Как сделать бизнес успешным, «Стольник» узнал из первых уст.
Можно ли понять, у кого бизнес в результате станет успешным, а у кого нет? Нужно ли для этого обладать каким-то особенным психотипом?
Я думаю, если человек сам готов и хочет быть успешным бизнесменом, то он, безусловно, должен брать и пробовать, если это действительно его истинное желание. Другое дело, насколько будет высок уровень успеха, зависит от многих факторов: от его личностных характеристик, опыта, образования, – все это в комплексе и определяет его успешность в будущем.
Сегодня все чаще можно встретить детей-предпринимателей, достигших намного больших результатов, чем их взрослые коллеги. Почему, как вы думаете?
Они еще ничего не боятся. Внутреннее состояние страха у взрослых людей им очень мешает. В этом случае необходимо не позволять себе упускать возможности пробовать то, что им предлагает жизнь.
Удается ли вам, как женщине и профессионалу, удачно совмещать личную жизнь и бизнес, держать баланс?
Будучи молодой мамой и женой молодого бизнесмена, я все делала, прежде всего, для того, чтобы муж достиг высоких результатов в его бизнесе. Своей же задачей тогда я считала направление всех своих сил на обустройство дома, на воспитание детей, у нас их трое. Я отдавала свою женскую энергию для того, чтобы мой мужчина развивался, была его источником вдохновения. Но спустя время, когда дети подросли, мне остро захотелось собственной реализации. Выйдя из декрета, работала на государственной службе, но основное внимание все так же уделялось семье. Знаете, в тот момент у меня было опасение – не дай бог, мои успехи будут большими, чем у мужа, и он не сможет идти дальше по своему пути, который выбрал. Ушли они, когда я поняла, что тоже что-то представляю и могу приносить пользу людям. Когда я начинала свое дело, мне была важна в первую очередь эмоциональная отдача от людей, которым помогаю.
Насколько профессия психолога сегодня востребована?
Я выступаю как семейный психолог, имаготерапевт. Кстати, я единственный в городе специалист, использующий эту технику в работе с парами: разбираю вопросы возможностей роста отношений в паре и избегания развода, когда есть чувства, но при этом кажется, что дальше никакого будущего быть не может.
Сегодня конкуренция в сфере психологии довольно большая по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Тогда к нам, психологам, приходили только по очень большой нужде: в принципе им уже был нужен психиатр, а не психолог. Однако было проще за счет отсутсвия конкуренции. Сейчас к радости моей и моих коллег желающих получить консультацию все больше. Молодые пары понимают, что сосуществуют вместе не просто ради бытового комфорта, но и для того, чтобы радоваться своим отношениям на той территории, на которой они живут. Они знают, что есть кабинет семейного психолога, где можно спокойно пообщаться, высказать все свои проблемы друг другу и получить рекомендации, и, если нужно, «натренировать» свои отношения на определенный способ общения. Это отнюдь не убивает эмоциональную подоплеку, но в то же время дает понимание, что можно совершенно по-другому общаться со своим партнером, слышать его или, наоборот, не слышать, когда понимаешь, что человеку нужен отдых и возможность побыть самому в себе. Приходят даже до регистрации брака с тем, чтобы определить для себя, смогут ли с таким человеком жить. Поэтому у нас в студии «Живи в радость» есть и астрологи, и тарологи, небольшой эзотерический магазин.
Каких правил вы придерживаетесь в бизнесе?
Во-первых, никаких близких и дружественных отношений с клиентом, никаких разговоров в кафе или дома. Исключение, когда человек серьезно болен и не может сам приехать. Во-вторых, не браться за вопросы, лежащие вне моей компетенции. Быть лучшим во всем нельзя. Если ко мне на первую консультацию приходит человек, и я вижу, что это не моя сфера, отказываюсь. Например, не работаю с детьми, это специализация более узкая, я же общаюсь в основном с семейными парами и разбираю индивидуальные вопросы. Еще у профессионального психолога, который практикует, обязательно должен быть свой личный психолог, потому что мы тоже живые люди со своими эмоциями и переживаниями, жизненными ситуациями. Есть такое понятие, как «супервизия»: психолог с психологом делится не просто своими личными переживаниями, но и тем, как работает с клиентами. Бывают случаи, когда ты, как кажется, дал все своему клиенту, но это не помогает. Тогда мы прибегаем к помощи своего консультанта, чтобы он дал свой взгляд со стороны. Важно то, чтобы сам специалист был успешен в том вопросе, с которым вы хотите к нему прийти. Например, если вы пришли с вопросом сохранения семьи к человеку, который никогда не был замужем или женат, то что он сможет вам дать? Глубокая работа не получится.
Как говорят бизнесмены, для бизнеса главный фактор успеха – доход, который он получает в результате работы. И я искренне верю в это, но не на 100%. Для меня тоже важны деньги, но эмоциональная составляющая, объем моей помощи людям для меня первостепенны.