение, меняет стереотипы своей жизни, четко синхронизируя образ жизни со своими внутренними кодами – это уже победа!

Это вам не просто процедуры и инъекции на лице сделать: если посмотреть глубоко и философски, то врачи, которые практикуют генетические исследования – работают и с настоящим, и с будущим. Они составляют программу постоянной профилактики заложенных рисков, чтобы человек медленнее старел внешне и внутренне! В этом отношении «Пятый элемент» стал вдохновителем и создателем эстетической медицины будущего. Сегодня работа с генетикой в косметологии, конечно, поднялась на новый уровень и уже не кажется фантастикой. И все же мы все равно не делаем такое количество тестов, какое хотелось бы. А хотелось бы, чтобы 98% жителей нашей страны сделали эти тесты, познали себя и, в общем-то, тогда, по совокупности такого коллективного знания, подняли бы уровень своей жизни на более высокую планку. Но это мечты. Хотя мечты иногда становятся реальностью.

И сколько сейчас пациентов решаются исследовать свой геном?

На сегодняшний день это менее 1% всего населения. В нашей клинике – порядка 20% всех пациентов. Но это очень высокий процент. Хотя мы с вами должны понимать, что «Пятый элемент» в этой области работает 11-й год, другие клиники – всего 1-3 года. Исследование генетики – зона моего глубочайшего интереса, поэтому я как руководитель клиники каждого своего сотрудника «заражаю» этой историей. У нас можно провести у нас можно исследовать небольшие панели генов по определенным направлениям, например, диета, эндокринология, трихология, исследовать себя поэтапно, не перегружая информацией сразу. Хотя мы занимаемся и полной расшифровкой генома. Чтобы было нагляднее: возьмем заложенный признак – излишний вес или недостаток коллагена, понятные всем вещи. Так вот, за синтез коллагена отвечают несколько генов, и если они имеют значимые полиморфизмы, под действием факторов внешней среды, признаки могут проявиться, что мы и увидим это во внешности. Для генов нет хорошего или плохого признака, они просто адаптируются к заданным условиям. Наша задача понять, какой фактор окружающей среды или образа жизни влияет в большей мере на реализацию данного признака и понять, улучшает или ухудшает он качество жизни человека? Если второе, убираем его, и реализация риска может значительно снизиться.

Почему в России так настороженно относятся к подобным тестированиям? Ведь это давно стало нормой. На ваш взгляд, такая недоверчивость обусловлена нашим менталитетом или финансовой стороной вопроса?

В последнее время такие исследования у нас уже тоже стали приняты. Да, раньше генетику мы использовали исключительно в медицинской сфере, с точки зрения управления качеством жизни. Это и влияние генов на моногенные заболевания, и на вынашивание беременности, на образование пороков у плода, возникновение онкологии и так далее. Внедрять генетические исследования в антиэйджинге и эстетике до нас никто не брался. И конечно, это услуга платная, ее делают только в частных клиниках.


2___1_1200x800.jpg


Думаю, что на Западе, и на азиатском рынке хватает тех же проблем, что и у нас, потому что превентивная медицина – очень узкое направление. К примеру, я знаю только пять проектов в мире, которые ведут своих пациентов так, как ведем их мы. И «Пятый элемент» я ставлю на одном уровне с этими клиниками. Более того, у нас есть технологии, которые мы делаем круче, чем в Европе и Азии. Но мы не конкурируем, а учимся друг у друга, практически являемся первопроходцами.

А что насчет осознанности у ваших клиентов? Понятно, что сейчас очень модно говорить про «осознанное потребление» и «осознанное отношение к жизни», но именно в вашей практике видите ли вы качественное изменение психологии пациентов в эту сторону?

Наверное, процент таких людей не увеличился. Но вопросов стали задавать больше. Да, есть пациенты, которые получают информацию и забывают о ней буквально через 10-15 минут. У нас был очень интересный эксперимент. Он навел меня на мысль, что нужно немного по-другому взаимодействовать с пациентом, чтобы избавиться от привычных шаблонов. Мы к чему привыкли – пришли ко врачу, рассказали историю, он вам выписал бумагу, и вы с облегчением ушли. При этом прочитают до конца написанное всего лишь процентов пять. Остальные эти рекомендации просто откладывают, либо читают отдельные моменты, например, о лекарственных препаратах, которые не всегда даже покупают или пьют по выписанной схеме. И какого результата тогда стоит ожидать? Человек не задает никаких вопросов врачу, не дискутирует с ним и, не обладая экспертным мнением, решает подвергнуть сомнениям назначение специалиста. А все претензии направляются к доктору, и такой пациент в своем окружении будет разрушать его репутацию. Что с этим делать, я, честно, не знаю.

В какой-то момент я решила просто взять и разрушить этот шаблон отношений — перестала выдавать какие-либо бумажки. Вообще. Я стала предлагать пациентам самим записывать то, что я говорю. Это полезно для всех, помогает осознать, зачем человек пришел, у нас возникнет диалог, а значит, человек пришел не для галочки. С этого момента действительно поменялся климат взаимодействия с пациентом, это стало работать, менять отношение людей и к себе, и к врачу. Умные люди, готовые к таким «реформам», понимают ценность такого общения. Некоторые приходят ко мне и говорят: «А вы знаете, я увеличила время зарядки на 5 минут». Вот такие обратные связи очень ценны, они стали превращаться в действие. Пусть маленькое, но действие.

И оно дает результат.

Да, оно дает результат. Я не хочу просто закрыться от своих пациентов компьютером и печатать им заключения, я хочу, чтобы моя работа была «живой» и имела результат.

Человеку свойственно стереотипность мышлении. Какие самые распространенные и вредные мифы в сфере антиэйджинга существуют сейчас?

Я назову два момента, которые считаю крайне опасными. Первый — это Интернет. Очень опасно что-то делать со своим организмом, вычитав рецепт у какого-то блогера, псевдоврача, по совету друга и даже по рекомендации врача без обследования. То, что подошло одному, другому может оказаться во вред. Сначала важно исследовать процессы, происходящие в организме, установить их причину, и только потом подбирать препараты и процедуры. Хотя я не отрицаю влияние блогеров, и, в целом, соцсетей, на развитие фит-культуры: это важный инструмент пропаганды здорового образа жизни. Второй момент – это самоназначенная покупка бадов в интернете (iherb, например) без предварительного обследования: нет, нет и миллиард раз нет. БАДы не решают проблему. Любые БАДы, любые витамины – это устранение проблемы на определенный период времени, но прежде нужно выяснить, какие именно проблемы мы решаем? Без исследования хотя бы крови этого понять невозможно.

Поделиться