Дарья Гоц, владелица сети салонов GROOM, академии груминга и собственного бренда косметики для домашних животных -- о том, почему именно сегодня появилась возможность для реактивного роста любого бизнеса.
Ваш проект не так давно получил статус инвестиционного. Расскажите об этом подробнее. Что он собой представляет?
За каждой историей успеха стоит труд. Труд и череда каких-то неудач, моральных и финансовых затрат. И еще многое, о чем мы не привыкли говорить. Мы показываем только вершину айсберга, куда нам удалось добраться. Но сколько раз нам приходилось падать и вставать, чтобы оказаться там, всегда остается тайной. Как будто и не было этого сложного пути.
Наша история тоже связана с неким вызовом. Вызовом настоящего времени в связи с экономической и политической ситуацией. Первый шаг к созданию собственного производства мы сделали в пандемию, когда в одночасье стали нарушаться логистические цепочки, появляться перебои с поставкой основного сырья, на котором работают грумеры и груминг-салоны. В тот момент мы уже поняли, что это очень уязвимая часть нашей работы, и если вдруг не окажется необходимого сырья, то и качественно свою работу мы делать не сможем. Поэтому мы запустили контрактное производство в России. Это оказалось возможным благодаря тому, что государство начало выдавать субсидированные кредиты для развития дела. Мы разработали большое количество тестовых образцов и разослали их грумерам. Они остались очень довольны той косметикой, которую нам удалось создать совместно с контрактным производством.
Так мы начали свою производственную практику, но сперва она не была идеальной: каждая партия отличалась от предыдущей, были моменты, когда портилась вся партия, и нам приходилось просто выбрасывать косметику, теряя, соответственно, деньги. В определенный момент в голове постоянно начала крутиться мысль, что на самом деле мы не знаем, что находится внутри того или иного бутылька, и пока сами не начнем производить и контролировать каждый шаг, то никогда не будем уверены ни в одном из производителей.
Второй шаг вообще пришелся на начало СВО. За два дня у нас скупили всю косметику со склада, и мы поняли, что опять повторяется история со срывом логистики, с рынка начали уходить привычные бренды. А ведь на 95% они были импортными. У нас на тот момент действовало около 80 салонов. Мы не могли так рисковать всей сетью. И я решилась написать письмо в министерство инвестиций, министерство науки и промышленности. Как ни странно, нас пригласили на встречу с министром науки и промышленности Сергеем Валентиновичем Пересторониным. Я шла на эту встречу с таким замиранием сердца, с мыслью – лишь бы он не предложил строить свое производство. Меня очень пугала эта история: «Даша, где ты с собачками и стрижками и где производство?». Но Сергей Валентинович именно это нам и сказал. Он обещал помочь теми ресурсами, которые были тогда доступны. Мы пришли в технопарк «Университетский» Свердловской области, куда нас направили, подали заявку, прошли экспертный совет и стали резидентом технопарка. Там нам выделили площади, где сейчас располагается опытное производство и офис. С УрФУ заключили соглашение о некоммерческом сотрудничестве, они будут помогать с ОТК, а мы – брать студентов на стажировку и готовить будущих косметологов и сотрудников косметологических производственных отраслей.
Только сейчас, в 2023 году, мы поняли, что готовы запускать проект. В марте GROOM выиграл национальную бизнес-премию «Бизнес-успех» в федеральном этапе в Москве. Это была для нас большая победа, принесшая серьезную государственную премию. Так как я в производстве ничего не понимала, мы нашли компаньона-технолога, с которым создаем новое, красивое и правильное опытное производство. Оно рассчитано на небольшой объем, его пропускная способность всего 16 тонн в месяц. Но этого более чем достаточно, чтобы обкатать все процессы. Начиная с июля мы создаем продукты своей мечты. Линейка из 7 средств в данный момент проходит клиническое испытание. Первого декабря у нас откроется старт продаж.
Вы согласны с тем, что трио бизнес-общество-власть сегодня является лучшим инструментом для эффективного бизнеса?
Бизнес, общество и власть вместе – это большая сила. Власть имеет очень весомые рычаги, и когда она поддерживает бизнес, наступает реактивное развитие экономики. А когда общество видит эту эффективную связку, направленную на улучшение его жизни, то оно тоже готово вкладываться. Получается, то, что делает бизнес, – а он создает новый мир, – нужно всем. Надеюсь, глядя на наш проект, многие предприниматели, которые боятся или сомневаются, вдохновятся и поймут, что взаимодействие между этими тремя структурами возможно, и это круто! Просто нужно наладить конструктивный диалог. За этим будущее. И сейчас мы хотим показать миллионам людей, что это возможно.
Тогда, на встрече с министром, я поняла, что просто построить какое-то производство – это не так интересно. Интересно из этого сделать масштабную, медийную историю, которая будет вдохновлять и развивать культуру содержания животных, и популяризировать наш бренд. Поэтому родилась идея создать не просто производство, а производственный зооцентр, открытый для общества, при поддержке власти и коллективного финансирования. Новый производственный зооцентр предполагает открытую зону для посетителей, производственную площадку с цехом для варки средств, склад готовой продукции, зону подготовки, помещения для персонала с офисом и лабораторией. А рядом появится здание питомника. Мы полагаем, что наш проект будет пользоваться огромным спросом, так как красивых собак с красивой шерстью практически никогда не встретишь на улице. А здесь появится специально оборудованный выгул с тренажерами, где собаки будут не просто гулять, а развиваться. Но сейчас этот проект оценивается в 240 миллионов, поэтому встал вопрос, где брать деньги. Были разговоры с частными инвесторами, но к соглашению они не привели. Когда у тебя один инвестор, ты по сути зависишь от его настроения. После победы в «Бизнес успехе» на нас вышла инвестиционная площадка «Биз МОЛЛ», у которой есть лицензия Центрального банка России. Они могут оказать помощь как раз в сборе инвестиций от населения. Мы зарегистрировали акционерное общество, и инвестирование будет осуществляться через продажу привилегированных акций, на эти деньги мы уже будем заказывать проект, строить и запускать производственный зооцентр. Это проект, где при правильном взаимодействии бизнеса, общества и власти вырастает новая инфраструктура, формируется культура содержания домашних питомцев и формируется новое общество людей.
Это планы на будущее, а что представляет собой бренд Groom сегодня?
Если говорить в целом, Groom – экосистема замкнутого производства. На сегодняшний день в сети насчитывается 109 салонов. Это крупнейшая груминг-сеть не только в России, но и в Европе. Пять академий груминга, собственный колл-центр, франчайзинг, собственная энциклопедия груминга, хранящаяся в Российской государственной библиотеке. Рост нашей выручки в этом году составил 75% по отношению к 2022 году. Уже запущено опытное производство. Мы идем по пути экосистемы замкнутого цикла для того, чтобы не зависеть от внешних поставщиков и партнеров и обеспечивать себе продуктовый суверенитет. К 2033 году планируем открыть 4000 груминг-салонов в 40 странах мира.
Мы оказываем основные груминг-услуги, делаем стрижки собак и кошек. Обучаем желающих нашей профессии. Полностью обслуживаем себя как управляющая компания, которая руководит всей сетью. И развиваем культуру содержания домашних питомцев. На нашем производстве будет выпускаться основная базовая линейка продуктов, состоящая из семи наименований различной фасовки и предназначенная для глубокого очищения, увлажнения, поддержки защитного барьера кожи питомцев, их питания и роста шерсти. Следующим этапом совместно с учеными Донского Государственного Университета мы разрабатываем косметические средства для запуска анагена, то есть роста волоса у собак при алопеции Х.
Что стало настоящим открытием для вас в последнее время?
Последние три года для меня стали временем реактивного роста благодаря сложным вызовам. Мы думали, как повлиять на то, на что мы можем повлиять, и приспособиться к тому, на что повлиять не можем. На самом деле из-за замирания некоторых предпринимателей у нас стали появляться прибыльные интересные проекты, растет число партнеров. Сейчас освобождается много свободных интересных ниш, и нас это очень вдохновляет. Появляются новые направления. Например, недавно открылась студия заточки, выпущена собственная энциклопедия. Начинается импорт из Китая высококачественных инструментов для груминга (раньше мы работали с немецким поставщиком). Мы посещаем разные страны, смотрим, как работают там. Рынок пуст, и мы можем действовать и создавать будущее таким, каким мы его видим. Нам не нужно повторять ни за кем, не нужно заниматься плагиатом, мы просто живем в каком-то моменте и понимаем, что перед нами открыты все возможности, нужно их просто увидеть. Как говорят – дорогу осилит идущий.