Приглашенный редактор «Стольника» Иван Косьмин поговорил с генеральным директором Автономной некоммерческой организации «Управляющая компания туристско-рекреационными кластерами Свердловской области» Леонидом Гункевичем о перспективах развития бизнеса и туризма в Уральском регионе.
Леонид Леонидович, вы буквально на днях вернулись с Петербургского международного экономического форума, главная тема которого звучала так: «Новый мир – новые возможности». Насколько мы поняли, среди прочего обсуждались новые задачи российской экономики. Исходя из тезисов форума и личных наблюдений, скажите, какие перспективы развития появились у нашего региона в связи с мировой ситуацией?
Мне нравятся последние тезисы Евгения Куйвашева о том, что Екатеринбург – студенческая столица региона. Мы давно вынашиваем идею, в том числе в рамках «Деловой России», что наш город должен стать евразийским инжиниринговым центром. А для этого, конечно, должна быть развита торговля, технологии, логистика и образование. В Екатеринбурге много вузов, которые готовят отличных специалистов, и мы, действительно, можем этим гордиться и делать на это ставки. Огромное наше преимущество и в том, что город занимает уникальное географическое положение на стыке евразийских транспортных связей: развитая сеть автомобильных и железных дорог, современный аэропорт, мощная собственная экспортно ориентированная грузовая база. Соединив эти два фактора, мы можем создать инжиниринговое пространство, где живут люди, которые не только хорошо разбираются в технологиях, а создают и разрабатывают продукты международного уровня. Именно на технологичность нужно делать ставки.
Вы сейчас максимально заинтересованы в развитии туризма на Урале, реализуется крупный проект. Насколько сегодня развита эта отрасль, и почему ей нужно уделять как можно больше внимания?
До сих пор у людей есть заблуждение, что на Урале нет абсолютно никаких условий для туризма. Но это далеко не так! У нас много объектов, которые можно посещать, и мы активно развиваем новые направления. Мы запустили конкурс «Уральские каникулы», чтобы собрать инициативы по развитию туризма напрямую у жителей нашего региона и провести акселератор для работающих туристических проектов и тех, кто еще на стадии проработки идеи, а заодно рассказать общественности про уже действующие туристические объекты и маршруты. Уже на первом этапе мы собрали 250 идей, 74 из которых дошли до подачи заявок в акселератор и сейчас упаковываются участниками в проекты. Мы работаем с этими заявками: объясняем, как правильно искать зарубежные аналоги, как работать с поисковыми системами. Преподают лучшие эксперты страны, которых нам специально рекомендовали наши коллеги из Агентства стратегических инициатив.Уже сейчас на территории «Большого Урала» существует множество туристических маршрутов и объектов, которые могут быть интересны для посещения.
Свердловская область обладает высокими стартовыми инфраструктурными позициями и возможностями для развития в новых экономических условиях. А концентрироваться и мобилизовать все усилия и ресурсы необходимо в отрасли с высоким мультипликатором, такие как туризм. Чтобы вы поняли, о чем я говорю, приведу такой пример. Приезжает к нам в город турист и размещается, условно говоря, в отеле Hyatt. Отель построен из материалов, которые произведены в нашем регионе. Турист идет на завтрак, и ему дают яичницу, приготовленную из продукции Свердловской птицефабрики. Свердловская птицефабрика, в свою очередь, закупает комбикорм на Богдановическом комбикормовом заводе. Этот завод закупает сырье у уральских фермеров. Понимаете, какая выгодная абсолютно для всех отраслей цепочка получается?
Сейчас в экономике происходят структурные изменения, которые затронут все аспекты экономической системы и повлияют на быстрое развитие ключевых отраслей в целях обеспечения импортонезависимости и связанного с ней технологического и инфраструктурного роста и модернизации.
Говоря о туризме, кластер «Гора Белая» — это уникальный проект для Урала. Можно предположить, что для создания такого масштабного туристического проекта вы опирались на объекты, находящиеся либо в России, либо в зарубежных странах. Есть ли такие заповедники и парки, которые служат для вас источником вдохновения?
У нас есть три якоря: развитие межрегионального всесезонного эко-маршрута по реке Чусовая, развитие действующего горнолыжного курорта «Гора Белая» и, в середине территории, поселок-музей Висим и развитие тематических парков в нём. Везде, безусловно, есть прототипы. Курорт «Гора Белая» разрабатывали канадцы. Они берут гору, анализируют рельефы, розы ветров и так далее, и исходя из этого выявляют, какие есть природные возможности для построения трасс. «Гора Белая» – это практически двойник одного хорошего и очень популярного канадского курорта. Разрабатывая кластер «Большая Сысерть», мы тоже опирались на канадский пример подобного кластера, потому что Екатеринбург и Сысерть очень похожи на Монреаль и Квебек. Еще мы в этом проекте ориентируемся на Германию, где в каждом регионе очень скрупулезно выстраиваются маршруты: рассказывают о том, какие локации есть, что можно посмотреть, какую одежду с собой брать, каким будет уровень нагрузки. Что касается Чусовой, то там имеются все ресурсы для спокойных, неэкстремальных сплавов. Это такой релакс и медитация. Все наши направления мы хотим сделать максимально цивилизованными. Как ни парадоксально это звучит, чем точнее мы воздействуем на природу, тем больше мы ее сберегаем. Мы считаем, что цифровизация в туризме, создание туристических маршрутов, троп, инженерной инфраструктуры для парковки автомобилей – это очень классная история, которая не вредит природе, а, напротив, бережет ее. Зачем жечь костры где попало, когда есть специальные зоны? Зачем парковаться в неизвестном месте, если есть удобная парковка? В этом плане отличный пример — Австралия. Когда заезжаешь в дикие леса, а потом заходишь в здание, где есть туалет, душевые кабины, и все в белом кафеле.
А когда кластер «Гора Белая» окончательно станет таким, каким вы его задумали?
Организационно и технически мы все работы закончили. Перевели земельные участки в необходимую категорию земель для целей размещения туристских объектов, решили другие земельные вопросы. В настоящее время заканчиваем осуществление мероприятий по процедурам территориального планирования, а это очень долгий процесс. На данном этапе мы привлекаем к проекту всевозможные инвестиции, как от государства, так и от частных инвесторов. У нас порядка 26 договоров, люди готовы. С момента создания инженерных сетей требуется полтора года, чтобы их спроектировать и построить. Два года назад было принято решение о выделении денег от области, потом наступила пандемия, и деньги ушли на ликвидацию последствий ковида, социальные выплаты и так далее. В этом году мы вынуждены были переориентироваться на других инвесторов.
Но сейчас что-то уже реализуется? В экскурсионных, образовательных программах кластера что-то запущено?
Конечно, уже есть резиденты, есть разные проекты. Например, три года подряд существует неплохой проект «Висимские поляны», который пользуется успехом. Это недорогой отдых в палатках на берегу Висимо-Шайтанского пруда. Есть много туристов, которые постоянно туда ездят. У нас активно развился проект «АртРезиденция» в Черноисточинске на территории бывшего демидовского завода. Там сейчас постоянно какая-то активность, мастер-классы.
Вы являетесь руководителем общественной организации «Деловая Россия — Урал», общаетесь со многими бизнесменами. Какие настроения преобладают сегодня у предпринимателей? Как кризис сказался на бизнесе и людях?
Нужно понимать, что у нас качественный подбор людей, которые входят в сообщество. Мы не берем, кого попало, и очень часто отказываем во вступлении в организацию. Наши коллеги и исполком говорят: «Почему вы так ведете собеседование, как будто отговариваете?». Дело в том, что я хочу сформировать коллектив, в котором люди близки по ценностям и духу, и при этом являются лучшими в своем деле. Поэтому в нашей среде предприниматели в кризисе видят новые возможности. Когда нарушается стабильность, нормальный предприниматель понимает, что наступило его время, время действовать и искать какую-то нишу. Вот, например, в детстве все ведь ездили в переполненном автобусе? Влезаешь, всего перекорежило, но потом выходишь именно на той остановке, которая нужна. Почему? Во-первых, ты понимаешь, где тебе надо выйти. А во-вторых, тебя все время трясет, что помогает тебе просчитать продвижение к выходу. Так что надо, чтобы трясло, даже когда не трясет — иначе никуда не продвинешься. Наше сообщество на таких позициях.
Что бы хотели пожелать нашим читателям, бизнесменам и не только?
В советское время был отличный новогодний фильм, назывался «Чародеи». И там была такая фраза: «Слушай, а что нужно для того, чтобы пройти сквозь стену?» Ответ: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий». В этом суть нормальной человеческой жизни, этого я всем и желаю.