Автогонщик Алексей Шмотьев рассказал «Стольнику» о своих победах и поражениях, а также о том, какие качества больше всего ценит в людях.
Были ли в вашей жизни моменты, когда приходилось начинать все сначала? Как вы думаете, почему так произошло?
В жизни и в бизнесе, наверное, такого никогда не было. Но на гонках действительно случались моменты, когда приходилось начинать сначала. Один раз такое произошло на международной гонке «Шелковый путь». Я неплохо ехал, занимал четвертую позицию. Всего гонщиков было двенадцать. И в один из дней гонки, а она проходит в несколько этапов, у меня сломались практически все приводы. Пришлось останавливаться и чинить машину в пустыне. Своими силами мне удалось отремонтировать один привод, мы поехали, но потом он снова сломался. До финиша, километров сто, ехали на одном рабочем колесе, постоянно останавливались и поливали водой пыльник, чтобы привод не нагревался. Соответственно, «слетели» в самый конец таблицы, финишировали двенадцатыми. Но по ходу гонки нам все-таки удалось наверстать упущенное, и в итоге мы пришли третьими. В целом, все закончилось хорошо. Почему так случилось? От недостатка опыта, каких-то теоретических знаний, которые помогли бы мне ехать более аккуратно и не «убить» машину.
А что означает для вас победа, и какой опыт дает вам поражение? Что вы цените больше?
Конечно, как и любому другому человеку, в плане эмоций победа мне нравится больше. Но без проигрышей не ощутить в полной мере вкус выигрыша. Бывает всякое, и поэтому я не скажу, что без поражений нет побед. У меня не было такого, что я проиграл, а потом выиграл гонку и радовался этому. Все шло планомерно. Моя гоночная карьера сложилась так, что я в первый же год участия в чемпионате России стал чемпионом. А вот в 2020-м году занял в этом же состязании второе место. Было обидно, но друзья мне сказали, что расстраиваться из-за второго места может только тот, кто занимал когда-то первое. Это правда. И теперь я на сто процентов уверен, что без проигрышей ощутить вкус победы не получится никак.
Изменилось ли со временем ваше мнение о том, кого можно называть профессионалом в спорте?
Я бы не сказал, что оно изменилось. Когда сталкиваешься с какими-то сферами жизни, то осознаешь, что успехов достигают «мощные» ребята, которые все свои силы вкладывают в реализацию поставленных целей. Может, я стал ближе к спорту, и стало понятнее, кого можно назвать профессионалом, а кого — нет. И про гонщиков, которые участвовали и побеждали в «Дакаре», могу сказать, что это просто железные люди. Проехать такое расстояние здоровым и при этом еще и сберечь машину — такое требует колоссального опыта, профессионализма и, можно сказать, таланта.
Как вы считаете, человек ищет себя в любом возрасте, или есть какая-то точка предела познания себя?
Для начала нужно понять, что такое — искать себя. Каким только спортом я ни занимался в жизни. Перепробовал все от хоккея и волейбола до дзюдо и большого тенниса. Не всегда, конечно, профессионально. Это было что-то вроде увлечения, хобби. И мне нравилось открывать что-то новое, учиться чему-то. И да, я думаю, что важно находиться в постоянном поиске нового. Если мы говорим об этом, то, конечно, «тормозить» нельзя. Я вообще не знаю ни одного человека, который бы остановился на чем-то одном — будь то бизнес или, например, плавание, — и был бы успешен. Наверное, на достигнутом останавливаются только ленивые, но я, если честно, таких людей не понимаю.
Какие качества вы больше всего цените в людях?
Это ум, чувство юмора. Очень ценю честность и преданность. Мне попадались разные люди, случались обманы и предательства. Ценить преданность начинаешь с возрастом.
Вы сами мотивируете себя на какие-то свершения, или вас кто-то мотивирует?
Конечно, в первую очередь, я сам мотивирую себя, но большую роль в этом играют близкие, дорогие мне люди. Это могут быть друзья, дети, родители, любимый человек. И вот когда еще и они тебя вдохновляют, всегда все получается очень круто.
Какую роль в вашей жизни играет адреналин?
Вы сейчас спросили, и я задумался, почему же мне нравится автоспорт. Наверное, все-таки из-за положительных эмоций. Конечно, адреналин имеет место, особенно когда стартуешь, когда тебя кто-то обгоняет. Но в автоспорте это серьезная помеха и угроза. Под действием этого гормона ты теряешь сдержанность и хладнокровие: увидел, что впереди соперник, почувствовал выброс адреналина, и вот уже несешься вперед, как мы говорим, «на все деньги». Так нельзя себя вести, это не путь к победе. Когда начинаешь «безобразничать», можешь сам сойти с дистанции и никого не обогнать. Нужно сохранять спокойствие и помнить, что если ты догнал соперника, значит, ты уже быстрее него. Поэтому мне важнее не чувствовать вот этот прилив адреналина, а наслаждаться эмоциями, которые дает процесс. Так у меня было всегда, во всех видах спорта, которыми я занимался.
А какие моменты гонок самые напряженные?
Для меня всегда особенно волнительны десять минут перед стартом. Тот момент, когда ты уже в машине, пристегнут, полностью экипирован и видишь стартовый флаг и конкурентов. В такие моменты я переживаю, места себе не нахожу и иногда даже снимаю шлем, потому что воздуха начинает не хватать. Но, как только пересекаю стартовую линию, все заканчивается, я полностью погружаюсь в гонку. Также волнительно, когда соперник догоняет, либо когда я сам кого-то догоняю. Часто бывает так, что после обгона представляешь себя уже на пьедестале с самым большим кубком. Но делать этого категорически нельзя. Наоборот, я себя всегда ругаю, пока не пересеку финишную черту. А еще напряженный момент — это, конечно, ожидание результатов. Мы всегда знаем свое время, но не знаем времени соперников. Также нам могут добавить штрафные минуты. И вот мы всегда сидим и очень волнуемся перед оглашением результатов, обработка которых может длиться несколько часов.
Можете ли вы сказать, что всегда и все держите под контролем? Нужен ли вообще тотальный контроль в жизни?
Тотальный, считаю, не нужен. Когда ты начинаешь в каком-то одном аспекте жизни углубляться в суть вопроса, то начинаешь терять общую картину того, что происходит вокруг. Этому меня когда-то научил отец в наших задушевных беседах. Теперь, в любом деле, я стараюсь найти команду, в которой будут профессионалы в каждой области. Если мы говорим об автоспорте, то у меня должен быть хороший механик, хороший менеджер, который организует поездки, хороший пиар-агент. Необязательно полностью погружаться в работу специалистов и отслеживать каждый их шаг. Нужно доверять, в меру контролировать, но не закручивать гайки. На мой взгляд, таким образом можно достичь успеха в разных сферах.