Наталья Мотовилова – о недостатках современного образования и его влиянии на подрастающую личность.
Педагог, практикующий психолог
Отношение к системе российского образования в нашем обществе неоднозначно. Ведется множество споров среди специалистов, в том числе – по поводу введения единой образовательной программы, которая запускается с этого года. Заглянем в статистику. По рейтингу PIRLS, где оценивается уровень чтения и понимания среди дошкольников, Россия заняла 1-е место по итогам, например, 2016 года. По результатам учащихся средней школы Россия уже на 26–32-м месте. Согласно международному рейтингу образования Education Index, Россия находится на 33-м месте. По данным Роструда, только 27% россиян работают по профессии. Это говорит не только о неблагоприятной ситуации на рынке труда, но и о том, что выпускники не обладают нужным уровнем знаний и навыков, чтобы выбрать специальность по душе. И главное, это говорит о том, что мы не раскрываем таланты и уникальность наших детей, не реализовываем их потенциал, а растрачиваем. Результатом образования должен стать человек, получивший не только знания, умения и навыки, которые он сможет применить в своей профессиональной и личной жизни, но и обладающий духовно-нравственными ценностями, уникальностью и талантами, которым помогло раскрыться и развиться образование.
Также необходимо учитывать, что система российского образования всегда будет связана с воспитанием ребенка родителями. Как они воспитывали его, уделяли ли ему должное внимание, какие ценности вкладывали в ребенка с малых лет. И здесь важно, чтобы родители были образованными, и у них было достаточно свободного времени, чтобы находиться с ребенком, дарить ему свою любовь и заботу. Но экономическая модель общества устроена так, что не у каждого родители есть образование, не все могут себе позволить не ходить на работу и заниматься своим ребенком, водить на интересные ребенку кружки. Мы с малых лет отдаем малыша в сад, отрывая его от семьи, и он целый день находится не с семьей, и не с мамой. А это в первую очередь отсутствие безопасности для самого ребенка. И малыш с малых лет начинает ходить в строю, сидеть и не двигаться за партой, учиться быстро одеваться и прочее. Кто-то скажет, что это привитие дисциплины. Но дисциплина приходит через осознание самого процесса, а не за счет подавления личности. В школе – то же самое, только еще добавляются объемные домашние задания, как правило, требующие огромного количества времени и помощи родителей. Образование наше в основном направлено на запоминание текста, которое ребенок забудет уже через полгода. Да и многое из того, что он учит, не пригодится ему ни в жизни, ни в профессии. А разве в такой обстановке раскроется уникальность ребенка, его способности? Много ли у нас выпускников с талантами?
Я бы хотела выделить несколько аспектов из многих, требующих корректировки в подходе к обучению:
1. Излишняя бесполезная информация, которая детям никогда не пригодится. На сегодняшний день мы тратим на образование 13-16 лет. Если убрать ненужную теорию, то и срок учебы станет меньше.
С учетом введения единой образовательной программы учебники в течение пяти лет должны поменять, но каким образом это будет сделано? Добавят ли новые научные открытия? Уберут ли ненужную для учеников информацию? Уберут ли те теории, которые ученые уже опровергли? Например, до сих пор в учебниках есть теория Дарвина, хотя ученые ее уже давно опровергли. Зачем мы рассказываем детям, что произошли от обезьян, если это вовсе не так? Для чего? Чтобы они себя ассоциировали с обезьянами? Чувствуете разницу: человек произошел от обезьян или человек, в первую очередь, личность, это духовное существо, внутри которого есть частичка, благодаря которой создано все?
2. Теории много, при этом слабо развиваются практические умения и навыки. Упор делается на запоминание, а развитие логики, анализа, мышления, в том числе и критического мышления, умение находить причины и следствие отошло на задний план, не говоря уже о духовно-нравственном развитии личности.
3. Необходимо освободить учителей от непосильной нагрузки, которую на них возложили. Повысить им заработную плату. Иначе так и будут учителя выгорать. На сегодняшний день каждый год мы выпускаем профессионалов в it-сфере, но до в государственные образовательные учреждения почему-то не внедрена программа искусственного интеллекта, которая и формировала бы те же отчеты вместо педагогов. На сегодняшний день это реально осуществить.
Относительно того, что бы изменила в подходах к обучению школьников и студентов лично я. Для начала представьте, что в образовании используется искусственный интеллект, который создан на основе всех мировых теоретических знаний и практического опыта специалистов в сфере образования всех стран. За счет этого опыта искусственный интеллект легко и просто отсеет ненужную ученику информацию. С малых лет ребенка обучает искусственный интеллект, который мгновенно просчитает и подберет правильный индивидуальный подход в обучении, никогда не повысит голос на ученика, никогда не ошибется, не будет буллить его, он всегда будет в хорошем настроении и сможет заинтересовать ребенка процессом обучения. Такой учитель всегда будет видеть, какую тему ребенок усвоил хуже или лучше, и быстро скорректирует программу для ученика. А практическая часть, творчество, реализация каких-то проектов, научно-исследовательских, а также духовно-нравственное развитие проходится совместно с учениками и педагогами, на основе новейших технологий. Такое образование никогда не наскучит, это не будет каторгой для наших детей. Доступное качественное образование для всех.
Это даст огромные возможности для развития и самосовершенствования общества, в том числе духовно-нравственного, даст возможность воспитывать своих детей, не отрывая их с малых лет от матери. Это даст возможность реализовывать свои таланты, улучшать жизнь каждого человека и общества в целом. Когда есть комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне, тогда всегда есть желание учиться и развиваться.
Кроме того, бесплатное и качественное высшее образование должно быть доступно для всех и каждого, в том числе и для взрослого человека, желающего получить высшее образование, хоть второе, хоть третье. А не так, как происходит сейчас, когда бесплатное высшее образование вроде как доступно, но вот поступить в университет на бюджетной основе не так-то просто. Бесплатное качественное высшее образование должно быть доступно в прямом смысле этого слова.
Чем образованнее общество, тем выше уровень технологий и новых научных открытий, пользоваться которыми может каждый. Чем образованнее общество, тем выше культура и нравственность общества, уровень жизни каждого человека. Это будет непрерывный процесс развития и самосовершенствования общества.