Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Юрий Моисеенко, ООО «Проспект – Групп»
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Диана Коростелева Стиль: Катерина Колемаскина

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РОЖДАЮТ СИЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ И ЧТО ПРИОБРЕЛИ - В ЛИЧНЫХ ИСТОРИЯХ ГЕРОЕВ НАШЕГО СПЕЦПРОЕКТА.



Image_00_690x900.jpg

Юрий Моисеенко, 
генеральный директор ООО «Проспект – Групп»

все мы хотим материального процветания, причем в масшатбах страны. А материальные ценности создает бизнес.

На ваш взгляд, какая поддержка сегодня необходима бизнесу?

Если отвечать локально, нам не нужна никакая, мы и сами вполне дееспособны. Я ведь не Байден какой-нибудь, даже на трап самолета могу подняться не спотыкаясь, и с велосипеда слезть не падая.

Если говорить глобально, то, чтобы внятно и емко сформулировать ответ, нужно всерьез подумать. Объем вопроса и, соответственно, ответа выходит за рамки журнального формата. Попробую вкратце обозначить направление – отношение к бизнесу в России вообще. Возьму за точку отсчета события 1917 года, Великую Октябрьскую революцию. Основной ее мотив заключался в искоренении капитализма «под корень»: капиталист (буржуй) – враг народа, и его нужно ставить «к стенке». Дальше люди 70 лет жили в этой парадигме, эту идеологию вдалбливали в головы в режиме 24/7, начиная с ясельной группы. Потом пришла перестройка, и вроде как потихонечку все стало можно… Самые шустрые и энергичные начали зарабатывать, преимущественно на перепродаже. Но еще вчера это называлось «спекуляция», и за это сажали в тюрьму… Так что врачи, учителя, шахтеры и так далее, с изумлением наблюдали за стремительно расширяющейся трещиной – собственным обнищанием и вычурно богатеющими нуворишами…

Потом стартовала приватизация – в общественном сознании, скажем мягко, очень далекая от справедливости. В результате приватизации большинство народа осталось ни с чем, а кучка тех, кто был поближе к теме, получила практически все активы страны (созданные народом, кстати). Вот такая у нас «база» отношения к бизнесу. Но все мы хотим материального процветания, причем, в масштабах страны. А материальные ценности создает бизнес. И тот очевидный для людей с экономическим образованием факт, что уровень благосостояния общества (тех же зарплат) прямо пропорционален уровню развития экономики, далеко не очевиден для большинства. А раз для большинства, то и для властей…

Возьмем, к примеру, Китай – такое чувство, что партия народу наказала всегда быть чем-то занятым, везде все двигается, все суетятся, что-то делают, кто плотничает, кто забор красит, кто пирожки печет… Нет у нас такого. Но время идет, потихоньку проблема смягчается. Хотя пока такой разрыв существует, мы будем отставать.

На большой объем выведенного в 2022 году жилья наслоилась политическая турбулентность и обычный человеческий страх перед неизвестностью. При этом мы постоянно наблюдаем появление новых игроков на рынке. Какие инструменты используют застройщики в борьбе за потребителя сегодня?

Я не считаю себя гуру в этом вопросе, поэтому могу дать только теоретический ответ, поскольку на практике я эту ситуацию не наблюдаю. Во-первых, мы видим рост цен на жилье ниже инфляции – и это, по факту, снижение цен. Во-вторых, цена «на котловане» ниже, чем у готового жилья. В-третьих, цены в абсолюте снижать нельзя, иначе у покупателей сформируется ожидание дальнейшего их снижения… И они, естественно, будут ждать дальше. Поэтому обычно используются либо разовые акции со скидками, либо — обычно — временной маневр: не покупают сейчас – строим за счет кредита, пока строительная готовность не дорастет до существующего уровня цен.

Каким жизненным правилам вы сегодня следуете? Вы считаете себя лидером мнений?

Знаете, СВО заставила меня (впервые в жизни) очень серьезно задуматься о ее причинах. Но это дело такое – только начни думать и уже не остановишься… Мне 55 лет, и мои базовые жизненные правила были сформированы еще в детстве и юности. Но сейчас происходит их «огранка»: сочетание накопленного жизненного опыта и «бифуркации» – изменения мироустройства в планетарном масштабе позволяет взглянуть по-новому, яснее разглядеть и четче сформулировать свою точку зрения.

Отсюда ответ на последний вопрос – я считаю себя «эмбрионом» лидера мнений. При написании материала о причинах спецоперации я обнаружил в себе способность достаточно глубоко разобраться в явлении и сформулировать мнение, которое, судя по отзывам читателей, вполне себе находит отклик в народных массах. Но я понял, что это большой и серьезный труд. Совмещать нереально, так, изредка, по чуть-чуть… Вставать в стройные ряды хайпожоров (у нас ведь «каждый суслик – агроном») и необдуманно нести невесть что о вещах, в которых не являешься специалистом – это не ко мне.

Поделиться