Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
В диалоге с чувствами
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Личный архив

Люди ежедневно испытывают целый спектр разных эмоций, но не все умеют управлять ими. Сказывается ли это на карьере? Эксперт по карьерному благополучию, HR стратег, основатель HR-DIVING Надежда Селиванова рассказала о том, для чего нужен эмоциональный интеллект, и как его наличие влияет на качество жизни и бизнес.



Image_00_690x900.jpg

Верьте своим эмоциям, ведь они точно — за вас

Эмоция – это наша реакция на что-то происходящее, а эмоциональный интеллект — способность человека распознавать свои и чужие эмоции, а также управлять ими, использовать их для решения разных проблем и задач. Существуют разные этапы развития эмоционального интеллекта:

- первый – самосознание: умение четко определять свои эмоции, знать, уметь их интерпретировать;

- второй – самоконтроль: научиться управлять ими;

- третий– эмпатия: способность распознавать эмоции других людей;

- четвертый – управление отношениями: умение взаимодействовать с другими людьми.

Согласно результатам исследований было замечено, что на успех в жизни и бизнесе влияют не только умственные способности. Зачастую успешными людьми становятся те, кто способен выстраивать теплые долгосрочные отношения. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, эмоциональный интеллект внесен в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году.

Мы рождаемся эмоционально открытыми, но жизнь вносит свои коррективы. Ключевые настройки эмоционального интеллекта происходят в значимые для нас этапы жизни. До 6 лет мы форматируем свои эмоции, и главный ориентир – это семья: если кто-то из родителей не принимает какие-то наши эмоции, то мы автоматически ставим на них блок. Блокируем, чтобы «выжить», чтобы получить любовь. Потом наступает подростковый период, когда нам важно быть уникальным и быть «своим» уже не для семьи, а для значимого нам окружения. Мы начинаем форматировать, запрещать себе проявлять и чувствовать свои эмоции, чтобы важное для нас общество нас принимало. В этот период жизни принимаются очень важные решения о том, чтобы быть кем-то, и далеко не всегда — собой. Следующий этап – когда мы становимся «маленькими взрослыми» и впервые начинаем жить самостоятельно, независимо от родителей. В этот момент мы опять принимаем очередное главное правило жизни в отношении себя самого — каким нам важно быть. В результате во взрослую жизнь мы входим уже с внутренними правилами — как жить «правильно» и каким «правильным» быть для других. И таким образом разучиваемся понимать свои собственные эмоции. Забываем, что чувствовать – значит быть живым.

Все мы – обладатели нескольких источников информации: мышление, эмоции и тело (физические ощущения). Соответственно, чем лучше человек осознает и понимает свои эмоции, тем больше у него информации для принятия решений. Внутренняя мудрость, интуиция, чудо-ребенок внутри нас – всё это про умение быть в диалоге со своими чувствами, а значит, в диалоге с собой.

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Будь моя воля, это был бы обязательный предмет еще в школе. Одна история меня в свое время очень впечатлила:

Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:

"Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

- как ученые инженеры строят газовые камеры;

- как квалифицированные врачи отравляют детей;

- как обученные медсёстры убивают младенцев;

- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...

Поэтому я не доверяю образованности.

Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.

Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более человечными".

С чего начать? С развития навыка наблюдать и осознавать свои эмоции, задавая себе вопрос: что я сейчас чувствую? Можно даже вести дневник эмоций. Записывайте наблюдения в свободной форме: факт (это может быть событие или человек) – какие мысли в этот момент возникли, какие физические ощущения и какие эмоции. И затем самоанализ – а как это всё помогает мне сейчас?

Есть две стратегии использования эмоций для решения задач. Первая — осознать свое текущее эмоциональное состояние и использовать энергию для решения только тех задач, которые лучше всего выполнять в возникших эмоциях. Вторая — сознательно переводить себя из состояния в состояние в зависимости от задач, которые необходимо выполнить

Затем можно попробовать развивать навык эмпатии – а что происходит с другим человеком? Что он чувствует? Эмпатия, безусловно, один из самых выгодных навыков сегодняшнего руководителя, лидера, для которого настрой и вовлеченность команды не просто фраза, а рабочая и первостепенная задача. Как чувствует себя каждый член твоей команды, насколько он готов создавать тот результат, который важен тебе как руководителю, как собственнику бизнеса? На сегодняшний день кадровый голод достиг максимальных масштабов, сложно найти нужных сотрудников, а сформировать и удержать команду – еще сложнее. Эмпатия, человекоцентричность – это мостик к выстраиванию взаимоотношений с подчиненными, с коллегами, с клиентами и, в целом, к выстраиванию успешного бизнеса.

Уже давно доказан тот факт, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта более успешны в отношениях и в карьере. Развивайте свое умение быть живым. Живите полно и эмоционально богато. Верьте своим эмоциям, ведь они точно — за вас. И время от времени спрашивайте себя: «Как я проживаю свою жизнь? Всё ли меня сегодня в ней устраивает? Что я хочу изменить в себе, чтобы стать лучше?».

Поделиться