Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Сергей Колчин, архитектор: Думать и создавать
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Эдуард Довганов

Анализ и исследование глубинных процессов архитектурного искусства лежат в основе работы архитектора Сергея Колчина. Наш разговор — об историческом наследии, мировой и отечественной архитектуре, а также о трендах.



Image_00_690x900.jpg

 

Мне, кстати, сложно понять, почему в России не используют потенциал строительства знаковых объектов в небольших городах

Существует такое понятие как архитектурный код города. Что можно об этом сказать применительно к Екатеринбургу? 

Это большая тема. В какой-то момент я заметил, что все связанное с российским архитектурным кодом, стало более-менее унифицированным. Мы прошли несколько этапов унификации. Самый главный – этап типового строительства. Затем период авторской, но одинаковой архитектуры рубежа тысячелетия, который длится по сей день, она похожа на азиатский постмодернизм. То, что я описал, происходило во всех городах, но с сохранением культурных особенностей местности. В Екатеринбурге я во второй раз, и пока не успел хорошо ознакомиться с городом. Но уже увидел, что у вас много конструктивистских памятников и характерный, отчасти азиатский хаос.


Image_02.jpg


Памятники конструктивизма все чаще исчезают с улиц города. Считаете ли вы, что в России не слишком-то бережно относятся к историческому наследию?

Наоборот. Мне кажется, что тенденции последних лет диктуют сохранять исторические наследие. Например, здания 1960-1970-х годов, многие из которых были построены по авторским проектам. Они невероятно качественные, с очень правильным посылом, они служат примером старой архитектурной школы. Я думаю, это очень круто. Мне кажется, что мы как раз пришли к моменту, когда разрушения должны сойти на нет.

А если говорить о России в целом?

Я вижу много энтузиазма в плане сохранения или переделки зданий. Создание новой среды с сохранением старого – это и есть цивилизованный подход. Давайте мы не будем разрушать, и строить повсюду эти пакетообразные здания. Я за то, чтобы сохранять идентичность и давать ей новый, свежий вид.

На уровне государства эта тенденция не поддерживается?

Не соглашусь с вами, потому что государство все-таки заинтересованно в том, чтобы выходить на новый уровень цивилизованности. Как это делать? Большой вопрос. Но очевидно, что ответ не в том, чтобы все сломать и построить новое керамогранитное. Такой результат мало кому понравится. Я разговаривал с людьми из регионов, представителями правительства. Они тоже заинтересованы в том, чтобы современно подходить к архитектуре города и сохранять его идентичность.



Image_03.jpg


Как вы считаете, на каком уровне находится сегодня российская архитектура, отстает ли она от мировой?

И архитектура, и дизайн беспросветно отстают. Я был на Голландской неделе дизайна в Эйндховене и увидел принципиально другой подход. Там люди рефлексируют на тему самых передовых практик, которые есть в дизайне. Например, они думают не об удобстве дверной ручки, а о том, какая дизайн-практика сможет повлиять на устройство социума. То, что происходит в России, весьма далеко от этого.

А как нам их нагнать? Что мешает выйти на тот же уровень? 

Я думаю, что нельзя говорить о том, что мы вообще стремимся в какую-то сторону и с кем-то конкурируем. Просто там база — на одних парадигмах, а у нас на других. В России проводником общественных изменений является бизнес. И все, что у нас строится – это исключительно бизнес-подход. И это не так уж плохо. В той же Москве мы видим очень позитивные изменения. ЖК, которые строят сейчас, в разы превосходят те, что строили раньше. Это качественные здания и классная среда. Такой прорыв случился, потому что люди не готовы покупать просто квадратные метры, они хотят жить в комфортной среде, а рынок отвечает этим запросам. Но эти дома – точно не попытка как-то повлиять на общество через архитектуру.

Интересный пример – Китай. Сначала они настроили какой-то ужас из керамогранита, дешевых окон и прочего. Но потом китайские архитекторы поучились в разных странах и стали создавать потрясающую архитектуру. Удивляет, когда в маленькой провинции они строят великолепный отель. Я говорю не о таунхаусах или глэмпингах, а о больших отелях, которые окупятся лет через 30. Причем архитектура отеля отражает самобытность культуры и выглядит при этом очень современно. Это крутая тенденция. Мне кажется, что такой подход — отчасти следствие государственной политики Китая, направленной на то, чтобы страна перестала ассоциироваться с подделками, грубо говоря. В мировом поле негативные стереотипы о стране могут влиять на ее экономику. Поэтому архитектура города и комфорт среды, где живут и работают люди, являются репрезентацией экономических возможностей государства.


Image_04.jpg


Мне, кстати, сложно понять, почему в России не используют потенциал строительства знаковых объектов в небольших городах. Ведь это повышает туристический приток. Классная, неординарная архитектура несет большой экономический потенциал, которого хватит на столетия. Что нам мешает создавать новое историческое наследие сегодня? Для меня это загадка.

Вопрос импортозамещения стоит сейчас особенно остро. Российское производство закрывает все потребности строительной сферы? У нас стали производить больше необходимых материалов?

Я не чувствую того, что этот вопрос стоит остро. Наши работы не завязаны на импорте, а мне не принципиально, голландский это кирпич или российский. Например, я знаю российскую компанию, которая заместила, кажется, вообще все. Они производят материалы фантастического качества. Действительно, есть мировые производители, чье отсутствие сказывается на работе. Но это не такая глобальная проблема.

Кто определяет тренды в мире архитектуры и дизайна?

Мне кажется, что тренды появляются (если они вообще существуют), когда кто-то показывает удачный кейс и все начинают за ним повторять. Но в своей работе я им не следую.


Image_05.jpg


А чему следуете?

Я отталкиваюсь от собственного понимания какой-либо проблематики. Я думаю про архитектуру, дизайн и в какой-то момент прихожу к определенной теме. Например, в романской архитектуре внешний план не соответствует внутреннему. Сразу возникает интерес создать архитектуру, базирующуюся на этом. Кроме того, мне интересно взаимодействовать с контекстом, в котором нужно создать проект. Сейчас мы работаем с объектами в Суздале и используем в них контекст Владимиро - Суздальской школы. А контекст определяют местные традиции и прагматические соображения. Меня больше волнует проблематика, а не тренд. В моем представлении тренды – это тупик.

Поделиться