Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Паша Омелёхин, руководитель "Дизайн-код Екатеринбурга": Что делает нас счастливее
Текст: Диана Кучина Фото: Архив героя

Руководитель и куратор команды «Дизайн-код Екатеринбурга» Паша Омелёхин — о том, как дизайн-код может изменить среду Екатеринбурга, на опыт каких стран можно опираться, и почему метро не решит все проблемы.


Image_00_690x900.jpg

Радует, что наши современные застройщики стали благоустраивать не только пространство внутри дворов, но и участки вокруг

О пользе для города

Я никогда не думал, что буду заниматься дизайном города Екатеринбурга и городской средой. Еще в 2015 году я вдохновился историей обновления схемы московского метро, а потом увидел, как Илья Бирман и Саша Караваев сделали новую схему для челябинских трамваев. И я подумал, почему бы не сделать хорошую схему для нашего метро. Написал Бирману и мы сделали с ним концепцию. Представьте, когда турист или гость города заходит в метро, он видит три линии и думает: «Как же мне пересесть на красную линию?» или «Поеду-ка на ВИЗ, искупаюсь!» Но оказывается, что линия всего лишь одна, а где-то внизу мелким шрифтом подписано, что эти “перспективные линии” — всего лишь чьи-то фантазии. 

В работе над новой схемой я понял, что улучшать свой город — это круто. Задач много, а польза для города и людей — огромная. Пассажиропоток в метро Екатеринбурга – сотня тысяч человек (по данным на 2018 год — 130 тыс. - прим. ред.). Если схема всего лишь изменится, всем этим людям станет чуть проще перемещаться в метрополитене. Охват работы невероятный! Тогда наш проект не закончился реализацией, но мы подняли дискуссию, например о том, что схема даже маленького метрополитена может быть красивой, информативной и полезной. Можно сделать информативные маркеры, указать, где находится центр города и достопримечательности, а на какой станции — железнодорожный вокзал. 


Image_01.jpg

Image_02.jpg

Image_03.jpg


Вторая и третья линия метро не помогут Екатеринбургу. Гораздо эффективнее и дешевле — улучшить работу наземного общественного транспорта, чтобы он ходил быстрее и без пробок. Покупать еще десять составов в наше метро — это слишком дорого и не факт, что окупится, к тому же, нужно еще прокопать целый город. Кроме того, спускаться под землю — это значит тратить дополнительное время, и это не всегда удобно маломобильным горожанам. Намного проще сделать выделенные полосы, пустить новые трамвайные линии. Посмотрите на трамвай в Гааге, который ездит то под землей, то над землей, при этом в городе обходятся без метро. Если помните, в 2017 году в Екатеринбурге хотели провести реформу общественного транспорта, пригласили специалиста из-за границы, он все исследовал, посчитал, выдал концепцию новой сети маршрутов, просчитал стоимость. В итоге проект отложили, а вот Москве его взяли и внедрили. И это очень изменило столицу. Теперь ты не стоишь часами в пробках и не пробираешься по извилинам, а добираешься по прямой за пять минут и, если нужно, пересаживаешься. 

Не надо быть Лондоном

После работы над новой схемой метро мне захотелось что-то еще сделать для города, к тому же у меня уже появились знания и опыт. Пользуясь тем, что тогдашний мэр города Евгений Ройзман проводил личные приемы, я пришел к нему с предложением развивать дизайн Екатеринбурга. Он отправил меня к главному художнику города Дмитрию Фогелю. Фогель-то и сказал мне, что в городе есть небольшая команда ребят, которая занимается этой темой и пригласил к ним на встречу. Тогда в команде “Дизайн-код Екатеринбурга” уже были Владислав Деревянных, Михаил Череда, Дмитрий Фатхиев-Долохов, Сергей Шашмурин, Алексей Быков, Мария Ермакова и Анатолий Иванов. И я к ним присоединился. На тот момент коллеги уже разработали фирменный шрифт Екатеринбурга, набор иконок, концепцию адресных табличек и навигацию. Я предложил свою помощь. Например, надо было срочно сделать навигационную стелу возле стадиона к Чемпионату мира по футболу. Я рисовал ее два месяца, сделал новую карту, теперь ее можно увидеть в Екатеринбурге — это уникальный объект, даже в Москве они менее информативны.

Вы спросите, а что вообще такое дизайн-код? Часто под ним понимают только правила размещения вывесок, но это лишь малая часть системы. Дизайн-код — стандартизация решений для оформления городов. Если мы сейчас пойдем гулять по Екатеринбургу, то увидим, как у нас все по-разному выглядит и зачастую не согласуется друг с другом. Почему у нас могли появиться обновленный парк Зеленая роща, реконструированная набережная на Горького, торговый центр “Пассаж” или жилой комплекс возле снесенного мукомольного завода?  Потому что город никак не стандартизирует любые постройки и дизайн-среду, всем дозволено делать все, что угодно. При этом каждый участок можно разбирать на отдельные детали. Что-то по отдельности смотрится красиво, но вместе — никак, и это вносит хаос в визуальную среду города. Можно обратиться к опыту Хельсинки, где регламентировано все вплоть до цветов фасадов и винтиков в малых архитектурных формах. У нас в Екатеринбурге тоже есть стандарты благоустройства, но они носят рекомендательный характер.


Image_05.jpg

Image_04.jpg


Где вам будет приятнее гулять — по разбитой улице в лужах или по такому городу, как, например, Мюнхен, где все ухожено, приятно и видно, что люди с любовью относятся к уличной среде? Радует, что наши современные застройщики стали благоустраивать не только пространство внутри дворов, но и участки вокруг. При этом остались ещё миллион участков, где царит полная разруха. Из-за этого город становится небезопасным и некомфортным, как бы ни хотелось нам этого не замечать. Не нужно становиться Лондоном, чтобы стать лучше. Маленькие города в Европе тоже приятные и хорошие

Город становится богаче

Дизайн-код влияет на эмоциональную составляющую нашей жизни, то есть делает нас счастливее. Если ты каждый день гуляешь по серой, грязной и раздолбанной улице, какое настроение у тебя будет? Приходится потом ездить в отпуск в Европу, чтобы получить порцию счастья на две недели. Но что мешает его испытывать каждый день в своём городе? Здесь нет никаких сложностей. 

Туристам захочется чаще приезжать в город, тратить здесь больше денег, то есть повышается турпоток, доходы в казну увеличиваются. Город становится богаче. Москва — город с капитализацией 4,3 трлн рублей, что Екатеринбургу и не снилось, при этом в столице понимают, что такое комфортная городская среда и регулярно создают разные пространства — парки, кафе, коворкинги, а у нас появилась одна аллея за много лет. Нам нужно делать все для того, чтобы Екатеринбург превратился в такой же глобальный город. Дело не только в дизайне, конечно, но это важная часть. 

Мы занимаемся улучшением городской среды и делаем это бесплатно. Все комментарии о том, сколько мы распилили на проектах — мимо нас, потому что ноль рублей сложно распилить. Скоро появится ряд еще более масштабных проектов от “Дизайн-кода”. 

Лучшее у нас

Радует, что в городе начали понимать, какие масштабные проекты будут привлекать интерес к Екатеринбургу. Например, РМК построили здание по проекту Нормана Фостера. Но у нас есть и другие компании, которые могут улучшать город. Отличный пример — парк и стадион, который построил бизнесмен Сергей Галицкий. Если раньше о городе никто особо ничего не говорил, то теперь все стремятся в Краснодар. Такие проекты стоит множить — вот настоящие памятники своей деятельности. Недавно появились новости о том, что у нас возле Дворца спорта могут разбить парк по проекту архитекторов, которые создавали концепт в Краснодаре. И это хорошая идея, именно такие проекты нужно делать в Екатеринбурге. Лучшее, что может случиться с городом, если снесут «Пассаж», здание на Малышева, 31а отреставрируют, а строительство «Золотого автовокзала» отменят.

Поделиться