Художница Саша Фролова – об образе Танатоса в сказах Бажова, восприятии паблик-арта, силе искусства и красоты.
Надувные скульптуры и костюмы из латекса Саши Фроловой известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Саша одна из немногих российских художниц, скульпторов и перформеров, чьи работы пользуются популярностью по всему миру. Саша работала с Жаном-Полем Готье, участвовала в перформансах в Les Jardins D’Etretat в Нормандии, на торжественном ужине после кутюрного показа Dolce & Gabbana Alta Sartoria в Италии, в Версальском бале-маскараде и Венецианском карнавале, а сейчас готовит выставки в Берлине, Италии и США.
Этим летом Саша Фролова прилетела в Екатеринбург как участница паблик-арт-программы «ЧО» и создала первую работу на Урале – аллюзию на «Каменный цветок» Павла Бажова на Тальковом камне. И даже на заброшенном карьере Саша устроила удивительный перформанс в сопровождении уральской оперной певицы Елены Бирюзовой.
Кураторы говорят, что творчество художницы отличает эпикурейская чувственность и эксцентричность. Но мы добавим, что в своем образе Саша Фролова кажется инопланетянкой, которая прилетела к нам из будущего, чтобы не только, как визионер, рассказать о том, что нас ждет. Но и напомнить о главном и вечном – силе творца, красоты и искусства.
О сложностях восприятия искусства паблик-арта
Современное искусство переживает всплеск, во многом благодаря цифровизации культуры, смешению реального и виртуального пространств, в которые мы по очереди ныряем. С одной стороны, меня радует, что стало больше паблик-арт-фестивалей, но с другой, несмотря на то, что абстрактное искусство зародилось в России, мы не умеем его «читать», воспринимать. Зрителю нужно объяснять и популяризировать искусство. Тогда люди не будут отрицать его, а попытаются понять, заинтересоваться им.
Мои объекты надувные, хрупкие и безобидные.
Они вызывают у людей любопытство и побуждают к размышлениям: зачем это создали, почему разместили именно здесь, как это сделали? И это хороший инструмент для сближения с аудиторией. Но также я вижу, что и у зрителя есть запрос на то, чтобы искусства вокруг было больше. И не только в музеях и галереях, а в формате неожиданных интервенций в городскую среду и нашу реальную жизнь. Благодаря паблик-арту мы находим новые интерпретации для мест, пространств, зданий.
О новом прочтении бажовских сказов
Паблик-арт-художники нам показывают давно знакомые и любимые районы, город с новых ракурсов, и превращают их в новые точки притяжения. Так получилось с моей работой «Цветок жизни» в рамках паблик-арт-программы «ЧО» на Тальковом камне. Что это за место? С одной стороны, это озеро искусственного происхождения, потому что создано руками человека, с другой, – это часть природы. И благодаря проекту, мы обратили на него еще большее внимание, дали новое прочтение бажовским сказам и феномену Бажова, которым стал для Урала и для русской культуры в целом писатель.
Я очень люблю сказочные сюжеты, потому что они являются частью нашего бессознательного и вызывают множество ассоциаций. Интересно было узнать, как и на чем строится образ хозяйки Медной горы, который часто связывают с образом земли, а в некоторых интерпретациях – образом Венеры. И она, конечно, неоднозначный персонаж. Вроде бы привлекательная, но отсылающая к смерти, связанная с Танатосом, подземным миром и его сокровищами – минералами и камнями. Мне кажется, она символизирует силу природы, которая оживляет неживое и именно об этом мой объект – о красоте как энергии творения, оживляющей материю. И в этом заключается сила искусства – творцу необходимы энергия красоты и талант, чтобы сделать свой шедевр вечно живым.
Сила художника
Объекты искусства становятся каналами, через которые мы получаем энергию красоты. Она воздействует на человека и меняет его в лучшую сторону. Когда мы смотрим на что-то красивое, мы соединяемся с небом, вечностью. А еще красота возвышает и делает нас самих красивее и лучше внутри. Для художника, для Творца, это бесконечный процесс поиска и роста, как поиск философского камня.
О позитивном образе художника
В наше время стало модно добиваться популярности через использование агрессивных образов. Ими переполнена массовая культура. А позитивные образы считаются детскими, наивными, неглубокими, будто бы искусство не должно приносить радость и развлекать. Я так не считаю. То, куда направлено наше внимание – туда течет энергия и именно это материализуется. Да, о проблемах нужно говорить, но решать другим путем. Направляя наше внимание на положительные эмоции и красоту, мы незаметным образом меняем нашу реальность. Добавлять в мир красоты, чтобы его не поглотила агрессия и негатив, – это тоже миссия искусства.
Искусство становится инструментом, помогающим решать проблемы и дарить радость в моменте. Потому что красота спасет мир.