Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Сергей Филин : Не говорить, а делать
Текст: Любовь Топоркова Фото: Вероника Никулина

СЕРГЕЙ ФИЛИН В БАЛЕТНОМ МИРЕ – ЛЕГЕНДА. О СКРОМНОМ, НО БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНОМ ДЕТСТВЕ, О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, О ТАЛАНТАХ И О ТОМ, ПОЧЕМУ СЕЙЧАС НАСТАЛО ИДЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – В ЭТОМ НОМЕРЕ «СТОЛЬНИКА» ПРИГЛАШЕННЫЙ РЕДАКТОР ЛЮБОВЬ ТОПОРКОВА ПОГОВОРИЛА С СЕРГЕЕМ НЕ ТОЛЬКО О БАЛЕТЕ.


Image_00_690x900.jpg

Чем больше мы вкладываем в детей культуры, воспитания, интереса, чем больше они нам самим интересны, тем выше шансы вылепить из них то, о чем мы мечтаем

В Екатеринбурге вы довольно частый гость, потому что состоите в жюри детско-юношеского конкурса «Щелкунчик приглашает». Как начиналась эта история? Ведь до этого с детьми вы не работали.

Началось все в 2011 году, даже, наверное, в 2010-м. Я тогда руководил балетом Театра Станиславского и Немировича-Данченко, и в том числе работал на балетном конкурсе The International Dance Festival TANZOLYMP в Берлине. В очередной раз возвращаясь с фестиваля, случайно встретил в самолете директора вашего детского театра «Щелкунчик» Елену Давыдову. Она тоже привозила своих воспитанников в Берлин. У нее была идея создать в Екатеринбурге международный конкурс, весомый и яркий, и она предложила мне принять в этом участие. Помню, я тогда подумал – в небе не считается, а обещать – не значит жениться (смеется). Но мне очень понравилось то, что я увидел перед собой человека целеустремленного, настроенного на серьезную работу, что проект, о котором она говорила, очевидно, давно жил где-то глубоко в ее сердце. И я ответил – да. С тех пор и началась работа над созданием конкурса. Я очень этому рад, потому что это значимое событие для Екатеринбурга и других регионов.

Когда я попала на ваши репетиции, я поразилась тому, с каким обожанием на вас смотрели дети, как крутились вокруг вас стайкой, как вы старались ответить на все их вопросы, уделить внимание каждому. На такое отношение повлиял ваш собственный опыт?

Безусловно. Способность любить, чувствовать и дарить любовь закладывается в нас с детства, она передается с молоком матери, с ее любовью к ребенку. Моя мама меня очень любит и любила на протяжении всей моей жизни. И что самое важное, она меня воспитывала и вела по жизни женской мудростью, где-то даже хитростью, а не ремнем и требованием что-то делать. Мама умела мягко, но ненавязчиво направить меня туда, куда ей было нужно, удержать от какого-то действия, образно и ярко объяснить, чего не стоит делать в жизни. Именно она прививала мне любовь, доброту, и мне кажется, только благодаря этому я могу передать их теперь детям. Причем, если честно – я не настолько трепетно и внимательно отношусь к собственным сыновьям, о чем мне частенько напоминает жена: где-то лишний раз не поговорю, не узнаю что-то у них. Наверное, так происходит, потому что они мои.

А каким образом вы выстраиваете диалог со своими детьми – советуете, ограничиваете в чем-то?

Я стараюсь влиять на их выбор и мировоззрение не разговорами, а собственным примером. Своим поведением и поступками направляю их, стараюсь создавать такую ауру и атмосферу, чтобы у них складывалось нужное отношение к происходящему в данной ситуации. Конечно, у меня не всегда это получается, потому что они другие. Другие с самого своего рождения. И я отдаю себе в этом отчет даже не как отец, а как человек, который считывает и видит происходящие изменения в этих детях, в каждом новом поколении. Посмотрите, насколько эти изменения стремительны и неизбежны, примеров масса. Мой старший сын родился в 90-х, средний – в 2000-х, младший в 2010-х – и это три совершенно разных личности. В 90-х мы представить себе не могли, что ребенок, едва встав на ноги, может подойти и взять айфон, разблокировать его и начать что-то там смотреть, никто никогда не давал младшему телефон и не объяснял, что это такое и как им пользоваться, но этот ребенок сам во всем разобрался. Как это происходит, мы не можем объяснить!


Image_01.jpg

Ни одного ребенка сегодня заставить что-то делать невозможно! Нам только кажется, что можно, но нет!


Я был тем советским ребенком, который переключал каналы телевизора рукой, и не дай бог если ты что-то неправильно повернул – все начинало моргать, шипеть, да еще нужно было два раза ударить сверху по телевизору, и когда картинка возникала – это было счастье. Мы с нашими детьми отличаемся во всем. Современный информационный поток не имеет предела, причем я не говорю о его качестве сейчас, а о его количестве.

Мы действительно разные, в период нашего детства нас окружал мир книг. Но можем ли мы, взрослые, на ваш взгляд, влиять на уровень потребления информации нашими детьми? Как родители, мы ведь стараемся это делать в той или иной степени.

Нашим миром действительно были книги, живое общение, природа. Мы как никто ощущали природу. Вспомните, мы могли ходить в лес, и нам никто не запрещал этого, никто не боялся отпускать. Главное было возвращаться домой вовремя. Мы срезали ветки, зачищали их, делали из них поделки. Сами разжигали костры, я очень любил это делать. У нас не было такого количества игрушек, и мы проявляли огромную фантазию, чтобы сделать их самостоятельно. Например, если у кого-то появлялся какой-то красивый солдатик, о котором все мечтали, я находил разрушенный аккумулятор, доставал из него свинцовые детали и плавил их, затем брал глину, вминал в нее того самого красивого солдатика, чтобы сделать форму, и вливал этот свинец. И вот у меня в руках был новый солдатик. Все было настоящим, живым!

Вы детям своим рассказывали эти истории?

Я стараюсь что-то им рассказывать только тогда, когда меня спрашивают и когда это кому-то по-настоящему интересно. Если мы детям говорим: «Ой, тут такой классный фильм есть «Фантомас», посмотри». А дети смотрят и говорят: «Пап, ну ты че, что это такое». И так во всем. Но, тем не менее, если они сталкиваются с какой-то ситуацией (а мы делаем так, что они сталкиваются) в определенных обстоятельствах, интерес приходит и к ним. О чем я говорю: недавно нас приглашали на премьеру замечательного фильма «Пальма», и я не знаю, посмотрели бы они его дома, но на большом экране в кино – все воспринимается совершенно по-другому. И это очень важно: мы обязаны как можно больше предлагать детям увидеть, услышать. Может быть, не все будет понято, но они никогда этого не забудут. Или мы оказались в деревне и увидели там косу, газонокосилку или козу, вот тогда нужно рассказывать, объяснять, что это такое и зачем нужно. Но если они находятся в московской квартире со своими телефонами, мыслями и прочим, и тут я решил рассказать, как козу доить – да кому это нужно. Так что крайне необходимо стечение определенных обстоятельств в данное время и в данном месте.

То есть главный принцип воспитания — тайно вести и обеспечивать определенные ситуации? Но есть родители, которые считают, что иногда нужно заставлять ребенка совершать какое-то действие во имя его блага, потому что сам он еще не способен сделать правильный выбор.

С чем я сегодня сталкиваюсь: у меня трое сыновей, а я, кстати, очень хотел всегда дочку (смеется). Не знаю почему! Наверное, потому что нуждаюсь в большей нежности, а девочка – это такая ласка, которая всегда будет с тобой. Мальчишки… они вроде бы всегда сами по себе, самостоятельные. Это не исключает, конечно, что я не переживаю за них, но какую от них ласку можно получить? Нежность какую-то, наверное, да: может обнять, в глаза заглянуть – пап, папа, переведи мне денег. Девочка же совсем другое. Но это предисловие. Наша задача — собой и своим примером, поведением, отношением показывать то, какими бы ты хотел видеть своих детей в будущем. Очень советую понять всем взрослым, родителям – ни одного ребенка сегодня заставить что-то делать невозможно! Нам кажется, что можно, но нет! Его можно только заинтересовать, будь то вокал, хореография, математика, химия, спорт. И если вы заинтересовали – вы одержали самую большую свою победу. Пусть он и не справился с задачей, главное, он начал этим жить, и это тот результат, ради которого мы живем. А вот потом, после его вовлечения, заставить продолжать обучение возможно. Поэтому наша задача как членов общества, желающих получить то самое светлое будущее, воспитывать примером, помогать найти детям путь, предоставляя им выбор, учить их слушать и видеть. Как говорил Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ». Их взросление происходит мгновенно, мы даже не успеваем понять, как это происходит. Поэтому чем больше мы в них вкладываем культуры, воспитания, интереса, чем больше наши дети нам самим интересны, тем у нас больше шансов вылепить из них то, о чем мечтаем.

Любопытная мысль – влиять, казалось бы, не влияя…

В отношении детей да, но есть вещи, на которые нам невозможно повлиять. Например, нынешнее время: мы можем сколько угодно говорить о происходящем в мире, но не можем повлиять на процесс никак. Так случилось. Да, время непростое, в чем-то оно сложнее даже, чем нам кажется. И самое страшное в этом — для взрослых в большей степени, для детей в меньшей, – неизвестность. Мы почти ничего не боимся, а маленький ребенок вообще бесстрашный, а чего ему бояться – у него же нет никакого опыта. Взрослые боятся того, что знают: машина по ноге проехала – будет больно. Но мы боимся смерти, потому что понятия не имеем, что там будет после. Чтобы облегчить себе жизнь, сейчас наша задача, особенно как родителей, не разглагольствовать и не заниматься болтологией, а наконец-то начать действовать, и это идеальное время, когда каждый может сузить круг глупостей и ненужных дел, выбросить все лишнее и оставить самое необходимое – детей. Побыть подольше с ними и дать им возможность получить все, что мы должны им дать. Бесспорно, нынешнее время таит в себе неизвестность, но не надо уходить эту повестку с головой, жить только ей. Нужно заняться делом: у каждого из нас есть профессия, так работайте!

Тем более сейчас, с исчезновением большинства виртуальных сетей.

Хорошо ли, что стало меньше соцсетей? Да! Потому что мы можем вернуться к жизни настоящей, «живой». У каждого ребенка есть талант, нет детей бесталанных. Кто-то может талантливо хулиганить как Борис Ельцин, он был великим хулиганом, но к чему пришел в итоге? Просто нужно понять и развивать заложенный талант. И сейчас идеальное время дать детям возможность развить свои таланты. Как обычно начиналось каждое утро? Еще не дойдя до туалета, мы листали новостные ленты, кто и что там делал. Сейчас я вообще не знаю, у кого что происходит. Я потерял всех, живу собой и своими детьми, живу работой, и это здорово.

Вы являетесь другом компании «Кенгуру», возможно, в том числе и потому, что компания развивается, всегда уделяя большое внимание творчеству. Не просто продает одежду известных брендов, но подходит к процессу творчески. Какое место в вашей жизни занимает мода, уделяете ли вы особое внимание визуальному образу?

Я считаю, что мода – это часть большой культуры. Она очень заметно воспитывает вкус у ребенка, и когда он вырастает, то всегда передает его дальше. На мой взгляд, мода очень важна. Я родился в СССР, и у нас мало чего было, но даже тогда мне было понятно, как важно выглядеть хорошо. Мне хотелось, чтобы мои вещи не просто носились, но подходили, были удобны и комфортны. Хотелось привлекать внимание девочек. Не бывает в истории моды незначительных мелочей. Каждая деталь играет огромное значение, потому что есть люди, которые замечают все. И потом я считаю, что мода никак не связана с брендами, вообще. У молодежи, допустим, всегда своя мода. Им нравится то, чего я, например, никогда не смогу понять и объяснить, и им могут нравиться недорогие вещи. Но это их выбор! Он говорит о наличии у них чувства прекрасного, они все хотят выглядеть хорошо.


Image_02.jpg

Мы можем сколько угодно говорить обо всем и всех, но лучше всегда заниматься делом, а не разговорами, чтобы был виден результат!


Страшны в моде две вещи – привычка и безразличие. Привычка заставляет останавливаться в развитии, когда ты перестаешь обращать внимание на самого себя. Для взрослых, к слову, привычка вообще страшное явление. Для меня лично, когда вместо любви у двух людей остается лишь привычка – это смерти подобно. Страшно, когда мы привыкаем к детям, к тому, что они просто есть. Безразличие убивает в нас интерес к самим себе и окружающему. Дети часто говорят – мне все равно. И надо сделать так, чтобы этого не произошло. Просыпается ребенок, и он должен с самого утра понимать, что нужно пойти посмотреть на себя в зеркало, причесаться, умыться. Ему не должен быть безразличен он сам. Надо быть начеку, быть достойным примером. При этом мода — не самое главное в жизни, и она не должна становиться самоцелью. Без любой вещи можно спокойно прожить, но одежда тоже является частью нашей культуры, а культура – это воспитание. И если мы говорим о полноценном, гармоничном воспитании, то вы должны прививать ребенку чувство стиля и чувство меры (не так, как сейчас некоторые любят – чем больше лого, тем лучше).

Но вот чему мы точно не сможем их научить – это раздеваться не по ходу движения (смеется). Когда Сергей Филин-младший приходит из школы, я могу отследить его путь движения от коридора до детской – тут пиджак, тут галстук, тут рубашка, а вот и носки. А в детскую комнату без трактора вообще лучше не входить. Но это говорит о характере, не о воспитании.

А какие таланты вы видите в своих детях?

Все они поют. Средний, Саша, любит познавать все новое, хочет стать бизнесменом, он умеет работать с аудиторией, его приглашали вести вместе с Лерой Кудрявцевой «Новую волну». И мне принесло такое наслаждение наблюдать за ним в этот момент. Старший сын занимается программированием, тестирует современные игры, для меня это все категорически не понятно. Сейчас, конечно, переживает что и как дальше будет. А младший, на кого возлагалась последняя надежда, что он станет великим танцором, талантлив во всем. Нет только таланта учиться, но если нужно станцевать, спеть, обаять всех и каждого, пожалуйста — вы будете смотреть только на него. Мы живем для детей, и в наших силах помочь им стать гордостью страны, помочь сделать, в том числе и нам, будущее светлым.

Поделиться