Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Сергей Попов, искусствовед: Современные «Серовы» и «Малевичи» ходят среди нас
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героя

Сергей Попов в прошлом был искусствоведом Третьяковской галереи, но теперь он ушел в одиночное плавание и открыл в 2004 году галерею pop/off/art. Работы всех художников галереи включены в музейные собрания, в том числе мировые. Мы поговорили с Сергеем о реакции художников на социальные проблемы, о NFT и демократизации искусства


Image_00_690x900.jpg

Сегодня нет рецепта, как достичь успеха начинающему художнику

Искусство всегда реагирует на социальную повестку, верно? Что происходит сейчас? Кризисное время дат толчок развитию новых талантов, мыслей, идей или тормозит?

Любой кризис несет проблемы. В России многие авторы и так недооценены, не имеют средств на производство качественных произведений. Но нынешний кризис носит прежде всего этический характер – художники не могут не реагировать на военные действия, это тонкие, ранимые люди, они всегда на стороне мира. Сильные художники работают сейчас над произведениями, которые отзываются на эту страшную повестку дня. Я бы хотел увидеть достойные ответы на нее в искусстве – пока их недостаточно. Действительно, наше искусство в целом можно назвать социально обусловленным, но далеко не все, разумеется – только малую его часть, только тех авторов, которые считают себя социально ответственными.

У вашей галереи был филиал в Германии. Как сейчас обстоят дела с сотрудничеством за рубежом?

Филиал закрылся как раз после крымских событий. После них вообще активность в Европе для российского искусства снизилась. Как ни странно, сейчас проектов больше, чем в пандемию – тогда международная коммуникация упала почти до нуля. Несколько наших авторов работали в резиденциях, прежде всего одесская художница Наташа Шульте, а также москвичи Иван Новиков, Владимир Потапов. У Потапова открыта выразительная антивоенная выставка в одной из ведущих берлинских галерей – совместная с французско-немецким живописцем Эммануэлем Борнштейном. Их проект, созданный в пандемию, который мы показывали в галерее, выставлен в Кунстхалле в Дессау, на родине Баухауза. Это все престижные активности, мы рады за наших авторов.



Image_01.jpg

Владимир Потапов. Саша Скочиленко. Из проекта  «Yes, Chaos». 2022. Предоставлено галереей pop/off/art.


На данный момент и в перспективе, какие основные направления развития галереи вы видите?

Мы рассчитываем на активное развитие в восточном направлении. Азия – гигантский перспективный рынок, со своими региональными особенностями – от Южной Кореи до Арабских Эмиратов. Это совсем разные подходы, разные рынки, все очень развитые по сравнению с нашим. Но нам не менее важно развивать сотрудничество внутри России, например, в регионах, во многих из которых высокая востребованность современного искусства. Я борюсь за закупки современного искусства в отечественные музеи. Но планы по развитию, в основном, можно сказать, тактические. Россия – не та страна, где галерист может сказать: так, хорошо, в следующем году выходим на китайский рынок. Не выставку там сделать или в ярмарке поучаствовать, а, например, филиал открыть. Пока на это недостаточно средств.

Кто на данный момент ваш основной конкурент? Есть ли вообще конкуренция в такого рода бизнесе?

Конечно, конкуренты есть: бизнеса без динамичной конкуренции не существует. Мы рассматриваем себя как часть глобального арт-бизнеса, поскольку современное искусство, не интегрированное в мировую систему, просто неразличимо и не представляет интереса. Мы видим своих конкурентов в первую очередь в Европе, в арабских странах. В России мы в числе лидеров – для этого достаточно взглянуть на наши контракты с художниками. Из работ наших авторов можно составить коллекцию для нескольких музеев современного искусства. Кроме того, мы активно работаем на вторичном рынке, занимаемся консалтингом в сфере искусства. Однако, лидерство необходимо удерживать. Мы стараемся делать каждую нашу выставку событием, выпускаем каталоги и продюсируем тексты о наших художниках, написанные лучшими авторами.



Image_02.jpg

Олег Ланг. Вторжение. Вид экспозиции. Галерея pop/off/art, Москва — Берлин. 2013.  Предоставлено галереей pop/off/art.


Что можете порекомендовать начинающим коллекционерам, с чего начать, на что обратить внимание?

Мне кажется, первый вопрос – самый важный. Все прочее не так существенно. Знаете, если бы не было коллекционеров, искусство было бы совсем не таким – без поддержки оно вянет, едва ли не исчезает. Оно не существует само по себе, в вакууме. Но мы говорим о настоящем искусстве, достойном, а его не так много. Важно понимать, что большая часть того, что предлагается на рынке, даже не может носить название искусства. Так что начинающему коллекционеру прежде всего стоит озаботиться основными критериями – как определить современное искусство, найти в его океане всякой дряни, выделить самое качественное. Это не так сложно, главное – не полагаться на собственный вкус, благо он далеко не всем присущ: можно загуглить, например, лучших современных художников, самые известные галереи. Рейтинги же не просто так составляют. Затем посмотреть музейные коллекции — имена в них будут, скорее всего, совпадать с рейтингами. Современные «Серовы» или «Малевичи» – кому как больше нравится – ходят среди нас. Также примите как данность, что практически все значимые художники работают с галереями. Странно искать востребованное искусство непосредственно в мастерских. Непризнанных будущих Ван Гогов вы там не сыщете, это ошибка думать, что можно открыть искусство лучше, актуальнее того, что уже открыто профессионалами. Все значимое искусство – на виду, оно должно проходить апробацию, утверждение на выставках, на крупных ярмарках, на международных событиях. И еще: не надо думать, что лучшее искусство – обязательно самое дорогое. Вы можете приобрести и недорогие тиражные работы самых известных авторов, если ищете именно их. Но можете найти и прекрасные вещи молодых, перспективных художников – в расчете на будущее. И это будет крупноформатная живопись ценой, например, в пару сотен тысяч рублей. Это в принципе минимум, с которым имеет смысл претендовать на покупку чего-то достойного.

Галерея открылась в 2004 году. Есть ли принципиальная разница в ведении галерейного бизнеса в условиях почти двадцатилетней давности и теперь? Как вы оцениваете интерес со стороны зрителей и коллекционеров тогда и сейчас?

Да, прошло почти 20 лет. А как искусствовед и дилер я занимаюсь современным искусством еще дольше, около 30 лет – я начал покупать картины и писать статьи еще учась в школе. Разница есть, и довольно значительная. За эти годы, собственно, и была создана инфраструктура современного искусства в России – оно стало известным, музейным, дорогостоящим. Цены в топовом сегменте поднялись до сотен тысяч и даже миллионов долларов за одну работу (это в первую очередь касается великих Булатова и Кабакова). Прошли десятки музейных выставок, стало очевидно, что лучшие российские авторы должны котироваться на уровне крупнейших мировых имен. Помимо музейных ретроспектив у наших художников появились каталоги, о них были написаны книги. Тогда, в начале нулевых, открыть галерею было проще и стоило недорого, сейчас это гораздо сложнее – просто потому что все основные авторы имеют контракты с галереями, нередко и с зарубежными. Любой новый человек должен понимать, что многое уже сделано. Но есть и куда развиваться. Рынок рос эти годы очень неравномерно, его подломил кризис 2008 года. Те, кто покупал искусство в кризис, весьма выиграли – таких цен давно нет. Сейчас ситуация вполне стабильная, рынок научился преодолевать локальные кризисы, коллекционеры привыкли ценить принадлежащие им работы. Оснований для паники даже в нынешних непростых условиях нет.


Image_03.jpg

Анна Афонина. Обещаешь, что никому не скажешь. 2022.  Предоставлено галереей pop/off/art.


Быстрое развитие технологий – важная веха нашего времени. Как современное искусство откликается на это? Какие технологии можно и нужно применять в условиях меняющегося времени? И чего не хватает?

Современное искусство не обязательно должно откликаться на изменение технологий. Технологии сами меняются быстрее, чем искусство. Технологии – это всего лишь медиум, технический носитель для изображения. Есть небольшое число художников, которые работают в этой зоне, экспериментируют – но ведь их и не бросаются приобретать сразу же. Допустим, важнейшие для инноваций современные авторы, такие как Егор Крафт или ::vtol: (Дмитрий Морозов — прим.ред.) – за их радикальной скульптурой не стоит очередей, во всяком случае пока. Я буду рад, если появятся коллекционеры, которые скажут: «Ищи для нас все самое новаторское, мы будем выбирать и покупать из этого», но с сожалением констатирую, что не вижу таких. Все предпочитают живопись и скульптуру. Меньше ценителей графики и объекта, но они тоже есть. Возьмите для примера фотографию и видео – работы в этих техниках очень мало покупают в России, хотя они достаточно привычны. И стоят не так дорого. NFT не в счет. Это нормально, искусство должно отличаться некоторой консервативностью. Художники не обязаны все время «задрав штаны, бежать за комсомолом». Куда важнее выработать собственную, узнаваемую образность.

Не секрет, что в сфере цифрового искусства, NFT, лежат большие деньги. Но, вопрос ценности такого искусства спорный. Какое у вас к нему отношение?

Я не вижу ущерба для искусства, которое вы называете «классическим» — давайте обозначим его, вслед за Пелевиным, «гипсом». Благодаря NFT-технологиям происходит, скорее, расширение, демократизация поля искусства. Действительно, любой визуальный мусор стало возможно превратить в товар, искусство такого рода теперь легче купить и продать. При условии, что это искусство. Если вы не способны отличить искусство от визуального мусора в реале, где гарантия, что вы обретете его в сети? Там еще проще ошибиться, не имея опыта. Не то чтобы я пытался отговаривать, лишь призываю к осторожности. Я сам, будучи коллекционером, NFT-работ не приобретал, хотя не исключаю этого в будущем. Просто надо учитывать, что это во многом маркетинговый продукт.

Теоретически, возможно ли в условиях галереи реализовать проекты, связанные с Nft? На ваш взгляд, насколько эта технология перспективна?

Почему нет? Мы стали первой галереей в Москве, показавшей NFT-видео на выставке в своем пространстве. Интересны работы, которые невозможно представить ни в какой другой технике, а только в виде NFT-файла. Мы демонстрировали таким образом новые видео Виталия Пушницкого и Ивана Плюща – будучи художниками, владеющими традиционными техниками, живописью, в первую очередь, они очень органичны в этих технологиях. Они понимают, чего хотят добиться и решают сложные задачи. Молодая художница, чья выставка сейчас идет в галерее pop/off/art – Аня Афонина – работает с digital технологиями в составе группы «Ворожея». Их проекты вполне востребованы.

Что вы можете посоветовать начинающим художникам? Как продвигаться, что делать, чтобы их заметили?

Это традиционный вопрос галеристу, но я предпочитаю не отвечать на него развернуто. Мы не рассматриваем портфолио молодых авторов, а узнаем о нужных нам сами – из выставок, из анализа премий и рейтингов. Сегодня нет рецепта, как достичь успеха начинающему художнику. Вы спросили про конкуренцию – так вот, среди художников в России или в Европе она очень велика. Но помножьте ее на сто – и вы получите конкурентную среду в Китае. Пробиться новому художнику сейчас крайне сложно. Могу лишь сказать, что владение мастерством никто не отменял, хотя оно не является приоритетом по отношению к концептуальной составляющей искусства. У художника должна очень ясно работать голова. Он должен четко понимать, что именно он делает, а главное – зачем.



Image_04.jpg

Андрис Эглитис. Искусственный свет. Вид экспозиции. Галерея pop/off/art. 2020.  Предоставлено галереей pop/off/art.


Где посоветуете учиться и набираться опыта тем, кто хочет открыть галерею? Какие шаги нужно предпринять?

Ох, прежде всего, я никому не советую открывать галерею. Для начала, если есть желание потратить деньги, приобретите ряд произведений искусства. Или откройте фонд для поддержки каких-либо инициатив в сфере искусства, пусть даже с мизерным бюджетом. Это все равно будет социально-оправданным. Открывать галерею надо только тогда, когда есть четкое понимание, как именно в этой среде можно заработать, не навредив репутации. Если у вас есть десятки покупателей, жаждущих тратить деньги на искусство, и доступ к первоклассным художникам без галерей – тогда можно пробовать открыть галерею. И дальше действовать по всем правилам жесткого, бескомпромиссного международного бизнеса, в тех запретительных условиях, которые возникли в последние месяцы. На самом деле, если вы мечтаете открыть галерею, то съездите для начала на 5-7 мировых ярмарок. Это поможет трезво оценить, насколько серьезен бизнес в сфере искусства, и убедиться в том, что нас там никто не ждет.

Поделиться