Смелость быть собой
Текст: Екатерина Погадаева Фото: Ирина Забара
Как найти свое предназначение и раскрыть свой потенциал, – ответы психотерапевта, кандидата наук Евгении Кузнецовой.
@k_u_znetsova
собирать кусочки мы будем всю свою жизнь
В одной из соцсетей вы написали, что, несмотря на успешные атрибуты «прошлой жизни», когда вы были юристом, руководителем, вы чувствовали «что-то не то». В чем это выражалось?
Это сложно описать. Мне кажется, люди, которые ощущали подобное, меня поймут. Появляется чувство несоответствия внутри, когда то, что ты выражаешь, твой социальный образ, даже если он встраивается в определенную систему и вызывает одобрение, не соответствует тебе. Это как носить костюм не по размеру или сидеть на неудобном стуле: вроде функционал выполняется и внешне все в порядке, но сидеть неудобно, движения скованы, нужно постоянно следить за собой и своими действиями.
Но в большинстве случаев люди всю жизнь сидят на неудобном стуле… Почему так?
Потому что мы выбираем «стулья», то есть свою реализацию, на основе убеждений и ценностей, прививаемых в детстве. Это абсолютно нормально и естественно. Любой человек получает установки от родителей, в семье или в другой социальной среде – от учителей, воспитателей. Они передают нам те убеждения, которые считают корректными и успешными. То есть если папа работал 20 лет на заводе инженером, то, конечно, он скажет, что лучше всего иметь «нормальную» профессию того же инженера. Мы всё это заимствуем, киваем головой. Если человек целеустремленный, любознательный, он это еще и активно реализует. Вот мой случай: я закончила университет сразу с двумя красными дипломами – юриста и переводчика. Пошла работать по специальности в хорошее место, быстро взлетела по карьерной лестнице, сидела в красивом кабинете. Всё было замечательно. Но в какой-то момент, когда мы взрослеем и получаем некий жизненный опыт, мы чувствуем, что выбранная сфера была интересной, но это не дело жизни. Мы начинаем отматывать назад и понимаем: не мы об этом мечтали, а этого хотели мама или папа, или нам посоветовали, или с подружкой за компанию пошли. Запускается обратный процесс. И тут как раз нужно иметь большую смелость, чтобы кардинально изменить курс.
Фрейд высказывал мысль, что любой человек априори травмирован. Это, действительно, так?
Да, безусловно. Важно понимать: личность формируется всегда через ограничения, сложности, травмы. Вот жила гусеница, ела листочки, а потом неожиданно начала окукливаться – приятно ли ей? Не факт. Она перестанет быть гусеницей, чтобы стать бабочкой, она «умрет» как гусеница. Это закон развития. Таким образом, у гусеницы случается кризис, потому что ей нужно разорвать кокон, приложить некие усилия. Так же рождается ребёнок – прилагая усилия. Затем он учится ходить, держать ложку… Но в детстве любая ошибка или падение – это процесс обучения, а во взрослом возрасте у нас почему-то складываются уже совсем другие требования к себе и окружающим.
Знаете, у каждого есть потенциал и таланты, и, как правило, именно в том, к чему человек предрасположен, он будет ограничен. Ему не дадут это раскрыть в самом начале, необходимо будет работать, приложить усилия. Потому что через ограничения мы начинаем понимать себя. Нерешительные остаются в этих рамках, а смелые душой рискуют и находят себя. Многие родители сегодня изучают своих детей, это здорово, это дает возможность распознать человека, раскрыть его в будущем по максимуму. Значит ли это, что у ребенка не будет травм? Нет, не значит. Опять же психика так устроена, что для развития нам нужно сталкиваться со сложностями.
Что тогда делать человеку, который понял, что он не на своем месте, что он не реализовал свой главный потенциал?
Первое, что важно понять, на пути к себе: за вашу жизнь отвечаете только вы сами. Обвинение мамы с папой, подружек, учителей, чувство сожаления о непрожитой жизни – все это только оттягивает силы и не дает двигаться дальше. Весь опыт, полученный вами в жизни, – это ваш ценный опыт. Нужно присвоить его себе, присвоить свою же ценность.
Второй шаг – определить, куда двигаться дальше: развиваться в своей же нише, менять направление, менять команду.
Третий шаг – начать движение. Для этого нужны ресурсы, не столько материальные или человеческие, сколько психические. Представим, что мы рождаемся целыми, имеем определенную форму (наше предназначение), но разные события, чужие убеждения, школа, институт откалывают от нас кусочки нашей самости, нашей истинной природы. Нужна психическая энергия, чтобы сначала прожить осознание того, что что-то откололось, а потом еще и вернуть себе кусочек обратно. Карл Юнг утверждал, что собирать кусочки мы будем всю свою жизнь, что путь индивидуации (путь к себе истинному) – бесконечный процесс. Вот эту психическую энергию для восстановления (репарации) я и помогаю людям получить в консультационной работе.
В этой работе вы используете свои разработанные методики? Какими методами вы в основном пользуетесь?
В психологии методы четко определены. Метод, по сути, – это гарантия эффективности работы. Каждый психолог должен понимать, в каком методе он работает, и уметь его правильно применять. Поэтому я настороженно отношусь к специалистам, которые на взлете карьеры уже презентуют свои авторские методики и программы. В своей терапевтической работе я пользуюсь методикой, разработанной Анной Черниговой, руководителем Международной Академии Репарационной Психологии и Терапии, где я обучалась. Чернигова собрала, по сути, лучшее, что есть в современной психологии, и разработала методику, позволяющую за одну сессию погрузиться в травму, негативное переживание, прожить его через определенные инструменты, затем получить ресурс, энергию. Это называется «метод репарационной психологии и терапии».
Репарационная психология – это каркас моей работы, но в рамках этого метода я использую множество разных инструментов, которые проходила сама в работе с собой и которые на основе личного опыта считаю эффективными. Это, например, терапевтические визуализации (символдрама), инструменты коучинга, психосоматическая кинезиология (работа через мышечный тест и телесные коррекции), телесно-двигательная терапия, а также разные практики осознанности. В групповой терапии я всегда использую систему трекеров – наблюдения за определенными процессами в своей жизни ежедневно, в перерывах между сессиями. Также важным для меня инструментом осознанности является наблюдение за природными ритмами. Для своих клиентов я веду закрытый канал, где ежедневно даю описание ритмов дня, приглашая к наблюдению за собой в этих ритмах. Инструментов множество, они подбираются индивидуально. Много практик и сессий я провожу открыто в социальных сетях – можно пробовать, знакомиться с собой ближе. Главное – это желание и готовность человека к внутренним и внешним изменениям, а также доверие специалисту, с которым обретаешь путь к себе.
+7 902 874 41 65